Когда вы читаете нас, знайте: мы ценим ваше время и стараемся давать только самое интересное!
Ронни Джеймс Дио ушел от нас 16 мая 2010 года, менее чем через шесть месяцев после того, как объявил о своей борьбе с раком желудка. Пол Эллиотт из Classic Rock, впервые увидевший Дио на сцене еще в 1984-м и многократно бравший у него интервью, отдал дань уважения легенде. И мы присоединяемся к этим словам.
Уникальный талант: Магия голоса и слова
Человек, чей могучий голос озарил музыку Rainbow, Black Sabbath, Dio и Heaven And Hell, был поистине явлением. Вокалист невероятной мощи, экспрессии и врожденного мелодического чутья, элегантный поэт и рассказчик с богатейшим воображением. В словах и голосе Ронни Джеймса Дио всегда была магия, способная перенести слушателя в другие миры.
Ранние годы: От трубы до микрофона
Музыка стала центром его жизни с юных лет. Хотя он никогда не получал формального вокального образования, в детстве Ронни освоил валторну и трубу. Позже он говорил, что именно это помогло ему развить феноменальный контроль дыхания, столь важный для его вокальной мощи. Первой его профессиональной группой стала рокабилли-команда из Нью-Йорка Vegas Kings (1957), где он играл на бас-гитаре. Но довольно скоро он понял свое истинное призвание. К концу 1958 года он уже был ведущим вокалистом обновленной группы Ronnie & The Red Caps, позже переименованной в Ronnie Dio & The Prophets – сценическое имя Ронни позаимствовал у гангстера Джонни Дио.
Путь к вершинам: От Elf до судьбоносной встречи
Успех пришел далеко не сразу. В 60-е, на заре рок-эры, Дио усердно работал, но оставался в тени как лидер группы Electric Elves, название которой позже сократилось до Elf. Однако в начале 70-х произошел долгожданный прорыв. Роджер Гловер и Иэн Пейс из Deep Purple разглядели потенциал в Elf и решили спродюсировать их одноименный дебютный альбом. С этого момента между двумя группами завязалась прочная связь – связь, которая и привела Дио к человеку, кардинально изменившему его карьеру и жизнь.
Эпоха Rainbow: Рождение легенды
Ричи Блэкмор, легендарный гитарист Deep Purple, известный своим непростым характером, обратил внимание на Elf, и особенно на их вокалиста, во время совместных туров с 1972 по 1974 год. Когда Блэкмор решил записать сольный альбом (он открыто выражал недовольство фанковым уклоном альбомов Deep Purple Burn и Stormbringer), он пригласил Дио и остальных участников Elf, за исключением гитариста Стива Эдвардса. Этот альбом, названный Ritchie Blackmore’s Rainbow, вышел в 1975 году, вскоре после ухода гитариста из Deep Purple. И сразу стало очевидно: Блэкмор нашел в Дио идеального партнера. Голос и образность Дио идеально соответствовали пристрастиям Блэкмора.
Именно на альбоме Ritchie Blackmore’s Rainbow Ронни Джеймс Дио по-настоящему раскрылся. После всех предыдущих лет и работы с Elf это был его золотой шанс, и он использовал его, продемонстрировав абсолютную уверенность и мастерство. Открывающий трек «Man On The Silver Mountain» задал шаблон для многого, что последовало: эпическая, мистическая история, исполненная голосом, который то взмывал ввысь, то гремел, как гром. Дио также доказал свое мастерство в более мягких композициях альбома: поэтичной «Catch The Rainbow» и, возможно, самой красивой и элегической песне, когда-либо им записанной, – «The Temple Of The King».
За этим последовал один из величайших классических альбомов в истории рока, утвердивший новую группу – теперь уже просто Rainbow – как одну из главных сил на сцене и подтвердивший статус Дио как вокалиста непревзойденной мощи. Выпущенный в июне 1976 года, Rainbow Rising стал эталоном того, что ценители называют «замковым роком»: героический, фэнтезийный, прогрессивный хэви-метал монументального масштаба, наиболее ярко представленный «Stargazer» – обширным, почти симфоническим центральным произведением альбома. Джефф Бартон из Classic Rock (тогда писавший для Sounds) идеально охарактеризовал Rising, назвав его «термоядерным рок-н-роллом».
«Long Live Rock’N’Roll» и новый вызов
Как превзойти такое? Ронни почти сделал это на третьем студийном альбоме Rainbow Long Live Rock’N’Roll с треком «Gates Of Babylon», еще одной композицией масштаба «Stargazer». Но эта пластинка, наиболее известная своим гимноподобным заглавным треком, стала для Дио лебединой песней в Rainbow. Блэкмор, стремясь к более радио-дружелюбному звучанию, заменил его на элегантного англичанина Грэма Боннэта. Для Ронни было тяжело остаться без работы всего через четыре года с Rainbow. Но уже через год его пригласила другая всемирно известная рок-группа – и это стало величайшим вызовом в его карьере.
