Певец, лидер группы, икона — это история эпической сольной карьеры Ронни Джеймса Дио.
Ронни Джеймс Дио был одним из величайших вокалистов металла всех времен, принявшим участие в записи знаковых альбомов Rainbow, Black Sabbath и своей собственной группы Dio. Карьера последней началась более чем удачно с мощного Holy Diver, сделавшего Ронни сольной звездой 80-х. В 2012 году, спустя два года после его смерти, бывшие коллеги Дио по группе, Винни Эппис и Джимми Бэйн, вспоминали сольные альбомы, которые закрепили место Ронни Джеймса Дио в пантеоне металла.
Немногим музыкантам выпадает шанс стать частью по-настоящему классического альбома. Но в случае с покойным Ронни Джеймсом Дио история была создана трижды: он участвовал в записи трех невероятных и поистине влиятельных альбомов, и, что самое удивительное, каждый — с разной группой.
Сначала был основополагающий альбом Rainbow 1976 года, Rising. Затем Heaven And Hell в 1980 году с Black Sabbath. И, наконец, грандиозный дебют Dio в 1983 году, Holy Diver. Этот альбом, вместе с последовавшими за ним The Last In Line (1984) и Sacred Heart (1985), считается определяющей сольной работой Дио, причем большинство фанатов и критиков сходятся во мнении, что группа была на пике своей формы в этот золотой период.
Сольная карьера Дио началась после конфликта с Тони Айомми и Гизером Батлером из Black Sabbath во время сведения альбома Live Evil (1982). Музыканты обвиняли друг друга в манипуляциях с уровнем вокала, что привело к ссоре и уходу Дио.
«Мне позвонил Гизер и фактически сообщил, что меня уволили», — заявил Дио. «Но в каком-то смысле это было позитивно, потому что это означало, что я наконец-то свободен делать все по-своему».
Барабанщик Sabbath Винни Эппис до сих пор отрицает, что Дио был уволен из группы, утверждая: «Это было собственное решение Ронни уйти. Он сделал это по деловым и личным причинам. Тони и Гизер хотели, чтобы я остался, но Ронни также спросил, не хочу ли я присоединиться к нему, и я выбрал этот вариант».
Новая группа оказалась перед фактом: материала для альбома практически не существовало.
«Мы работали над подготовкой концертного альбома в Sabbath, так что мы совсем не были в режиме написания песен», — признался Дио. «Я даже не думал о том, чтобы делать что-то вне Sabbath, пока мне не позвонил Гизер. Я, конечно, не скрывал от группы никаких песен, это не в моем стиле. Так что, когда мы с Винни собрались вместе, я быстро написал две песни, Holy Diver и Don’t Talk To Strangers».
Винни также вспоминает, как между ними возникло взаимопонимание. «Мы очень хорошо ладили во время тура Heaven And Hell [когда Винни заменил в Sabbath оригинального барабанщика Билла Уорда]», — добавляет барабанщик к словам Ронни. «У Ронни уже тогда был сольный контракт, и велись разговоры о записи звездного сольного альбома Дио с участием множества друзей. Но когда дела в Sabbath пошли плохо, Ронни просто решил создать свою собственную группу, так и появилась Dio».
С самим Дио на гитаре было записано демо двух треков, чтобы найти подходящего гитариста. Хотя, как вспоминал сам певец, это оказалось непросто, ведь когда ты работал и с Ричи Блэкмором, и с Тони Айомми, ты неизбежно устанавливаешь очень высокую планку.
«Мы проводили время в Лондоне, ходили по клубам в поисках подходящего человека», — объяснял Ронни, — «но не могли найти никого подходящего. Тогда, почти в качестве последнего средства, я позвонил Джимми Бэйну». Ронни и Джимми Бэйн работали вместе в Rainbow, и, как вспоминает последний, был один человек, который, по его мнению, был готов к этой задаче.
«Мне позвонил Ронни и сообщил, что они с Винни только что ушли из Sabbath и хотят создать новую группу с двумя британцами», — вспоминает он. — «Я предложил себя и Вивиана Кэмпбелла, которого я видел, когда его группа Sweet Savage выступала на разогреве у Wild Horses [одна из групп Джимми после Rainbow] в ирландском туре.
