Найти в Дзене

Моя Москва, часть 4: вокзалы запада и севера

В прошлых частях я охватил 6 вокзалов из "общего пула" плюс вокзал правительственный на Алексеевской ветви. А этой частью будут охвачены оставшиеся 4 вокзала, находящиеся на западе и севере центра столицы! И у них есть одно очень странное общее свойство: у них у всех, кроме одного, по разным причинам не лучшие времена! А ведь у них есть свои весёлые истории… Двигаться продолжу по часовой стрелке и оттолкнусь от того, что в прошлый раз я закончил на вокзале Павелецком. Когда-то мы с вами с Киевского вокзала могли съездить в Европу, в южные регионы России и Украины (есть ходы, идущие по её территории), на остальную Украину!… Но, увы, кто знал, что по ходу более чем вековой истории вокзала Малороссия-Украина станет независимым государством, а потом с ней отношения будут настолько фантастически натянутыми, что дойдёт до СВО с боевыми действиями?… А поезда в Европу отсюда смылись и того раньше, их перекинули на соседний Белорусский вокзал. И ведь как всё начиналось! В 1899 году открыли доро
Оглавление

В прошлых частях я охватил 6 вокзалов из "общего пула" плюс вокзал правительственный на Алексеевской ветви. А этой частью будут охвачены оставшиеся 4 вокзала, находящиеся на западе и севере центра столицы! И у них есть одно очень странное общее свойство: у них у всех, кроме одного, по разным причинам не лучшие времена! А ведь у них есть свои весёлые истории…

Двигаться продолжу по часовой стрелке и оттолкнусь от того, что в прошлый раз я закончил на вокзале Павелецком.

Киевский вокзал

Когда-то с этого вокзала мы могли уехать в Европу (даже площадь называлась Европейской!), в Киев, на наши юга! А что теперь ему осталось? Калуга?!
Когда-то с этого вокзала мы могли уехать в Европу (даже площадь называлась Европейской!), в Киев, на наши юга! А что теперь ему осталось? Калуга?!

Когда-то мы с вами с Киевского вокзала могли съездить в Европу, в южные регионы России и Украины (есть ходы, идущие по её территории), на остальную Украину!… Но, увы, кто знал, что по ходу более чем вековой истории вокзала Малороссия-Украина станет независимым государством, а потом с ней отношения будут настолько фантастически натянутыми, что дойдёт до СВО с боевыми действиями?… А поезда в Европу отсюда смылись и того раньше, их перекинули на соседний Белорусский вокзал.

И ведь как всё начиналось! В 1899 году открыли дорогу Москва — Брянск, а ещё с 1887 года дорога из Брянска вела в Льгов (сейчас это Курская область)! В Киев поезда поехали, а ведь это был один из ключевых городов Российской империи, первый с электрическим трамваем на её земле! В 1900 году простроен вокзал, а в 1912 г., специально к 100-летию Бородина, вокзал решено реконструировать и даже затронуть тему прежде крупнейшего боя истории, аккурат параллельно с Первой мировой войной строили и построили (да, его в основном достроили в 1918 г.), да ещё допилили в НЭП!… В 1940-1945 гг. пригородный павильон и станцию метро, получившую имя от своего вокзала — "Киевская" — добили (саму станцию открыли ещё в 1937 г., а в 1953-1954 гг. ещё 2 одноимённые станции добавились)!… Первый вокзал с турникетами для пригорода (их тут зарядили 1 сентября 1999 года)! В новейшей истории даже хотели отсюда проложить скоростного "Стрижа" через Киев в Берлин!

А теперь начинаю листать грустные страницы жизни вокзала, открытые в 2014 г. после победы Евромайдана. Проект скоростной железной дороги в Европу свернули, "Стриж" поехал по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород. Поездов на юг стало куда меньше, ведь кратчайшие ходы отсюда накрылись! За границу "поближе", равно как и в остальную Европу, поезда стали окончательно ездить строго через Белорусский вокзал, пока можно было. Осталось вокзалу лишь довольствоваться сообщением, завязанным на Калугу и далее (причём отрезок до Калуги покрывается даже обычной пригородной электричкой!!!). Поездов дальних осталось… ну, есть один в Питер на Ладожский вокзал, но кто на нём поедет?… Был ещё один, прямо перед святым ковидом, это который был буквально "отелем на колёсах", из Москвы в Москву, хоть и через округу, включавшую, естественно, ту же Калугу… Диаметр, в рамках которого Киевское направление даже не Киевское, а Калужское, обходит вокзал — он же тупиковый! — и идёт по специально построенной соединительной ветви на, чтоб его, Белорусский вокзал (!!!)… Вон, в свете этого некоторые "горячие головы" даже предлагают вернуть вокзалу имя, принадлежавшее ему до 1935 г., — Брянский!

