Т-50 должен был стать самой массовой боевой машиной Красной Армии, и сегодня он по праву считается самым передовым легким танком своего времени с броней, эквивалентной бронезащите знаменитой «тридцатьчетверки». Танк Т-50 обладал надежной подвеской и трансмиссией, превосходной маневренностью и динамичностью, отличной обзорностью и огромным модернизационным потенциалом. Но почему же этот великолепный танк, лишенный большинства недостатков тогдашней советской бронетехники, был выпущен очень маленькой серией?
Когда речь заходит о танках Великой Отечественной, то на первом месте стоит Т-34, и это закономерно. Он считается не только лучшим танком Отечественной, но и вообще лучшим танком всей войны. Дело в том, что этот танк, будучи средним - универсальный, мог в ряде случаев выполнять задачи и тяжелых танков, и легких. Ясно, что у Т-34 не было возможности бороться с «Тиграми» и «Пантерами» на равных в прямом бою, но очень высокая подвижность машины все же позволяла довольно легко расправляться и с этими монстрами.
Однако в Красной Армии все годы войны было и множество легких танков массой менее 10 тонн, например, Т-60 и Т-70 (более 8 тысяч и почти 6 тысяч выпущенных машин соответственно). Все они очень активно воевали в первую половину войны, но после Курской битвы их выпуск решено было прекратить, так как условия войны изменились, и эффективно могли действовать только танки более тяжелые и хорошо бронированные, а также САУ. К 1944 году немцы значительно усилили свою противотанковую артиллерию, и легкие танки не могли уже выполнять тех задач, которые в первый период войны выполняли просто блестяще. И легкие танки Т-60 и Т-70 стали переделывать в самоходные артиллерийские установки СУ-76, которые в городских боях были гораздо эффективнее, чем танки.
Правда, уже после войны очень многие ветераны, воевавшие на Т-60 и Т-70, заявляли, что хоть СУ-76 и были очень хорошими боевыми инструментами, но в городе их легче было уничтожать огнем с верхних этажей зданий, а вот легкие танки, хотя и обладали менее сильным вооружением, но были защищены гораздо лучше, и имели такую же подвижность, как и самоходки. Однако легкие танки в 1943 году из производства исключили, и даже задробили производство Т-80, на разработку которого было потрачено много денег, но из-за изменившейся политики их выпустили всего 76 штук, хотя даже это количество на фронт практически не попало, а в основном эти танки использовались как учебные.
Но был у Красной Армии еще один легкий танк, который тоже был выпущен малым тиражом (около 80 машин), но с 1941-го по 1943-й успел повоевать очень активно. Это был танк Т-50, разработанный на базе лёгкого танка Т-126 (СП) в Ленинграде, и выпуск этой машины начался только в 1941 году накануне войны там же. И хоть прямых отзывов воевавших на танке солдат нет, сохранилось письмо начальника ГБТУ РККА Я. Н. Федоренко коллективу завода № 174, датированное июлем 1941 года:
«…Ваш новый танк чрезвычайно нужен на фронте. Он безотказен, малозаметен, прекрасно забронирован, имеет прекрасную проходимость и подвижность. Командование Красной Армии просит вас приложить все силы для всемерного форсирования выпуска танков фронту»…
Впрочем, практически до последней машины известны и подразделения, в которых этот танк состоял, большинство из них воевало на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах, но часть Т-50 в 1941-м воевали под Москвой, а часть – в 1942-м на Северном Кавказе.
Сегодня танк Т-50 считается одним из лучших танков мира того времени в своём классе по совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств. И хотя подробностей боевого применения практически не сохранилось, но нет и отрицательных отзывов, которые обязательно появились бы, если бы танк не устраивал танкистов.
Некоторые специалисты в своих послевоенных обзорах заявляют, что Т-50 был лишен большинства недостатков советского танкостроения – в частности, низкой надежности подвески и трансмиссии, а также неудовлетворительного обзора поля боя. Также это был самый подвижный советский танк благодаря высокой удельной мощности дизельного двигателя - 300 л.с. против всего 14 тонн полного веса. Следует напомнить, что 500 л. с. мотора Т-34 двигали машину весом в два раза тяжелее, то есть, запас мощности Т-50 составлял целых 100 л. с.!
