По данным исследования SuperJob 2023 года, профессия учителя входит в ТОП-3 самых счастливых профессий. Но если посмотреть на статистику увольнений учителей в том же году, то оно рекордное - более 14% ушли из школы.
В другом исследовании, проведенном годом ранее Институтом образования НИУ ВШЭ, с участием 8,5 тысяч педагогов, 80% учителей заявили, что счастливы работать в школе, только 11% жалеют о выборе. В тоже время половина опрошенных заявила, что готовы уйти из школы из-за нагрузки и низких зарплат.
О профессии учителя, ее плюсах и минусах, профессиональной деформации и выгорании, кто идет в учителя сегодня и, конечно о том, насколько она делает счастливой или нет мы поговорили с Светланой Моториной, педагогом, просветителем и предпринимателем в сфере образования, автором канала в Дзен "Травля: со взрослыми согласовано"и тг "Учимся учить иначе".
Светлана, давай начнем с цифр. Сколько у нас учителей в школах? Много ли молодежи?
Всего в России в 2023 году работало примерно 1,3 миллиона педагогов, наблюдается дефицит кадров. С 2017 по 2023 гг., количество уволившихся из государственного сектора учителей выросло с 141,8 тысяч до 192,5 тысяч учителей. Молодых учителей в педагогических коллективах в среднем около 5%.
Согласно выводам недавнего исследования, в наше время желающих быть учителями немного. В основном, это женщины, у которых есть интерес к работе с детьми, любовь к преподаваемому предмету, возможность реализовать творческий потенциал, стабильность работы. В Москве среди причин выбора профессии - высокая зарплата.
У каждой профессии есть свои плюсы и минусы. Какие плюсы и минусы ты видишь в профессии учителя? Для себя лично?
Профессия учителя – понятие очень неоднородное. Все слишком сильно стало зависеть от контекста. Плюсы и минусы совершенно разные у учителя массовой государственной школы и частной школы, у онлайн-репетитора или у человека, который преподает для души тогда, когда захотел.
В работе учителя в государственной школе назвать минусы проще всего: большая нагрузка; огромный объем бумажной работы; низкая заработная плата (кроме Москвы); конфликты с учениками и родителями; отсутствие методической поддержки; неясные карьерные перспективы.
В частной школе ряд минусов уходит, например, нагрузка и бумажная волокита. Но есть другие, например, уровень требований к педагогу. В хорошей частной школе никто не готов воспринимать аргументы в стиле: «я только за знания отвечаю» или «пусть дети сами разруливают конфликты». Здесь нужно не только владеть на высоком уровне своим предметом, но и проводить интересные уроки; знать досконально детскую психологию, обладать навыками дипломированного переговорщика для коммуникации с родителями и детьми. Я сейчас имею ввиду такие известные, тщательно разработанные проекты, как «Летово», «Новая», «Ломоносовская», «Сколка». Хотя и в маленьких семейных школах все чаще встречаются довольно высокие требования к педагогам.
Кстати сказать, зарплата в частном секторе часто не сильно отличается от государственного. И обычно именно уровень требований к педагогам останавливает их от перехода в частный сектор. Проще смириться с излишней бюрократией и нагрузкой, чем разносторонне себя прокачивать, чтобы стать привлекательным кадром для хорошей частной школы.
Что же касается плюсов, которые, как мне кажется, связаны с работой педагога в любом контексте, как в государственном, так и в частном в онлайн формате или в физическом классе, в работе с маленькими учениками или со взрослыми людьми, я бы выделила главный - возможность что-то менять. Мы ведь нашими руками, словами, поступками, а порой даже взглядами и уместным молчанием формируем чью-то картину мира и картину себя. Это невероятно страшно, рискованно и ответственно, но одновременно интересно и благодатно. Если даже всего лишь один ученик из группы тебя услышал, что-то поменял в своих установках или моделях поведения, это маленький шаг к большим изменениям.
Ведь что такое педагог? Это не просто дающий знания. Мы в первую очередь создаем образовательный опыт, в котором знания и навыки ученик сконструирует сам. Наша задача стать проводником, научить его это знание конструировать: зажечь интерес, научить задаваться качественными вопросами, искать ответы, отделять нужную информацию от шума, научить учиться, познать самого себя, узнать о том, как мне учиться проще и эффективнее всего, какие стратегии обучения для меня работают, как именно моя познавательная сфера устроена. Если мы вот этому всему научим, дальше за ученика можно быть спокойным, он и сам знания добудет.
Я работала в государственной школе, потом в частной, создавала свои образовательные проекты, сейчас больше работаю со школами и целыми педагогическими коллективами, возраст моих учеников от 7 лет до 70. Когда я слышу от ученика любого возраста: «Так хочется теперь про это еще больше узнать!», я испытываю такую эйфорию, которую пока не нашла ни в какой другой сфере деятельности. Вот ровно за этим я каждый раз и возвращаюсь в роль педагога.
Поговорим о профессиональной деформации. Я уверена, что почти всегда работа меняет психологию и личность человека. Согласна ли ты с этим? Как может проявляться профессиональная деформация у учителей? Какие есть этому причины? Как справиться с профессиональной деформацией или предотвратить ее?
Профессиональная деформация в работе учителя, конечно же, возможна и связана в первую очередь с выгоранием, как и у других помогающих профессий. Ее признаками могут быть:
- Эмоциональная истощенность – ощущение «выжатого лимона», связанное с необходимостью постоянно взаимодействовать с людьми.
- Деперсонализация – циничное и отстраненное отношение к ученикам и в целом к профессии, снижение эмпатии и вовлеченности.
- Снижение уровня личных достижений – ощущения собственной компетентности и желания достигать результата, ведущее к неудовлетворенности и низкой мотивации.
- Хронический стресс – рост количества физиологических симптомов пребывания в постоянном стрессе.
- Деформация ценностей – изменение парадигмы личностных ценностей, часто сопровождающееся отклонением от этических стандартов.
- Изменения в поведении – проявление раздражительности, нетерпеливости, негативного отношения к окружающим.
Кстати сказать, уровень выгорания учителей у нас замеряли и не раз. Например, масштабное исследование было проведено Центром социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ в период 2021-2024 годов. Исследование охватило более 14 тысяч респондентов. Выводы получились тревожными: более половины педагогов (55%) показали высокий уровень профессионального выгорания, 43% находились в неудовлетворительном психоэмоциональном состоянии.
Цифры удручающие. Это так только у нас или во всем мире?
Не только у нас. Педагоги в целом по всему миру входят в группу профессий с высоким риском выгорания. По данным зарубежных исследований, основными стрессогенными факторами считаются: большая нагрузка; отсутствие карьерных перспектив и индивидуальных планов развития; дефицит персонала, необходимость работать за других; стресс из-за соцсетей; проблемы безопасности; низкие зарплаты; ментальное здоровье; дефицит ресурсов.
Сходные причины показывают российские исследования. В исследовании 2020 года от инициативы Яндекса «Я учитель», в котором приняли участие 38 тысяч учителей, обнаружилось, что у 75% опрошенных присутствуют ярко выраженные симптомы выгорания, а 38% на момент опроса находились в его острой фазе, то есть, выгорание ощутимо влияло на качество жизни и способность работать.
Основными причинами выгорания российскими учителями были названы следующие: условия работы (нагрузка, дефицит кадров и ресурсов, низкие зарплаты), отсутствие амбициозных задач, ограниченные карьерные перспективы, высокая эмоциональная вовлеченность.
Причины понятные. Можешь рассказать как это происходит на практике?
Поделюсь историей учительницы Светланы, которой я пыталась помочь вылечить травлю в ее классе. История есть на моем Дзен-канале, она настолько меня тронула, что написана в трех частях. Светлане достался пятый класс, отравленный травлей, с деструктивными ценностями, которые прижились еще в начальной школе. Ситуация была очень запущенная, требовалось очень много работы с коллективом. И это чисто технически было невозможно сделать. Светлана вела руководство классом, одновременно свой предмет – информационные технологии. У нее было две ставки, при этом она работала в первую смену, класс во вторую, а свой предмет она у них даже не вела, так было составлено расписание. Хоть как-то пересекаться с классом можно было только на «Уроках о важном», классном часу и «Россия – мои горизонты». Но зараженному травлей классу недостаточно трех раз в неделю по 40 минут. Их нужно каждый день вести, особенно первое время. Это ювелирная работа. Когда классный руководитель не является ежедневным куратором, то можно хотя бы объединиться всем педагогическим коллективом, выработать единую стратегию работы с классом, как это делает консилиум врачей. Детей можно было бы вытащить, но никто из администрации и коллег учителю не присоединился. Светлана разрывалась, оставалась сверхурочно, перестала видеть родных, что только добавляло стресса.
Никакой благодарности и поддержки ни со стороны школы, ни со стороны семей, конечно же, не получила. Небольшие подвижки к концу года были заметны, дети, кажется, впервые оказались рядом со взрослым, которому не все равно. И это уже было победой, ведь в таких тяжелых случаях даже ежедневные инъекции управления классом дают результат порой только через несколько лет. Но потом наступила пора экзаменов, учительницу полностью перевели на ЕГЭ, она перестала видеть класс, случился откат, конфликты и деструктив моментально вернулись. Сразу после ЕГЭ она призналась, что провела самооценку по шкале выгорания, нашла у себя все признаки и ушла из школы.
А самое печальное было даже не истории, а в отклике на нее от читателей. Это совершенно не редкий случай. Учителя массово рассказывали свои подобные истории, а родители приводили в пример классы своих детей, где все примерно также, и учителей, которым не все равно, либо просто нет, либо они есть, но, как и Светлана, уже на последнем издыхании и вот-вот уволятся. Кажется, что единственный способ психологически выжить сегодня педагогу в массовой школе – это включить режим конвейера и отключить чувства.
Можно ли справиться с выгоранием и профессиональной деформацией? Если да, то как?