«Ронни и Винни планировали прибыть в Великобританию через несколько дней, но связаться с Вивом оказалось проблематично. Я понятия не имел, где его искать. К счастью, судьба вмешалась. Мне предстояли репетиции в Дублине с Филом Лайноттом и Greedy Bastards. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что группа Вива занимается в той же студии! Они репетировали утром, мы — днем. Это дало мне шанс переговорить с Вивом, и уже через пару дней мы собрались в лондонской студии John Henry’s. Всего десять минут — и вопрос с гитаристом был решен.».
Винни признает, что Вивиан был не единственным кандидатом на эту должность. «Было еще несколько гитаристов, которых мы рассматривали», — рассказывает он. — «Одним из них был Джейк И Ли [который в то время играл в Ratt, а позже присоединился к группе Оззи], но мы от него отказались. Ронни и я прилетели в Лондон и пошли по клубам, чтобы посмотреть на музыкантов; пользуясь газетными анонсами, мы шли вслепую, и однажды даже [попали на] концерт регги-группы!»
Дио рассказал, что также был предложен Джон Сайкс, тогда еще игравший в Tygers Of Pan Tang, но в будущем ставший участником Thin Lizzy и Whitesnake. Но Вивиан был более привлекательным вариантом. Что касается Винни, то у него никогда не было сомнений в том, кто должен быть басистом. «Ронни даже не упомянул ни одного другого басиста», — утверждает он. — «Джимми очень быстро взяли в группу, и все восприняли как должное, что мы должны работать вместе».
Название Dio было воспринято всеми участниками группы как логичное, причем Ронни отметил, что «с моей стороны это не было проявлением эго; у меня была определенная репутация, и это просто имело смысл». Певец также решил, что он должен продюсировать дебютный альбом группы.
«Я так многому научился, работая с Мартином Бирчем над альбомами Rainbow и Sabbath, а также с Роджером Гловером во времена Elf», — отметил он. — «У меня была вера в себя, уверенность в своих силах, и я знал, что если у меня будет хороший звукорежиссер, то все будет хорошо».
Анджело Аручи, который занимался концертным звуком группы, был выбран в качестве студийного звукорежиссера, и Ронни был убежден, что это позволит всем участникам группы проявить себя. «Я хотел, чтобы это звучало как группа, а не как мое сольное выступление. Когда вокруг тебя талантливые люди, зачем их ограничивать?»
Джимми считает, что запись альбома Holy Diver прошла очень гладко: «На самом деле, это было легко», — подтверждает он. «Мы уже некоторое время работали над песней через дорогу от Sound City Studios [в Лос-Анджелесе], где мы записывали альбом. Другое дело, что у нас не было проблем друг с другом. Это придет позже!»
Однако в студии возникли одна или две проблемы, не последнюю из которых вызвала собственная антипатия Дио к одной песне.
«Я думал, что Rainbow In The Dark слишком попсовая для того, что я пытался сделать, и я помнил о том, что люди знают меня по более тяжелому материалу», — заявил певец ближе к тому времени — удивительное признание, учитывая огромную популярность этой песни. — «Так что я был готов вырезать ее из альбома, но остальные ребята уговорили меня оставить ее. Они были правы».
В последние годы возникли споры по поводу песен на Holy Diver, причем некоторые даже настаивают на том, что многие идеи были взяты из песен Sweet Savage, и что Дио использовал их в качестве основы для альбома без разрешения ирландской NWOBHM-банды. Джимми и Винсент это категорически отрицают.
«Послушайте, было несколько песен, которые были основаны на песнях Sweet Savage, и пара идей была взята у Wild Horses», — говорит Джимми сейчас. — «Но не целые песни, как было сказано. Я помню, что Rainbow In The Dark вышла из песни Sweet Savage под названием Bottle Of Wine. Ронни дал ей новую мелодию и текст, я придумал партию на клавишных. Так что она не была просто скопирована у Sweet Savage».
Винни также считает, что Stand Up And Shout использовала идею, которая возникла у Sweet Savage, но не помнит, чтобы кто-то полностью обчищал каталог песен этой группы; «Кроме Stand Up And Shout, может быть, еще одна песня имела отношение к Sweet Savage. Но это все».
Выпущенный в мае 1983 года, Holy Diver занял 13-е место в британских чартах и 56-е место в Америке, где в конечном итоге было продано более миллиона копий. Это было солидное начало для группы, которая укрепила свою репутацию в Великобритании, выступив на фестивале Monsters Of Rock в 1983 году, где хедлайнером были Whitesnake.
Продолжение работы над Holy Diver стало вызовом для всех участников, и к этому времени в состав группы вошел клавишник Клод Шнелл. Ронни играл на клавишных на дебютном альбоме, но теперь в составе был настоящий клавишник. Для самого Дио целью второго альбома было превзойти то, что было достигнуто ранее.
«Я не из тех людей, кто когда-либо бывает настолько доволен альбомом, что считает, что ничто не может быть улучшено», — сказал он однажды. — «Для меня, когда ты делаешь запись, которая нравится другим, это должно стать стимулом для того, чтобы двигаться еще дальше. Вы должны дорожить признанием других как привилегией, а не правом. Именно возможность сделать еще лучше должна двигать вами вперед».
Винни сейчас с энтузиазмом вспоминает то, что должно было стать The Last In Line. «Мы делали это в Колорадо на Caribou Ranch, и мы все жили прямо на студии», — говорит он. — «Это было очень круто, но не так свободно, как на Holy Diver. Ронни больше контролировал этот альбом [как продюсер], и у нас было написано всего пять или шесть песен, когда мы приехали. We Rock мы написали там же, прямо в студии.
«На самом деле, в некотором смысле, делать этот альбом было легче», — продолжает он. — «Но в других отношениях — нет. Было легче, потому что мы лучше узнали друг друга. На музыкальном уровне нам нужно было быть более осторожными, чтобы не повторять идеи с предыдущей пластинки, поэтому мы действовали осторожно».
Винни не устает хвалить Дио как продюсера, считая, что он раскрыл многое, что другие могли бы упустить. «Ронни был великолепен», — восклицает он. — «Он мог слышать, куда идет песня, прежде чем она туда попадет. Он слышал множество мелодий и отдельных партий внутри песни. Он прекрасно разбирался в звучании каждого инструмента и в записи этих звуков».
«У всех нас было гораздо больше возможностей как у авторов песен», — отмечает Джимми, — «и тот факт, что теперь мы знали друг друга гораздо лучше, был, очевидно, преимуществом для всех».
The Last In Line был выпущен в июле 1984 года. Развивая предыдущий успех, на этот раз альбом не только вошел в пятерку лучших в Великобритании, заняв четвертое место (что стало лучшим результатом в карьере группы), но и достиг 23-го места в США. Опять же, это окажется лучшим результатом в Штатах, где было продано более миллиона копий.
Dio становились все сильнее и сильнее, но в стане назревал серьезный раскол. В 1985 году Дио был движущей силой Hear ’N Aid и сингла Stars, целью которого был сбор средств для помощи голодающим в Африке. Вивиан участвовал в проекте, но к тому времени, когда группа начала работать над третьим альбомом Sacred Heart, Ронни и Вивиан перестали ладить.
«На мой взгляд, Вивиан больше не был предан группе так, как в первые дни», — рассказал певец незадолго до своей смерти. «Он был — и остается — отличным гитаристом. Я никогда не забывал о том, насколько он хорош как музыкант, но как человек… ну, он больше не был на одной волне с остальными нами. Это меня очень раздражало. Когда четыре человека действительно выкладываются на полную, а один явно сдерживается, это создает нездоровую атмосферу».
Эти проблемы, возможно, омрачили запись Sacred Heart, и Джимми считает, что Ронни совершил большую ошибку, отпустив Кэмпбелла так скоро после выхода этого альбома.
«Вив не сделал ничего, что оправдывало бы его удаление из группы таким трусливым способом», — говорит басист. — «Для меня увольнение Вива было самой большой ошибкой в карьере Ронни. Проблему можно было легко решить, если бы на то была воля Ронни и Венди [Дио, менеджера группы и жены Ронни]».
Винни также сожалеет об уходе Вивиана, хотя он немного более дипломатичен в своих комментариях по поводу этой ситуации.