Black Sabbath: Возрождение титанов
Когда было объявлено, что Дио станет новым вокалистом Black Sabbath, сменив горячо любимого Оззи Осборна, он столкнулся с враждебностью со стороны СМИ и преданных фанатов Sabbath. Ситуацию усугубляло то, что Дио, американец, присоединялся к квинтэссенции британской группы. Но дебютный альбом Дио с Sabbath, Heaven And Hell (1980), заставил критиков замолчать. Питер Маковски из Sounds писал: «Ронни Джеймс Дио вдохнул в группу совершенно новую энергию… Просто расслабьтесь, сделайте погромче и почувствуйте, как ваш мозг взрывается».
Проще говоря, Дио снова сделал Black Sabbath великими. Его дар мелодиста и его поэтическое чутье привнесли лиричность в музыку Sabbath и особенно вдохновили Тони Айомми, чья гитарная работа на феноменальном заглавном треке альбома является лучшей в его карьере. И что особенно важно, Дио также мог справляться с по-настоящему тяжелыми вещами, что он убедительно доказал на «Neon Knights», возможно, самой тяжелой из всех песен Sabs. Никто и никогда не пел хэви-метал лучше, чем Ронни в «Neon Knights».
Еще один шедевр, и снова перемены
Он записал еще один великолепный альбом с Sabbath, Mob Rules, выпущенный в 1981 году. Но, как это часто бывает, сочетание изнурительных гастролей и личностных конфликтов привело к расколу в 1982 году на фоне слухов о том, что враждующие стороны вмешивались в сведение концертного альбома Live Evil.
Много лет спустя Ронни отметал эти истории как «чушь собачью», но на обложке Live Evil была небольшая деталь, которая красноречиво говорила о враждебности между Sabbath и Дио: вокалист был указан не как Ронни Джеймс Дио, а просто Ронни Дио. Это был дешевый выпад, на который Ронни отреагировал, создав новую группу под собственным именем – группу, чей первый альбом просто смел Sabbath с пути.
DIO: Сольный триумф и «Святой Дайвер»
Holy Diver, выпущенный в июне 1983 года, является одним из величайших дебютов в хэви-метале. Группа, которую собрал Ронни, включала два знакомых лица – бывшего коллегу по Rainbow Джимми Бэйна на басу и также покинувшего Sabbath Винни Апписи на барабанах – плюс относительно неизвестного и неопытного гитариста, 19-летнего Вивиана Кэмпбелла, ранее игравшего в ирландской группе Sweet Savage. Но они составили сплоченный коллектив: Бэйн и Апписи – несокрушимая основа, Кэмпбелл – яркий и яростный.
Поскольку Ронни впервые со времен Elf стал неоспоримым лидером группы, Holy Diver стал альбомом, на котором его уникальное художественное видение было наконец полностью реализовано. Это пластинка, наполненная классическими песнями, не просто классикой Dio, а классикой хэви-метала, определившей жанр: «Stand Up And Shout», «Holy Diver», «Rainbow In The Dark», «Don’t Talk To Strangers». Для сравнения, альбом Sabbath Born Again с неожиданной заменой Дио – Иэном Гилланом – многими был воспринят как шутка, еще до того, как Spinal Tap высмеяли сценическую декорацию Sabs в виде Стоунхенджа.
Золотые 80-е: Успех, драконы и благотворительность
На протяжении 80-х Дио – человек и группа – сохраняли большую и преданную армию поклонников. Участники группы приходили и уходили, начиная с Вивиана Кэмпбелла, который затем перешел в Whitesnake, а после – в Def Leppard. В 86-м Ронни организовал Hear ‘N Aid, ответ хэви-метала на Band Aid – благотворительный проект для помощи голодающим в Африке, который выпустил хитовый сингл «Stars», написанный Ронни и спетый звездным составом, включавшим участников Motley Crue, Iron Maiden и Judas Priest. И пусть ни один последующий альбом Dio так и не сравнился с Holy Diver, Ронни продолжал выпускать великолепные песни («We Rock», «The Last In Line», «Sacred Heart», «Rock’N’Roll Children») и устраивать захватывающие живые шоу.
Неожиданные повороты 90-х
Затем, в начале 90-х, произошел поразительный поворот. Ронни вернулся в Black Sabbath. Это продолжалось недолго. Они записали довольно приличный альбом Dehumanizer, но когда Sabbath пригласили выступить на разогреве у Оззи в его, как тогда объявлялось, прощальном туре, Ронни отказался, и Роб Хэлфорд из Judas Priest выступил в качестве замены.