Кроме того, Т-50 был самым бронированным легким танком – его бронезащита соответствовала бронезащите Т-34, и защищённость Т-50 специалистами РККА оценивалась весьма высоко: бронирование танка надёжно защищало его от огня самых распространённых в 1940-1941 гг. немецких 37-мм противотанковой и танковой пушек, причем это качество было актуальным до самого 1943 года. Броня Т-50 имела хороший шанс выстоять и против 50-мм снарядов более мощных противотанковых и танковых орудий, что уравнивало этот танк с Т-34 с лихвой.
Кроме того, Т-50 почти на полметра был ниже, чем Т-34, и потому его было гораздо легче замаскировать на поле боя. И даже относительно маломощная пушка 45 мм не была ахиллесовой пятой этого танка – у массово выпускавшегося Т-70 было орудие такого же калибра, а у тоже массового Т-60 - вообще 20 мм.
И вот интересно, почему же Сталин (который сам лично ведал делами выпуска боевой техники) вдруг резко отменил выпуск Т-50 в пользу более худших легких танков, хотя незадолго до этого требовал выпустить к 1942 году не менее 1,5 тысяч этих машин?
Причины называются разные, начиная от того, что к осени 1941-го не успели изготовить для Т-50 более мощное оружие, и заканчивая тем, что якобы Т-34 был более приоритетной машиной. Да, Т-34 был машиной приоритетной, но это не помешало вместо Т-50 начать массовый выпуск Т-60 и Т-70, которые обладали худшими данными, и, в отличие от Т-50, вызывали немало негативных отзывов от своих экипажей.
А дело было в том, что это был единственный легкий танк, оснащенный дизельным двигателем, который и обеспечивал Т-50 большинство его выдающихся характеристик, включая и возможность навесить на него более тяжелую броню. Все остальные советские легкие танки имели бензиновые моторы, гораздо более простые, хоть и более капризные, а то и вообще опасные в условиях активного боя.
Но на Т-50 бензиновый двигатель было не поставить, потому что мощности даже двух моторов ГАЗ (140 л. с.) было недостаточно для Т-50, а четыре втиснуть было нереально. Для Т-50 нужен был только дизель, но в условиях срыва производства этих двигателей во время эвакуации моторостроительных заводов их не хватало даже для Т-34, которые были для руководства РККА в приоритете. Конструкторы «лучшего легкого танка» все же надеялись на то, что перебои с дизелями быстро закончатся, но к 1943 году оказалось, что основной противник Т-50 – немецкий легкий танк PzKpfw III (T-III), - начал быстро исчезать с поля боя, и дальнейшее ожидание стало бессмысленным.
Кстати, в 1943-м закончилось и производство всех остальных легких танков, а вместо них начался выпуск СУ-76, которых к концу войны было произведено чуть ли не больше, чем всех легких танков. Но это было закономерно, потому что САУ, даже оснащенные маломощными бензиновыми моторами, имели орудие, аналогичное Т-34, и защиты против снарядов не требовали. Таким образом, будучи дешевле легких танков, они выполняли более широкие задачи, то есть попросту были более эффективными.
Но вот что касается Т-50 в первые годы войны, то этому танку просто не повезло, хотя при более благоприятных обстоятельствах эта машина могли бы принести в 1941-1942 гг. гораздо больше пользы, чем даже Т-34, первые образцы которых были еще не «доведены до кондиции», к тому же были более сложны в управлении, учитывая их массовость и недостаточную обученность молодых танкистов.
Но история не терпит сослагательных наклонений, потому и неизвестно, как бы на самом деле воевали армады Т-50 вместо заменивших их Т-60 и Т-70. В то время как боевая биография последних известна чуть ли не до мелочей, о реальной боевой работе Т-50 и сегодня практически неизвестно, хотя все специалисты и твердят о том, что этот танк принес бы на поле боя такой же перелом, какой в своей области принесли и Т-34.
Одно можно сказать наверняка – на начало войны, и даже на 1942 год, Т-50 для большинства немецких орудий был практически неуязвим. «Практически неуязвим» – это, конечно, не значит, что танк был совершенно не уязвим из-за своей мощной брони, потому что совершенно неуязвимыми не были даже хорошо бронированные монстры КВ.
Но то, что даже лучшему германскому орудию было совершенно нелегко прицелиться по быстро перемещающемуся на поле боя небольшому танку, способному из своей «сорокопятки» поразить любой танк противника даже на дальней дистанции – это вполне правдоподобно.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения
Советский летающий танк А-40 «КТ» в 1942 году успешно полетел, но в бой так и не пошёл