Найти в Дзене
Читательская гостиная

Плен. 1942 год

Эта история основана на реальных событиях. Рассказала мне ее знакомая женщина Полина Евстигнеевна, почти в случайной беседе. Знаете, бывает так: наступает у человека такой момент, как говорят «нахлынуло» и невозможно остановиться. Рассказывала она будучи совсем старенькой и одинокой, с трудом передвигающейся с костылями на больных, выкрученных тяжелым артритом ногах... Рассказывала о том, сколько ей пришлось пережить трудностей, лишений, испытать страха и горя… Война в ее жизнь пришла, когда она была совсем юной девушкой, вчерашним подростком и закончилась не в 1945 году, а гораздо позже из-за роковых стечений обстоятельств. События начинались на юге нашей Родины, а точнее на Ставрополье, куда в августе 1942 года пришли фашисты. Глава 1 —Ухають проклятущие! Тудыть их за ногу, фрицев поганых! — дед Матвеич злобно погрозил кнутом в мозолистом кулаке в сторону гулких раскатов орудий. — Ох, девчатки! Хотя б до нас не докатилась фашистская зараза! Чтоб их там вывернуло всех наизнанку! Он

Предисловие...

Эта история основана на реальных событиях. Рассказала мне ее знакомая женщина Полина Евстигнеевна, почти в случайной беседе. Знаете, бывает так: наступает у человека такой момент, как говорят «нахлынуло» и невозможно остановиться. Рассказывала она будучи совсем старенькой и одинокой, с трудом передвигающейся с костылями на больных, выкрученных тяжелым артритом ногах...

Рассказывала о том, сколько ей пришлось пережить трудностей, лишений, испытать страха и горя…

Война в ее жизнь пришла, когда она была совсем юной девушкой, вчерашним подростком и закончилась не в 1945 году, а гораздо позже из-за роковых стечений обстоятельств.

События начинались на юге нашей Родины, а точнее на Ставрополье, куда в августе 1942 года пришли фашисты.

Фото взято из интернета, к сожалению автора не смогла найти
Фото взято из интернета, к сожалению автора не смогла найти

Глава 1

—Ухають проклятущие! Тудыть их за ногу, фрицев поганых! — дед Матвеич злобно погрозил кнутом в мозолистом кулаке в сторону гулких раскатов орудий. — Ох, девчатки! Хотя б до нас не докатилась фашистская зараза! Чтоб их там вывернуло всех наизнанку!

Он вез на бричке молоденьких девчонок с поля, на котором они трудились от зари до зари. В эти тяжелые для Родины дни работали все, от мала до велика под девизом «Все для фронта! Все для победы!» не покладая рук, не жалуясь на усталость, забыв про болезни. Старались изо всех сил. Стояли плечом к плечу с остальными взрослыми, в основном женщинами и стариками. Немногие вернувшиеся с фронта, искалеченные мужчины тоже работали на победу.

Таким семьям даже немножко завидовали, по тихому: да, искалеченные, но живые и уже дома.

Полина осталась вдвоем с матерью, Верой Дмитриевной. Отец и трое старших братьев ушли на фронт в первые дни войны. Отца и старшего брата вызвали повесткой, двое других братьев ушли добровольцами.

Почти тут же они с матерью получили похоронку на отца, потом на старшего брата. От младшего, Николая, не было никаких вестей. От среднего Ивана иногда приходили измятые письма треугольники с короткими кривыми, скупыми строчками:

«Привет с фронта! Жив, здоров. Воюем. Победа будет за нами!»

Мать получив две похоронки одну за другой сильно сдала. Постарела, осунулась, в глазах застыла боль.

Но она не сдавалась, не поддавалась горю, работала наравне со всеми. Хотя Поля видела, как тяжело матери и каких усилий ей стоило держаться мужественно, оставаясь в строю. Днем работала, а вечером, приходя домой тихо плакала с трудом управляясь по дому или просто садилась на табуретку, опустив плечи и безучастно смотрела в пустоту, уставившись в одну точку.

Поля сильно переживала, глядя на мать и несмотря на усталость, хваталась помогать ей во всем. А если мать вот так застывала, ей и вовсе становилось страшно. И Поля все-все делала сама. И обязательно старалась накормить мать, боялась, что она ослабнет от голода и совсем сляжет. Приготовит нехитрую еду, поставит перед ней тарелку и уговаривает:

—Мамочка, поешь, поешь пожалуйста!

Та вздыхала, словно очнувшись от сна и качала головой.

—Совсем не хочется, доченька... Ничего не хочется... — тихо отвечала она.

—Мама, надо поесть! Через не хочется! —строго, по взрослому уговаривала Поля.

Мать кивала и послушно съедала несколько ложек.

—Наелась… — отодвигала она почти тут же тарелку. —Я пойду, дочка, прилягу немножко…

Поля вздыхала, что она могла поделать? Как помочь матери пережить горе? Только тем, что делать все по дому, во дворе, по хозяйству, чтоб мать подольше отдохнула, набралась сил, глядишь и отойдет…

Сердобольная соседка баба Надя вздыхала и качала головой, глядя через низенький заборчик на хлопочущую по двору девчонку.

—Что там мама? Снова ей нехорошо? — спрашивала она.

Поля вздыхала и коротко кивала в ответ.

—А я гляжу, идет мамка твоя с работы, голову повесила, руки как плетки болтаются… Ииих… Доля-долюшка… — качала головой баба Надя. —Ну ничего, глядишь очамается Верочка…Ты главное рядом будь. На вот, вареничков с картошкой, покорми ее, сама поешь. Я только что сварила, горяченькие еще…

Отошла бы Вера, ничего, она сильная, да и не одна такая. Бабоньки на работе друг дружку поддерживали. Но тут пришла еще одна похоронка, на среднего сына Ивана.

И все.

Вера слегла.

Как Поля не плакала, не уговаривала мать и тетка Надя приходила.

—Не могу… — тихо шептала в ответ Вера. — Сил нет. Отдохну чуток и встану. А сейчас не могу…

—Ты, Верочка, не раскисай! Залеживаться нельзя! — подбадривала ее тетка Надя. — Ты погляди, у тебя ведь еще Полюшка есть. Ради нее вставай! И младший сынок еще живой! Это точно! Ну и что, что вестей нету. Придут письма, вот увидишь! Сама понимаешь, как почте под пу лями тяжело работать!

Вера встала. Понемножку, помаленьку. Отошла. На работу только выйти не смогла. Но хоть Поле не так тяжело было. По дому мать все потихонечку стала делать.

«Хоть бы и правда живой младший братик был…» — частенько думала Поля. — «Не выдержит мама еще одной похоронки…»

А взрывы и грохот орудий подвигались все ближе, заставляя местных жителей каждый вздрагивать и с тревогой вглядываться в приближающуюся линию фронта.

Продолжение здесь:

Дорогие мои друзья ❤️ Начала новое произведение, о котором прежде упоминала. Оно будет не из легких, как собственно и жизнь главной героини. Возможно даже придется некоторые события публиковать в Премиум подписке, так как хочется передать максимально правдиво рассказ Полины Евстигнеевны и при этом не нарушить правила площадки.

Но даже если какие-то моменты и будут доступны только по подписке, смысл будет понятен, не искажен и цепь повествования не нарушится.

❤️❤️❤️❤️❤️

Так же на моём канале можно почитать: