Найти в Дзене
Антон Владимиров

Данила Багров: в правде, или всё-таки в деньгах

Легендарный и неповторимый, эталон и идол, герой нашего времени... Как только не называют, и в какие только не облачают одежды и регалии Данилу Багрова. Сколько Данил родились в русских, украинских, белорусских семьях в 1998 году, да и после тоже было немало. Сколько портретов во дворах городов было нарисовано ! Фильмы с его участием стали культовыми в самом прямом смысле этого слова. Мы засматривались ими, и Данила Багров — праведный мститель с обрезом, в сером свитере из секонда, справедливый судья, стал настоящей иконой поколения. И иконой времени. Это был герой, который пришёл в это время, был его отражением, и, в чём-то, сделал его таким, каким оно стало позже. Я — Антон Владимиров, писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о том, кто такой Данила Багров, и почему он стал таким популярным. Почему артист, персонаж, политический деятель становится популярным ? Дело в том, что в обществе на любой момент времени всегда существуют разные запросы. Эти запросы отражаются в моде,
Оглавление

Легендарный и неповторимый, эталон и идол, герой нашего времени... Как только не называют, и в какие только не облачают одежды и регалии Данилу Багрова. Сколько Данил родились в русских, украинских, белорусских семьях в 1998 году, да и после тоже было немало. Сколько портретов во дворах городов было нарисовано ! Фильмы с его участием стали культовыми в самом прямом смысле этого слова.

Данила Багров, к/ф "БРАТ"
Данила Багров, к/ф "БРАТ"

Мы засматривались ими, и Данила Багров — праведный мститель с обрезом, в сером свитере из секонда, справедливый судья, стал настоящей иконой поколения. И иконой времени. Это был герой, который пришёл в это время, был его отражением, и, в чём-то, сделал его таким, каким оно стало позже.

Я — Антон Владимиров, писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о том, кто такой Данила Багров, и почему он стал таким популярным.

Явление и причины

Почему артист, персонаж, политический деятель становится популярным ? Дело в том, что в обществе на любой момент времени всегда существуют разные запросы. Эти запросы отражаются в моде, различных молодёжных движениях, течениях, и зависят от контекста эпохи, от событий, которые в ней происходят. Если человек, вещь, произведение, удовлетворяют этим запросам, они становятся востребованными. Востребованность определяет популярность в той или иной аудитории.

Скажем, раньше в мире людей, в целом, господствовал культ войны, насилия, и убийства. Все древние сказания, легенды, эпосы повествуют о завоеваниях, военных походах, сражениях. Самыми популярными деятелями были различные воины: рыцари, жестокие вожди, полководцы, — те, кто принёс противнику наибольшее горе, сжёг больше всего городов, захватил больше всего чужих земель, уничтожил больше всего вражеских солдат, ограбил, угнал в рабство, захватил, и разорил.

Саги о викингах чрезвычайно популярны уже много веков. Сериал "Викинги".
Саги о викингах чрезвычайно популярны уже много веков. Сериал "Викинги".

С течением времени популярность вышла за эти грани: общество развивалось, появились искусства, науки, возникли новые кумиры. Но сам культ насилия никуда не делся — «Три мушкетёра», «Остров Сокровищ», «Чёрный корсар», «Конан-Варвар», «Властелин Колец», и многие другие известные книги, фильмы содержат множество сцен насилия. В подавляющем большинстве детективов самым частым преступлением является убийство.

Даже в том же «Волшебнике Изумрудного Города», как и в последующих частях, постоянно происходят катастрофы, захват заложников, нападения на мирных жителей, растерзания дикими животными, и прочие подобные события. Не говоря уже о народных сказках, в которых количество всего этого просто зашкаливает...

Мы с вами видим, что насилие в искусстве востребовано само по себе, независимо от эпохи и времени. И что меняется только степень востребованности: от высокой, до очень высокой.

Соответственно, главный герой, учиняющий насилие, уже нацелен на популярность (причём необязательно этот герой положительный, но об этом поговорим после), и запрос на него уже существует. Но имеет значение и личность героя.

Запрос на Данилу Багрова

Как же возник запрос на Данилу Багрова, почему именно на него ? Как известно, нельзя создать спрос на товар, но можно создать условия, при которых этот товар будет пользоваться спросом. Очевидно, что любой фильм, книга, спектакль — товар. А условия для спроса на него может создать либо его автор, продюсер (в случае, если он сам формирует тренд, движение, игровую вселенную), либо исторические события, влияющие на общество. Причём, возможно одновременно и то, и другое.

В образе Данилы были собраны сразу несколько триггеров, безошибочно подобранных для того, чтобы он стал культовым героем.