Ронни перезапустил Dio в 1994 году, и в последующие 10 лет группа записала пять альбомов с различными составами. Но для Ронни Black Sabbath оставались незаконченным делом.
Heaven And Hell: Лебединая песня
И в 2007 году он воссоединился с Айомми, Апписи и басистом Гизером Батлером под вывеской Heaven And Hell. Это должно было стать последним триумфальным аккордом Ронни Джеймса Дио.
Изначально Ронни намеревался реформировать Dio после мирового турне Heaven And Hell, но успех этого тура был настолько велик, а атмосфера в группе после записи трех новых треков для сборника Black Sabbath The Dio Years настолько сильна, что было решено: Heaven And Hell запишут совершенно новый альбом. Этот альбом, The Devil You Know, был выпущен под всеобщее одобрение в 2009 году. Он стал последней из записей Ронни, выпущенных при его жизни.
Личные воспоминания и вечный «Look Out!»
Смерть Ронни Джеймса Дио оказала глубокое влияние как на тех, кто знал его, так и на тех, кто просто любил его музыку. Для автора этих строк, Пола Эллиотта, есть много дорогих воспоминаний. Ронни был первой рок-звездой, у которой он взял интервью как профессиональный журналист, еще в 1985 году, когда тот продвигал альбом Dio Sacred Heart. «Для меня это была огромная честь – встретиться с ним. С 1980 года – когда я развернул рождественский подарок от брата, кассету Heaven And Hell – я стал фанатом Ронни Джеймса Дио».
«Я впервые увидел Ронни на сцене с Dio в Hammersmith Odeon в 1984 году, в туре The Last In Line. И за эти годы я видел столько великолепных концертов Ронни: в Бирмингеме с этим чертовым драконом, в лондонской «Астории», где он исполнил весь Holy Diver, и в последний раз – в Брайтон-центре с Heaven And Hell».
«Мое последнее интервью с Ронни состоялось за год до смерти , когда он был в Лондоне с Heaven And Hell. Больше всего мне запомнилась теплота во взаимоотношениях между ним, Тони, Гизером и Винни. Я спросил Ронни о фразе, которую он много раз использовал в своих текстах, фразе, ставшей своего рода его визитной карточкой: «Look out!» («Берегись!»). Он использовал ее в «Holy Diver», в «Rainbow In The Dark» и рекордные пять раз в «Children Of The Sea» Black Sabbath».
Он улыбнулся. «Это забавно. Всякий раз, когда я играю в Фениксе, там всегда есть один парень, и каждый раз, когда я собираюсь это спеть, он поднимает табличку с надписью «Look Out!». Я воспринимаю это как комплимент!»
И он был прав: это комплимент. «Когда у меня была прощальная вечеринка после 10 лет работы в Kerrang!, на приглашениях была фотография Ронни с чучелом орла и заголовок: Look Out! Это была дань уважения человеку, который для меня лучше всего олицетворяет дух хэви-метала».
Величайший? Безусловно!
В выпуске Classic Rock за 2009 год Пол Эллиотт заявил: «Из всех легендарных хэви-метал вокалистов Ронни Джеймс Дио – величайший». И многие, по всему миру, разделяют это мнение. «Я вспоминаю одну пьяную ночь с друзьями в Брайтоне, когда разговор неизбежно зашел о хэви-метале, и, в частности, о вокалистах – в этот момент один друг, Энди Ханнс, пригрозил уйти из паба, если мы все не согласимся, что Ронни Джеймс Дио – вокалист №1 всех времен в метале. Мы согласились, Энди остался. Роб Хэлфорд был признан №2».
Ронни Джеймс Дио спел так много великих песен: «Man On The Silver Mountain», «Sixteenth Century Greensleeves», «The Temple Of The King», «Stargazer», «Tarot Woman», «Starstruck», «Kill The King», «Long Live Rock’N’Roll», «Neon Knights», «Children Of The Sea», «Heaven And Hell», «Die Young», «Stand Up And Shout», «Holy Diver», «Rainbow In The Dark», «The Last In Line», «We Rock». Этот список можно продолжать бесконечно.
«Когда мы мечтаем – вот тогда мы летим»
Но если есть одна песня, одна строчка, которая лучше всего передает суть Ронни Джеймса Дио, то это из «Sacred Heart»: «Whenever we dream, that’s when we fly» («Когда мы мечтаем – вот тогда мы летим»).
Он осмелился мечтать, и он взлетел высоко. Покойся с миром, Ронни. Твой голос звучит вечно.
А какие песни Ронни Джеймса Дио особенно дороги вам? Делитесь в комментариях! И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить другие истории о легендах рока!