Я-концепция – одно из ключевых понятий в психологии. Простым языком говоря, это устойчивые представления человека о самом себе. Например, у кого-то Я-концепция состоит из представлений о себе как человеке смелом, активном, настойчивом, целеустремленном, а у кого-то в Я-концепции «прописаны» характеристики молчаливого мечтателя и неудачника.
Я-концепция касается не только психологических характеристик, в нее вложены представления о внешности, социальных ролях и даже некоторые «мистические» установки.
Я красивый? Я толстая? У меня кривые ноги? Я приятный собеседник? Меня любят? Я удачливый человек? – ответы на все эти вопросы содержит Я-концепция.
Важно понимать, что Я-концепция – это набор субъективных характеристик, они не всегда и не обязательно соответствуют действительности! Человек с интеллектом ниже среднего может представлять себя самым умным, медлительный человек может считать, что он справляется со своей задачей быстрее всех на свете. Наверняка вам встречались люди такого неадекватного взгляда на себя: переживающие из-за якобы торчащих ушей или других несуществующих недостатков, или ожидающие похвалы за халтурно выполненную работу, или уверенные в том, что они эксперты по всем вопросам.
Позитивная и адекватная Я-концепция – лучшее, что могут дать родители.
Как формируется Я-концепция? Только под влиянием других. Первые люди, которые дают представление о себе – это те, кто окружает ребенка в первые годы его жизни: родители, бабушки. Малыш, еще не умеющий ходить, уже знает, что он мальчик, его зовут Максим, он хороший и любимый мамин с папой пирожок :) Потом ребенок идет в детский сад и круг формирующих его Я-концепцию людей расширяется, там появляются воспитатели и другие дети. Теперь ребенок знает, что он веселый, активный, самостоятельный, любит компот и лучше всех танцует. По мере взросления ребенок все добавляет и добавляет знаний о себе: хорошо рисует и поет, любит спорт, ладит с друзьями, знает все о динозаврах. Интересно то, что Я-концепция начинает определять поведение ребенка: вежливый мальчик никогда не забудет поздороваться и сказать «спасибо», а непослушный никогда не будет слушаться с первого раза. Имидж, знаете ли.
Я намеренно делаю акцент на выраженной позитивной Я-концепции, потому что в дошкольном возрасте именно она является нормой, для дошкольников характерна повышенная самооценка: 6-летний ребенок уверен, что он самый красивый, самый умный, самый способный и самый любимый.
Кстати, самооценку дошкольника легко проверить тестом «Лесенка» (В.Г. Щур)
Дайте ребенку бланк с нарисованной лесенкой и карандаш. Инструкция: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя?». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз. После выполнения задания попросите ребенка объяснить свой выбор.
К сожалению, нередки случаи, когда даже у дошкольников в Я-концепции появляется "червоточина". Например, если окружающие много критиковали, заостряли внимание ребенка на его недостатках, сравнивали его с другими. «Куда тебе такое платье, с такими кривыми ногами?», «зачем ты на свои три волосинки лепишь этот бантик?», «вечно с тобой все не так», «ты не сможешь», «у тебя не получится» - и вот готова неуверенная в себе девочка (а потом и женщина) с кучей комплексов по поводу внешности и талантов. А на самом деле, объективно, и ноги у нее могут быть красивые, и волосы.
Огромное влияние имеют детсадовские неудачи, если они систематические - это лишний повод тщательно подумать, в какой сад вы отдаёте ребенка. Например, ребенок даже с легкими когнитивными проблемами рано или поздно заметит, что в этой группе он не самый сообразительный - и это окажется в его Я-концепции; ребенок с логопедическими трудностями будет сравнивать себя со сверстниками - не в свою пользу и тоже учтет эту разницу; ребенок с СДВГ усвоит, что мир ему не рад.
Я-концепция достраивается и меняется всю жизнь, но основой ее остаются те представления, которые были заложены в детстве. Если какой-то факт «не стыкуется» со знаниями человека о себе, то он не будет принят в «Я-концепцию». Например, если ребенку все вокруг говорили о том, что он красивый, то противоположное мнение, сказанное кем-то мимо ходом, не разобьёт его представления о себе. И если бабушка все детство твердила малышке, что она полненькая и это катастрофа, то достаточно одного случайного слова незнакомца, чтобы цифры на весах стали проблемой даже для стройной барышни.
Если противоречащих Я-концепции представлений становится чрезмерно много- возникает внутриличностный конфликт, который может переживаться достаточно тяжело и способен привести к неврозу. Именно поэтому Я-концепция должна быть не только позитивной, но и адекватной. Подчеркивать надо действительно имеющиеся у ребенка таланты. Не надо говорить, что он лучший художник, если совершенно ясно, что это не так. Найдите другие слова: похвалите идею рисунка, подбор цветов, необычную композицию, а то и вовсе аккуратность и усидчивость. Помните, что каждое сказанное слово – это кирпичик Я-концепции, с которой человеку жить всю жизнь.