- Научиться говорить «нет», блюсти свои границы
- Найти сообщество единомышленников, чтобы знать, что ты не один с твоими ценностями
Много ли счастливых людей среди учителей, на твой взгляд? С чем связано?
Моя оптика отличается от того, что можно наблюдать в среднем по стране. Когда я общаюсь с родителями, по их отзывам складывается ощущение, что в массовой школе сейчас работают в основном либо совершенно выгоревшие люди, либо люди-конвейеры, как-то дающие знания, но не особо успевающие реализовывать настоящую педагогику, и редко встречаются учителя-подвижники, которые почему-то не смотря на все тяготы, неравнодушны, сохраняют гуманистический подход, учат детей думать. Но своими глазами я вижу такое редко. Все-таки учителя, которые приходят ко мне учиться, директора, которые меня приглашают – это педагоги с ценностями, схожими с моими. И это всегда про бережное отношение как к ученику, так и к учителю, это про заботу, это про отказ выполнять бессмысленные поручения сверху в ущерб интересам живых людей.
Мне кажется, меня окружают счастливые учителя. Повезло тем, вокруг кого такие же коллективы. Всегда искренне сочувствую тем, у кого горят глаза, огромное желание что-то менять, учиться, и при этом полное непонимание от коллег и руководства. Таких стараюсь объединить в сообщество, в котором они могут поддерживать друг друга и делиться счастьем.
Как выглядит для тебя идеальная школа, где работают счастливые учителя и учатся счастливые дети?
Мой опыт работы с разными школами научил меня тому, что в школе все зависит от лидера. Именно он собирает управленческую команду, определяет приоритетные ценности и качества, которыми будут в этой школе обладать учителя и другие сотрудники. Он выставляет приоритеты, что для него важнее, ЕГЭ и рейтинг или благополучие как ученика, так и учителя? Лидер фильтрует спущенные сверху инициативы.
Мой личный опыт показывает, что в тех школах безопасно, комфортно и хочется в них быть, где для директора это важно. Скорее всего, сам этот директор счастливый и неравнодушный человек, который видит в первую очередь людей, а не баллы. Ну а если совсем ни в чем себя не ограничивать (мы ведь мечтаем об идеале) я бы видела в этой школе систему поддержки учителя. Отдел заботы или психологическая служба или просто коуч, если школа маленькая, как в сериале «Миллиарды», такая Венди Роудс, задача которой следить за морально-психологическим состоянием педагогов, вовремя реагировать, вдохновлять, отправлять перезарядиться, задать правильный вопрос в сложной ситуации. Ну и конечно, достойное вознаграждение и посильная нагрузка, такая, в которой достаточно времени на творчество, на себя и на семью. Мне кажется, в такой школе учителя были бы счастливы, а дети бы от них этим счастьем заражались.
Короткий блиц:
1. Что такое счастье в твоем понимании? Дай свое определение счастья.
У меня совершенно гедонистическое определение счастья. Быть счастливым - это получать удовольствие от жизни
2. Что делает тебя счастливой в обычный день. Дай список из 5 мелких радостей жизни или аптечки счастья:)
Мои 5 мелких радостей, то, что наполняет и то, без чего я грущу:
- поболтать с самыми близкими, пообнимать их;
- пообщаться с моей аудиторией через текст или на встрече, обменяться энергией;
- провести тренировку и походить пешком;
- почитать;
- лечь спать до 23:00 и знать, что можно проспать часов до 7 утра.
3. Какие твои эмоции дают тебе ощущение счастья?
Как говорится в известном новогоднем интернет-меме “Что-то я задолбался жить в интересное и непредсказуемое время, можно мне в этом году просто спокойно?”, вот мне все чаще хочется просто спокойствия. Такое состояние, когда ты ни о чем не волнуешься, никуда не спешишь и можешь пройтись по любимой Москве или посидеть в незабудках в лесу, как в детстве или наслаждаться земляникой с грядки, заботливо выращенной мамой, или в обнимку полежать с дочкой, этого в моей жизни в дефиците и именно это и дает ощущение счастья.
4. Твой совет книги или фильма по теме счастья.
В non-fiction на русском языке сейчас нельзя пройти мимо твоей книги “Наука быть счастливой”. Это очень классная выжимка всего, что с научной точки зрения известно о счастье.
Если говорить про художественную литературу, то мне кажется, что самые гениальные произведения в принципе написаны их авторами в моменты, когда они испытывают счастье или (что чаще) несчастье или переоценку ценностей и того, что такое счастье. Назову ТОП-7 книг, которые я перечитывали в последние пару лет и которые меня погрузили в самые глубокие размышления о счастье - “Анна Каренина” Толстого, причем не линия Карениной, а история Левина, “Мастер и Маргарита” Булгакова, “Над пропастью во ржи” Сэлинджера, “Игра в бисер” Гессе, “Посторонний” Камю, “Великий Гэтсби” Фицжеральда, “Госпожа Бовари” Флобера.
Спасибо тебе большое за интересное интервью и, что отметила мою книгу “Наука быть счастливой”, очень приятно:)