«Вив был недоволен деловой стороной группы и в музыкальном плане хотел заняться чем-то другим. Если бы он был доволен деловой стороной, он, вероятно, остался бы и сделал еще несколько пластинок с нами. У нас была успешная, отличная группа с Вивом, и было жаль менять состав».
Для своего третьего альбома Dio вернулись к записи в Лос-Анджелесе, на этот раз в Rumbo Studios, причем Ронни снова взял на себя роль продюсера — и главный человек был очень доволен тем, как все получилось.
«В музыкальном плане мы, безусловно, выросли. Мы все очень гордимся тем, что сделали», — сказал он в то время. — «На мой взгляд, это подняло то, чего мы достигли на первых двух альбомах, на новый уровень».
«Я не думаю, что песни были такими же тяжелыми, как на двух предыдущих пластинках», — комментирует Винни Sacred Heart. — «Но это все равно была отличная запись».
Джимми Бэйн, однако, считает, что к моменту выхода Sacred Heart группа Dio находилась в упадке. «Dio должны были становиться лучше с каждым альбомом, но произошло обратное. Звучание было разбавлено клавишными, песни были не такими хорошими, потому что стало труднее удовлетворить потребность Ронни усложнять аранжировку и структуру».
Тем не менее, альбом достиг 29-го места в США, где было продано более полумиллиона копий, и повторил успех The Last In Line в Великобритании, достигнув четвертого места в альбомных чартах.
Сценические декорации для тура Sacred Heart были самыми впечатляющими на сегодняшний день для Dio, с механическим драконом, которого ласково называли Дензилом. Но это был конец пути для того, что большинство людей считают классическим составом Dio; к концу тура Вивиан ушел, его заменил Крейг Голди. Первый фигурирует в концертной части EP Intermission 1986 года, а Крейг играет на гитаре в новой студийной песне Time To Burn.
Однако, когда Вивиан покинул группу, большинство людей сочли, что ее лучшие дни позади. Нельзя сказать, что они выпустили череду плохих альбомов, но планка, установленная на первых трех, была настолько высока, что спад был неизбежен.
С 1987 по 2004 год они выпустили еще семь студийных альбомов, а также три концертных альбома в период с 1998 по 2006 год. Однако, несмотря на то, что им иногда удавалось уловить магию тех ранних лет, Dio уже никогда не были прежними. Череда изменений в составе означала, что преемственности практически не было, и все еще больше усложнилось, когда Ронни взял тайм-аут, чтобы вернуться в Black Sabbath для альбома Dehumanizer 1992 года и тура.
Планы по выпуску продолжения хорошо принятого альбома Magica 2000 года были отложены, когда в 2006 году образовалась группа Heaven & Hell. Были определенные обязательства по выпуску как минимум одного нового альбома Dio к 2010 году, когда у Ронни был диагностирован рак, но группе удалось записать новую песню Electra, которая давала основания полагать, что на следующей полноформатной пластинке можно ожидать возвращения к прежней форме.
И все же неровность того, что последовало за Sacred Heart, не должна умалять тот факт, что в первой половине 1980-х годов Dio были одной из лучших хард-рок-групп. Их наследие неизгладимо, и переиздания тех ранних альбомов подчеркивают тот факт, что группа была особенной; способной стоять в одном ряду с любыми другими группами того времени, но при этом достаточно самобытной, чтобы гарантировать, что первые три альбома были бескомпромиссным представлением огромных талантов участников.
Пожалуй, последнее слово должно остаться за самим Ронни:
«Я не хочу играть с людьми, которые хуже меня», — сказал он однажды. — «Люди тянутся к успеху, и они говорят: «Я хочу играть с Ронни Дио. Может быть, я чему-то научусь, может быть, это будет для меня шагом вперед». Как бы то ни было, какова бы ни была причина, мне всегда удавалось окружить себя, как правило, лучшими ребятами.
«Музыканты — это всегда великие музыканты, то, чем я всегда хотел быть и к чему стремился, так что это было моим вдохновением. Ты должен окружить себя такими же талантами, как и ты сам, и я думаю, что мне было легче, потому что я был благословлен этим талантом и имел успех».