Найти в Дзене
Психопедагогика

Что вы говорите детям о своей работе и как это влияет на их жизнь

Девочка-подросток у психолога. Цель визитов больше профилактическая: родители решили, что подростковый возраст – это сложно и поговорить с посторонним принимающим взрослым будет не лишним. Девочка приятная, умная, благополучная, беседы нравятся нам обеим, мы говорим о ней, ее семье, сверстниках и психологии. Есть в Лере и то, что меня настораживает. Несколько раз вскользь мы касаемся этой темы и я чувствую, что для Леры она значимая и болезненная. Лере 15 лет, она высокая и стройная, собирает волосы в маленький хвостик, любит одежду с мультяшными принтами, пластмассовые серьги, брелоки на рюкзак. Впрочем, сейчас это не редкость. Но для Леры это не просто стиль, это отражение ее внутреннего «Я». Этакий ребенок, заключенный в теле девушки, не стремящийся взрослеть, не мечтающий о самостоятельной жизни, согласный с тем, что все решения принимаются родителями. Лера, тебе 15 лет - где твой подростковый бунт?! Где эмансипация?! Наконец однажды, тяжело вздохнув, Лера признается: - Я не хочу
Оглавление

Девочка-подросток у психолога. Цель визитов больше профилактическая: родители решили, что подростковый возраст – это сложно и поговорить с посторонним принимающим взрослым будет не лишним. Девочка приятная, умная, благополучная, беседы нравятся нам обеим, мы говорим о ней, ее семье, сверстниках и психологии. Есть в Лере и то, что меня настораживает. Несколько раз вскользь мы касаемся этой темы и я чувствую, что для Леры она значимая и болезненная. Лере 15 лет, она высокая и стройная, собирает волосы в маленький хвостик, любит одежду с мультяшными принтами, пластмассовые серьги, брелоки на рюкзак. Впрочем, сейчас это не редкость. Но для Леры это не просто стиль, это отражение ее внутреннего «Я». Этакий ребенок, заключенный в теле девушки, не стремящийся взрослеть, не мечтающий о самостоятельной жизни, согласный с тем, что все решения принимаются родителями. Лера, тебе 15 лет - где твой подростковый бунт?! Где эмансипация?!

Наконец однажды, тяжело вздохнув, Лера признается:

- Я не хочу взрослеть. Я хочу всегда быть ребёнком. Быть ребенком хорошо. Быть взрослым трудно.

- Почему ты так думаешь?

- Я же вижу. Мама работает целый день.

- А ты целый день учишься….

- Да. Но я учусь вместе с одноклассниками, у меня есть подруги… Мне нравится в школе. А мама работает с жабами, у нее начальник ненормальный, целый день орет на нее.

Семья для ребенка - это окно, через которое он наблюдает большой мир взрослых. Он увидит там в первую очередь то, что вы ему покажете. Можно показывать, как вы ненавидите работу и свою жизнь. Но потом не надо удивляться тому, что ваши дети хотят всю жизнь провести в своей комнате.

Я общаюсь со многими детьми и вижу их семьи их глазами. Кто-то хочет получить профессию как у папы, чтобы зарабатывать много денег. Почему бы и нет? Но вдруг оказывается, что десятилетний ребенок больше ничего не знает о папиной работе кроме того, что у него большая зарплата. А оказывается, надо быть физически крепким, дисциплинированным, эрудированным. Можно этим мотивировать ребенка на спортивные достижения, соблюдение режима дня, регулярную уборку в комнате? Еще как можно, но семья почему-то эти возможности упускает.

Или вот другой пример: мама – предприниматель одна воспитывает дочь. Устает, конечно. Все время занята. Но девочка мамой гордится: «У мамы на предприятии 15 сотрудников», «Мама знает свою работу от и до», «Мама говорит, что все надо делать как можно лучше». Конечно, эта девочка готова учиться, трудится и преодолевать трудности. Мама показала ей достойный пример.

Другой случай: в семье выпускницы школы все врачи. Династия. Естественно, Маша должна стать достойным ее продолжением. Маше разрешено выбрать лишь специализацию, но то, что вуз будет медицинским – решено. А Маша в медицину не хочет. Потому что «тупые пациенты», «аттестации бесконечные», «дураки в главврачах». Почему-то наблюдая за родственниками, она лучше всего усвоила это. А причины, побудившие этих людей выбрать медицину и готовить белый халат для внучки остались загадкой.

Инфантильность молодежи – это очень большая проблема сейчас. Они не хотят взрослеть, работать, создавать семьи. Может быть, это мы их так напугали?

В расцвет СССР подростки стремились начать трудовую жизнь как можно раньше. Их не пугали пашни, заводы, колхозы. Никого не удивлял 18-летний тракторист или 16-летняя доярка. (А сейчас мы как говорим? «Двадцатилетний подросток» - слышали такое? !!!) Да, отчасти жизнь вынуждала рано взрослеть. Но и стремление самих детей тоже было! Потому что их окружали люди труда, они видели уважение к работе, гордились бабушкой-ударницей, читали о стахановцах.

Сейчас изменилось само отношение к профессиональной деятельности. Не секрет, что многие ходят на работу только для того, чтобы получать зарплату. Глядя на это, молодежь решает, что работать вообще не стоит – это скучно и трудно.

Если вы хотите, чтобы ребенок был счастлив в своей профессии, самореализовался в конце-то концов – покажите ему положительный пример! Рассказывайте об интересных моментах вашей работы, о нестандартных случаях, о возможностях, которые она вам дает. Если хотите, чтобы ребенок впитывал знания и тянулся к ним – учитесь сами, повышайте квалификацию, читайте профессиональную литературу, участвуйте в профессиональных дебатах. Я уверена, что о каждом рабочем дне можно рассказать что-то хорошее и мотивирующее. Ну а если это не так – задайте сами себе вопрос, что держит вас на этой работе.

Психолог онлайн для родителей и детей. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Telegram, sms). Возможна консультация по телефону.

Читайте еще: