Глава ✓110
Начало
Продолжение
- Не в лучшее время, Мэри, покинули мы с тобой Первопрестольную, - Анна Павловна, отбросив в сторону лорнет, устало помяла пальчиками ноющую переносицу. В последнее время зрение её стало подводить и пришлось обратиться к окулисту, а теперь привыкать к этому модному, на такому неудобно у в быту предмету, как лорнет. - Вот ведь сколько бумаг скопилось. Больше полугода нас не было при дворе и в свете, как наверстать упущенное?
Рождения, смерти, свадьбы, сговоры - эвона, сколько их!
Второй месяц разбираю, а ворох меньше не становится. И по всему видать, война-таки случится. - Анна Павловна с такой неприязнью глядела на стопки писем и записок, словно это её личный враг или сам Бонапарт, угрожающий жизни и здоровью её единственного ненаглядного сыночка, Серёжи. - А сегодня вот, свеженькую задачку принесли!
Она растерянно вертела в руках письмо, которое доставил менее пятнадцати минут назад курьер на взмыленном коне, - едва лошадь не запалил, аспид. Так торопился депешу доставить.
Радуйся, голубушка! Твой салон через два дня государь- император посетить изволит!
У Маши коленки так и ослабели.
Чуть мимо стульчика на гнутых ножках не села, подлокотник подвернулся под пятую точку вовремя. Только и могла, что рот раздевать, как рыбка, из воды удильщиком выдернутая.
- Никак растерялась, голубушка? Пустое.
Графиня мягко улыбнулась. Звонко смеяться, улыбаться во весь рот и вообще ярко проявлять эмоции она разучилась ещё в детстве. За этим строго и неусыпно следила гувернантка. В любой ситуации знатная девица обязана контролировать эмоции, отражающиеся на её лице и поведении. И уж тем более - громко рыдать или хохотать, как и улыбаться во весь рот.
Запрещалось хмуриться, звонко смеяться, поджимать губы, широко открывать рот и глаза, резко двигаться, сжимать кулаки, замахиваться в гневе на челядь. Невинно-кроткое безмятежное выражение лица и глаз не должно покидать личика девицы ни при виде спаривающихся собак, ни при порке дворовых, ни узрев пьяного супруга. Даже если он на твоих глазах жадно запускает руки под юбку твоей же горничной девушке. Отвернулась и молчи. Ты ничего не видела, ибо не в силах изменить ситуацию: можно запороть горничную, так этот кобель себе другую найдёт через минуту. Он останется добрым да ласковым, а тебя ,,Салтычихой,, назовут.
Как же пригодилась эта наука, привитая юной красавице княжне Аннушке Щербатовой, в её несчастливом замужестве!
Теперь даже визит императора в салон её воспитанницы не способен вызвать душевного трепета. А если и вызывал, то на лице, украшенном мягкими морщинками, этот трепет никак не отразился.
Да и волнение более приятное - её воспитанница крылья обретает, в свет большой вылетает. Всегда мечтала Анна Павловна о дочерях, да Мария рано замуж вышла за Григория Павловича Ржевского, а Аннушка совсем малюткой умерла. Мария давно в Рязани проживает, где супруг её в чине генерал- губернатора, да тоже всё в семье неладно - и тоже театр тому виной. Балет Гриша предпочитает супруге и актёрок своих крепостных...
С Машей она душой оттаяла!
Научили учителя чернавку- актриску петь, плавно двигаться, держаться с достоинством. Появились в ней и гордость, и чувство собственного достоинства, и стержень характера закаляется, но нет-нет да и проскользнёт исконно-посконность. Яркие эмоции, сияющие глаза, искреннее горе, гнев, опаска или страх.
То, что уже почти погасло в душе самой Анны Павловны.
Вздохнув тихонько, она положила мягкую ладонь с удивительно нежными длинными пальчиками на Машину коленку.
- Соберись, милая. Тебе ли теряться? Графов и князей принимаешь, в их тайны посвящена, они тебе в альбом эпиграммы пишут, а чем тебя Александр Павлович напугал? Такой же мужчина, как и все остальные, разве что власти поболее, так и ответственности немеряно на плечи ложится.
Ты лучше задумайся, а отчего именно салон княгини, а на самом деле - твой, так государя заинтересовал? Только ли просвещением и требованием общаться в нём только на русском или есть ещё какая причина?
Я бы больше поставила на иной твоей деятельности. Ты собираешь чужие секреты, как иная модница украшения.
Фальшивые ассигнации с французским секретарём связать смогла. Он ведь, паразит, ранее только за карточным столом их спускать мог, а там, за вистом, эта купюра по три раза за вечер могла владельца сменить - поди докажи, кто на банк фальшивку метнул - дворяне кругом, за косой взгляд или недоверие к чести и к барьеру вызовут - голос не дрогнет!
Теперь вот, не отпирайся, ищешь подходы к особняку самого французского посланника. И не удивлюсь, коли найдёшь.
- Так нашла уже, - Маша, хоть и удивилась, да поняла, что её утренняя прогулка секретом для владелицы особняка и двух десятков челяди не осталась. И скрывать от благодетельницы истину не собиралась. Всё одно все письма подмётные у ней на столике секретера окажутся, а там и княгиня Б.., супруга министра МВД, и сам министр прочтёт, и до государя путь бумагам недолог с докладной запиской в сумке фельдъегерской.
- Для чего же фальшивки французский император в Россию отправляет? - Маша, как всегда, старалась вглубь смотреть.
- Есть, милая, такое понятие, как экономика. Представь, что усадьба - это государство, оброк и барщина - подати и налоги, челядь дворовая, что на полях не работает, а кормится со стола господского - армия. Чтоб не разориться, господам (и правителям) надобно знать, что производить для внутреннего рынка, а что - для внешнего. Что и где купить подешевле, а кому продать подороже, даже если с продавцом/покупателем он в ссоре или вообще - вражде.
Мы с Бонапартом мир подписали в Тильзите в седьмом году, да условия его для нас невыгодны. Прямо скажем - позорны.
А о чем государь не знает, так того, как бы, и нет!
Вот я свою пеньку да холст парусиновый , оба конопляные, отправляю в Архангельск. Что-то наши верфи купят, но большая часть отправится в Британию, хотя по условиям того самого договора права на то не имеем. Называется это контрабандой.
А прошлом, 10-м году, захватил Наполеон торговые порты герцогства Ольденбургского, с которым наш государь в родстве через сестрицу, Екатерину Павловну. И повелел в ответ Александр Павлович русским портам принимать все суда под нейтральным флагом без проверки - английские товары на борту или нет - без различий - им мою коноплю и продают купцы и торговые представители.
А еще поднял наш правитель пошлины на ввоз французами в Россию предметов роскоши и вина.
Вот и воруют французы у нас монету медную да серебро, полученные взамен бумажек, на берегах Сены отпечатанных. Оставляют Россию без ходячей монеты. А чтобы окончательно у нас торговля не рухнула, их потихоньку из оборота изымают, скандала не устраивают. А стараются их же торговцам их сплавить.
Вот ты в какую кашу попала, мисс Мэри орловского разлива. Посмотрим теперь, как французы объяснят продажу секретарём французского посольства гражданке Британии на русской земле личного украшения статс-дамы, подаренное Её величеством Императрицей Всероссийской в награду за службу.
Ни жива, ни мертва Машенька в креслице своём сидит. Попала, как кур во щи!
Продолжение следует...
А автору за труды можно и деньжат подкинуть, ибо Дзен совсем о.....л. Пишу уже из чистого упрямства - 20 рублей в день Дзен насчитал за вчерашний день...