Всем известно, что советский синематограф — легенда. Вечнозелёные картины, звёздные составы, одна из лучших школ кинодраматургии (и лучшая — трагикомедии) в мире. О причинах этого разгораются долгие споры, которые сводятся к тому, что просто СССР был лучшей страной на свете, и потому кино тоже самое лучшее. Я бы не стал так просто соглашаться, но сегодня о другом.
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о том, почему советские режиссёры стали снимать низкокачественное кино.
ПРОЛОГ
В 1991 году было подписано соглашение в Беловежской Пуще, и советский синематограф обратился в российский, украинский, и белорусский. Многие крупные киностудии — Одесская, Довженко, Беларусьфильм, Казахфильм, оказались за пределами страны. Украина и Россия, главные кинематографические регионы СССР, пытались восстановить кинопроизводство в течение ряда лет. Где-то это было успешным, появлялись прекрасные совместные кино- и телевизионные проекты. Но, в целом, ни одной из киностудий не удалось повторить успех хоть какого-то советского шлягера. Даже самые лучшие фильмы и передачи едва дотягивали до нижних цифр советского проката. Виной тому было не только ухудшение качества фильмов, но и утрата интереса зрителей, и развал системы кинопроката в целом.
НОВОЕ КИНО
Новый синематограф начал входить в силу, трансформируясь из перестроечного и советского кино в современное. Появились новые жанры, новые приёмы киносъёмок, более активный обмен опытом. И случилась странная вещь — легендарные советские режиссёры не смогли поставить на кинорынок ни одной легендарной картины. Один за одним выходили новые «хиты» — «ШИРЛИ-МЫРЛИ», «СТАРЫЕ КЛЯЧИ», «НА ДЕРИБАСОВСКОЙ ХОРОШАЯ ПОГОДА...», и другие. Зрители прошлого поколения требовали от корифеев киноискусства шлягеров — но страна рожала дураков. Начался масштабный хейт пост-советского синематографа. Говорили, что советские мастера не способны больше ничего создать, что они продались, зазвездились, и даже предали Родину. Что же произошло ? Неужели все они исписались ? Ведь возможностей стало ещё больше ?
КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ
На самом деле, нет. Механизм этих событий был многим неясен, а непонимание в советском (да и российском) обывателе всегда вызывало ненависть и осуждение. А произошло следующее: синематограф во всех странах, в том числе и в СССР, всегда тянулся за трендами. Был спрос на определённые проекты, которые зритель был готов потреблять. А любой потребитель всегда находился на вершине сложной системы, в данном случае, системы киноиндустрии. В которую входили как сами киностудии, так и множество государственных организаций по управлению, финансированию, и обеспечению кинопроизводства. Вся эта система с падением СССР была полностью развалена.
Во-первых, поменялся подход к кино-культуре в целом: давало себя знать нашествие западных киностудий, конкуренция кинотеатров с видеосалонами, развитие рынка VHS и DVD. Во-вторых, экономический кризис спровоцировал уменьшение объёмов кинопроизводства. В-третьих, исчезло централизованное распределение ресурсов: многие киностудии, лишившись финансирования, были закрыты, приватизированы, проданы, уничтожены. Всё это привело к снижению спроса на кинопрокат, что сразу же отразилось на заработках киностудий и кинотеатров, гонорарах артистов. Некоторые, как Валентина Воилкова и Карина Моритц, эмигрировали за границу. Другие снимались вол всяких чернушных проектах, пытаясь заработать хоть что-то. Известные советские артисты продолжали играть в театрах — большинство из них были театралами.
В такой новой обстановке режиссёры оказались не готовы к резкому изменению тематики и формата кинокартин. Снимать советское кино они уже не могли — СССР не было. Российское же кино было пока что направлением не совсем понятным, и требовалась адаптация. Эти режиссёры — они пытались найти современный язык, отразить новую историческую реальность, поиск идентичности. И, на каком-то, быть может, не очень высоком уровне, они смогли это сделать. Так что, перечисленные картины, быть может, вовсе не такие плохие, какими кажутся многим. Просто они искали современный язык.
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Эпоха перестроечного, и пост-перестроечного кино быстро закончилась, подарив зрителям несколько довольно сильных фильмов и персонажей.
Но в системе снова возникла энтропия. Недостаток новых идей вследствие всё большего восхождения поколения референса, и творческой деградации мировой киноиндустрии в целом, привёл к тому, что синематограф отчаянно начал эксплуатировать вышедшие в тираж проекты.
В России это выразилось в том, что киноделы стали активно снимать ремейки советских фильмов, которые в то время имели большой успех. Как правило, все такие опыты заканчивались неудачно.
И, если в девяностые это было лишь поиском современного киноязыка, то в новейшее время такие проекты стали делаться лишь для попытки повторения коммерческого успеха, для попадания в списки главных экранизаций, и прочего, не относящегося к искусству. Однако тогда, в те самые девяностые, экранизации произведений, не относящихся к эпохе, которую представляли кинематографисты, выходили порой весьма удачными.