"Быть в одной всемирно известной группе - это больше, чем могут мечтать большинство музыкантов. Быть в двух - это почти жадность. Но добиться успеха в третий раз, особенно с собственной группой, - я считаю себя крайне удачливым человеком", - так говорил Ронни Джеймс Дио за год до своей смерти в 2010 году.
Мало кто мог предсказать, что Дио продолжит свой путь после ухода из Rainbow в 1979 году. Он отказался "петь коммерческий поп-рок мусор, такой как Since You Been Gone", будучи вокалистом на одном из величайших альбомов всех времен - Rainbow Rising.
Когда же объявили, что он заменит Оззи Осборна в Black Sabbath, многие решили, что это гвоздь в крышку гроба группы - немыслимое дело! Но его приход вдохнул новую жизнь в Sabbath, результатом чего стал альбом Heaven And Hell, ставший еще одной монументальной рок-классикой.
Однако, покинув Sabbath, Дио совершил, пожалуй, самый невероятный подвиг - выпустил свой первый сольный альбом Holy Diver. В то время как Rainbow (с провальным Bent Out Of Shape) и Sabbath (со смехотворным Born Again ) дышали на ладан, Holy Diver с презрением смотрел на них с вершины хит-парадов.
Помимо заглавного трека, знаковым на альбоме стала песня Rainbow In The Dark. По словам Вивиана Кэмпбелла, гитариста Дио, ее мощный рифф "изначально был в песне Sweet Savage под названием Lady Marianne".
Sweet Savage - группа из Белфаста, которую Кэмпбелл основал еще подростком, до того как в 20 лет присоединился к Дио.
"Я не думал, что Sweet Savage продолжит существовать, ведь я был важной частью группы. Но вся музыка в Rainbow In The Dark была взята из песни Sweet Savage, которую я написал в шестнадцать лет", - говорил Вивиан.
Кэмпбелл вспоминал, как родилась песня Дио: он, басист Джимми Бэйн и барабанщик Винни Апис импровизировали, когда в репетиционную вошел Ронни. "Всегда чувствовалось напряжение, когда Ронни приходил на репетицию. Он был боссом".
Дио впервые поработал с Бэйном в Rainbow, а Апис был барабанщиком в Sabbath в последние годы пребывания там Ронни. "Мы с Джимми и Винни просто играли риффы. Винни придавал им свой неповторимый колорит. Нет на планете барабанщика, играющего как Винни Апис. Он изобрел этот бит. Когда я сочинял, я представлял, как малый барабан бьет здесь, а бас - там. И в девяти случаях из десяти Винни менял их местами. Так было и с Rainbow In The Dark".
"Мы сыграли рифф Ронни, и он практически сразу начал петь мелодию. А во время одного из перерывов Джимми подошел к маленькому синтезатору Yamaha и придумал этот клавишный мотив. Вот так, за десять минут, у нас была готова песня".
Этот "клавишный мотив" Бэйна на самом деле был взят из песни Criminal Tendencies, которую он написал для своей предыдущей группы Wild Horses.
Конечно, ничто из этого не обрело бы такую силу без мелодического дара Дио (таланта, развитого им в детстве во время обучения игре на трубе) и его львиного рыка. Текст песни также был на высоте: "Я взываю к магии, чувствую ее танец в ночи / Было холодно, я потерял хватку, в тенях ночи..."
"Он разительно отличался от большинства рок-вокалистов, которых я встречала", - вспоминает жена и менеджер Ронни, Венди Дио. "Он был умен, читал по книге в день".
Создание Rainbow In The Dark стало еще одним доказательством того, насколько серьезно Ронни Дио подошел к созданию собственной группы.
"Мне было бы легко найти пару крутых ребят с Сансет Стрип и сколотить группу", - говорил он мне позже. "Но я работал со столькими замечательными британскими музыкантами в Rainbow и Sabbath, что хотел сохранить сплав американского и британского рока".
Именно по этой причине Ронни отказался брать в группу молодого Джейка Ли. (Позже Ли прославится как гитарист в сольной группе Оззи).
До Бэйна шли переговоры с австралийским экс-басистом Rainbow Бобом Дэйсли. (Как ни странно, Дэйсли также присоединится к группе Оззи вместе с Ли).
Именно Бэйн предложил взять никому не известного гитариста по имени Вивиан Кэмпбелл. "У меня было два кандидата", - рассказывал мне Бэйн. "Один - Джон Сайкс, другой - Вивиан". Поскольку Сайкс уже был занят в Whitesnake, Дио дал шанс Кэмпбеллу - так родился один из самых ярких составов 80-х.
20-летний Кэмпбелл, полный звездных мечтаний, не мог поверить своей удаче. "Я был большим поклонником Rainbow и заслушал до дыр альбом Heaven And Hell. Дио был для меня звездой, и было странно просто находиться с ним в одной комнате".
Через несколько недель новоиспеченный квартет отправился в Лос-Анджелес, в студию Sound City в Ван Найсе. "Мы приходили туда каждый вечер и отлично проводили время", - вспоминает Кэмпбелл. "Много курили травки, друзья приходили. Атмосфера была потрясающей". Они репетировали песни, а часто и записывали их в ту же ночь.
"Мы даже не разбирали аппаратуру", - говорит Кэмпбелл. "Просто перекатывали ее через парковку в студию". Результатом, как нельзя лучше демонстрирует трек Rainbow In The Dark, стала "одна из лучших работ, которые я когда-либо делал", - сиял Ронни. "Рок, не просто шум. Великая песня с великолепной игрой".