Человек из народа. Данила Багров — обычный парень, такой, как все. Простой, добрый, открытый. Пошёл посмотреть на съёмки, а его подонки-охранники избили. Зритель сразу и жалеет Данилу (всем известно, что охранники это козлы, ни за что исколотили), и проникается его стойкостью. В короткой монтажной фразе нам буквально транслируют основные черты героя, практически мгновенно закрепляют их в сознании. Дальнейшие эпизоды дополняют образ.

-3

Честный и справедливый. В нашем обществе процветают ненависть, лицемерие, ложь, двуличие. Поэтому создатели положительных, и даже иногда отрицательных, персонажей стараются придать им максимально противоположные черты. Если зритель рад, что персонаж хуже него, глупее него, то также он доволен, когда персонаж лучше, честнее, справедливее многих окружающих зрителя людей (сам-то зритель хороший, как правило). Такой персонаж может стать и примером — например, Д`Артаньян, Буратино, Человек-Паук.

Смелый и отважный. Как правило, добрые персонажи борются со злыми с помощью насилия, хитрости, интеллекта. Насилие обычно на первом месте, особенно в боевиках и триллерах. Зритель понимает, что мир наполняют злодеи и преступники, и готов побеждать их. Но, чаще всего, только с дивана. И в смелом и отважном герое этот зритель видит себя, отождествляет себя с борцом за справедливость, который пачками наказывает негодяев огнём и мечом, револьвером и штурмовой винтовкой, и даже крупнокалиберным пулемётом. Всем известно, что девяностые были бандитскими временами, и потому именно с бандитами должен был сражаться новый народный мститель.

Кто же, как не супер-герой, должен побеждать этих бандитов при полном бездействии правоохранительных органов ? Кстати, первые, самые лучшие, серии «Улиц» и «Убойной силы», снимали именно для того, чтобы повысить у общественности лояльность к милиции, обратить внимание на тяжёлый труд, риск, и на унизительное положение простых оперативников, ежедневно вступающих в бой с негодяями и отморозками.

Слушает русский рок. Конец девяностых — последний рассвет русского рока, время массового фанатства, ношения атрибутики, безумств на концертах. В это время вас могли избить на улице за то, что вы не назвали количество групп по количеству шипов вашего напульсника. Могли оторвать значок в метро, или отобрать кошелёк в тёмной подворотне. Причём, это были такие же пламенные рокеры, борцы за рок-идею, рок-революцию, и вообще, за правое дело. Просто для себя они несколько иначе интерпретировали то, о чём говорили и пели их кумиры.

Тем не менее, русскоязычные рок-группы были чрезвычайно популярны: «Алиса», «ДДТ» собирали аншлаги. Началось второе восхождение «КИНО» — уже без Цоя. «Наутилус» также был одной из самых известных групп с множеством поклонников. Выбор песен этой команды для проигрывания в плеере главного героя сразу охватывал аудиторию в десятки и сотни тысяч зрителей по всей стране.

Имперскость. Как бы мы не хотели обращать внимание на указанную черту героя, но пройти мимо никак не получится. Весь фильм, и первая, и вторая части, пронизан националистическими нотками, «русской имперскостью». Это отвечало настроениям общества в то время: характерные для многонациональной страны проблемы, прошлые обиды, активно возникающие движения националистического толка, которые всего через несколько лет станут одними из самых массовых и популярных в стране.

Пять главных триггеров определяют расположение зрителей к Даниле Багрову, а условия, которые были созданы в стране (переходный период, война в Чечне, ельцинская демократия, сам информационный фон — радио, телевидение, газеты) создали предпосылки для того, чтобы запрос на этого героя был максимальным.

Кто такой Данила Багров

Сюжет фильма «БРАТ», по сути, очень простой. Конфликт состоит, внезапно, в противостоянии двух братьев. Эта история совсем не новая, обыграна очень давно, от трагедий Шекспира до современных фильмов. Среди которых, скажем, известные «Обратная тяга», «Дикий город», или, скажем, винтажная картина с красивым названием «Оседлай ветер», снятая аж в 1958 году.

Если взять очень примитивно, то сильный младший брат приезжает, занимая место старшего слабого, и начинает рулить. Хотя изначально предполагалось, что он будет лишь у него на побегушках. Кого же напоминает Данила ? Конечно, это Иван-дурак. Странный и чудаковатый младший сын, место которого, по американским канонам, «в комнате наверху». По канонам игрового мира Балабанова, это место находится в коммунальной квартире.

Или под дождём в Чикаго. Не Питер, конечно, но тоже такое себе... На заднем плане высокая башня с часами — небоскрёб со странным названием "Чикагский храм".
Или под дождём в Чикаго. Не Питер, конечно, но тоже такое себе... На заднем плане высокая башня с часами — небоскрёб со странным названием "Чикагский храм".

И, как Иван-дурак сперва пуляет стрелой в лягушку, потом совершает величайшие подвиги, а в финале берёт замуж принцессу, и полцарства в придачу, так и Данила едет завоёвывать столицу в первой части, и покидает Нью-Йорк во второй. Это тоже параллель, согласно которой рыцарь должен отправиться в родные края из далёкой немецкой, испанской, или ещё какой отдалённой враждебной земли. В «Дон Кихоте», например, обыграно странствием в Барселону.

А ещё Данила — типичный герой компьютерной игры. Такой Дюк Нюкен, или, скорее, Вито Скалетта. Только у Вито война другая — Вторая мировая, а вместо брата — приятель Джо. В остальном история практически та же, отличаются только детали.

Герои такого типа как раз и вышли из подобного кино, как и в кино они попали из мировой литературы, сильно упрощённой и адаптированной к формату 1.33:1. В то время, когда советского кино уже не было, а российское толком и не начиналось, такой компьютерный персонаж идеально подходил для заполнения всех частей спектра.

Окончательный разбор

Что ж, почему Данила стал популярным, мы вроде разобрались. Но есть и ещё один момент, самый главный, «l'ultimo segreto», как говорят итальянцы. В мировой драматургии любой персонаж разбирается по трём основным канонам. Это цель, мотивация, характер. Конечно, на самом деле, всё чуть сложнее, но лезть в джунгли без мачете не станем. Так вот, если с характером и мотивацией всё понятно, то какая у Данилы цель ? Восстановление справедливости ? Так это вроде мотивация. Спасти брата ? В первой серии спас, во второй бросил — скрипач не нужен. Тогда что ? А вы забыли, мой друг, о деньгах. Да-да. В конце каждой миссии Данилу вознаграждают деньгами. Причём не какими-нибудь там деревянными, а свободно конвертируемыми североамериканскими президентами. Кстати, Бенджамин Франклин никогда не был президентом США, и даже не баллотировался на этот пост, такие дела.

Бенджамин Франклин — учёный
Бенджамин Франклин — учёный

Так вот. Получается, что цель персонажа Данилы Багрова — нажива. Он выполняет свои миссии, чтобы получить за это деньги. Если в первой части это не совсем очевидно для некоторой части зрителей (хотя эпизод с Чеченом говорит сам за себя), то во второй вроде точно всё понятно.

Не верите ? Тогда представьте, что в конце Данилу бы не ждала вечнозелёная награда. Стал бы он тогда участвовать в тех событиях, в которых участвовал ? Вероятно, нет.

Что же, получается, что этот благородный герой, так честно глядящий на нас с экрана, сжимая обрез, на самом деле просто бандит, который зарабатывает насилием и убийствами ? Тогда почему он такой знаменитый, почему располагает к себе людей ? Ведь он бандит ! А вот тут начинают работать другие инструменты, с помощью которых Данила завоёвывает расположение. И это расположение огромно. В чём же дело ?

Герой или антигерой

Знаете, кто самый популярный персонаж телесериала «СПРУТ» ? Думаете, это комиссар Катани ? Нет. Может быть, судья Сильвия Конти ? Обратно нет. Ну ладно, тогда, хотя бы, детектив Давиде Ликата ? И опять не угадали. Это главный злодей, Гаэтано Кариди. Именно он является героем, точнее, злодеем, которому отдано большинство симпатий телезрителей, а особенно, телезрительниц, по всему миру.

Гаэтано Кариди
Гаэтано Кариди

Таких персонажей немало. Более того, если в «СПРУТЕ» авторы однозначно интерпретируют Тано, как злодея, то, скажем, «благородный бандит» Роке Гинарт, грабящий проезжие экипажи на большой дороге, из того же «Дон Кихота» пользуется расположением и автора. Отморозок Луиджи Вампа из «Графа Монте-Кристо» — тем более. И, если в этих произведениях они являются либо прямыми антагонистами главного героя (Кариди), либо его помощниками (Вампа), либо ситуационными персонажами (Гинарт), то в «БРАТЕ» такой «благородный разбойник» — сам главный герой. Вернее, антигерой, так как это персонаж, имеющий черты злодея, но при этом являющийся протагонистом.

Вот и думайте, такой ли это положительный персонаж, как кажется. Думаю, здесь мы имеем дело с образами, подобными образами мафиози из старых американских фильмов, но в формате некой русскости. Мейер Лански, Лаки Лучано, Альфонсо Капоне, Арнольд Ротштейн — все они достаточно часто предстают на экране респектабельными деловыми людьми, которые защищают бедняков и работяг от произвола властей и «диких бандитов». Образ Крёстного отца из романа Пьюзо стал эталоном не только в США и Италии, но и в России, на Украине, где простые люди приходили с просьбами к людям уважаемым. И те порой их даже исполняли. И, пожалуй, образ Данилы Багрова также стал одним из тех, что культивировали бандитскую романтику.

С другой стороны, быть может, на возраст той аудитории, для которой он был предназначен, это был вполне подходящий герой. У кого-то ведь тоже Арамис становится предпочтительнее Д`Артаньяна, а жестокого Нао успешно заменяет витающий в облаках Вамирэх.