Многие годы была у вокзала ещё одна функция — аэроэкспресса во "Внуково". Даже терминалец был. И к вопросу о значимости аэропорта, мы с "Аэроэкспрессом" были солидарны по этому вопросу: да, даже успели поездить двухэтажные поезда здесь, и станция в а/п была подземной, но сами поезда ходили… всего лишь раз в час (даже в "Домодедово" ходят раз в полчаса в основном, и ведь там самое длинное расстояние до вокзала из всех а/п, пусть и из-за того, что Павелецкий вокзал единственный из "аэроэкспрессных" на Садовом, остальные стоят подальше от него!). А уж когда проложили линию метро в а/п, аэроэкспресс на этом направлении просто умер. И как же злорадно это событие встретили в соцсетях!… Ох, иногда всё-таки люди расстаются с чем-то без сожаления! А вы говорите, люди с чем бы то ни было прощаются с невероятной болью. Так вот же прекраснейший пример обратного!

С вокзала, если не считать редких поездок на аэроэкспрессе, я отправлялся только однажды, в 2021 г. в Малоярославец, и то из никудышного пригородного терминала, там не так интересно. А сам вокзал прошли быстро — поезд из Малоярославца привёз прямо на платформу дальних поездов, — там ничего не запомнил.

Расположение и логистика

Ключевая площадь, связанная с вокзалом, — это Европейская площадь. Точнее, это была площадь Европы, так теперь, с прошлого года, это площадь Евразии. Хорошо, хоть логистика великолепная — есть 3 станции метро "Киевская", Арбатско-Покровской (1953 г., мне она нравится больше остальных "тёзок"), Филёвской (1938 г., пресная по мне) и Кольцевой (1954 г., с самым, пожалуй, примитивным для меня раскрытием своей темы единства Украины и России, потому что все фрески там подписаны и строго намекают на их суть, что мне не нравится, хотя да, одна из них конфузная, знаю).

Белорусский вокзал

Я держу пари: в будущие времена это будет главный вокзал западного направления! Все ходы в эту сторону перед ним! И своё, и через Сити на Киевское!…
Я держу пари: в будущие времена это будет главный вокзал западного направления! Все ходы в эту сторону перед ним! И своё, и через Сити на Киевское!…

Кто бы мог подумать, что перед открытым ещё в 1870 г. Белорусским вокзалом откроется столько перспектив с заделом на будущее, что он может стать ключевым хабом для поездов, следующих как в Европу (причём всех), так и на север России!…

Итак, в 1870 г. открыт вокзал Смоленский. До сих пор направление официально Смоленское, хотя в рамках проекта МЦД (а порой и не только его) ход и называют Белорусским. В 1871 г. вокзал стал Брестским, потому что дорогу продолжили до, собственно, Бреста (того самого, где в 1918 г. мир подписали и чью крепость ранним утром 22 июня 1941 г. нацисты атаковали, эта крепость находится в черте Бреста и есть в списке ЮНЕСКО). Так он Брестским до 1922 г. и пробыл (единственное, что в 1912-1917 гг. вокзал был Александровским, в честь Александра I — 100 лет Бородину-то было, а дорога идёт как раз неподалёку), пока не образовалась Московско-Белорусско-Балтийская дорога, соответственно, Белорусско-Балтийским стал и вокзал. В 1936 г. вокзал получил, наконец, своё нынешнее название. Так почему даже постройка "Аэроэкспрессом" своего терминала в 2007 г. для поездов в Шереметьево — это потенциально не самая славная страница его истории?

Вокзал — западная конечная Алексеевской ветви со страшными возможностями в её рамках. Ведь это единственная альтернатива вокзалу Савёловскому на его направлении, тем более, что дальние поезда тот не обслуживает! Ещё и на Курский вокзал и далее на юга (причём любые) или Нижний отсюда попадёте без проблем. Пошаманите с головными вагонами поезда — и добро пожаловать в Петербург или Псков! Так ведь в результате открытия соединительной ветви через Сити в рамках проекта МЦД ещё и ход на Киевское направление вышел! Собственно, опять каламбурю: пригородных вагонов по 4 (!) направлениям тут целый вагон!

Ещё в те времена, когда через Европу мы могли спокойно проехать, оттуда ходили поезда именно сюда, на Белорусский вокзал, причём везде, куда можно. Достаточно напомнить, что поезд "Янтарь", следующий в Калининград транзитом через Литву, отправляется именно отсюда. Даже все поезда с Киевского вокзала в Европу на себя перетянул, а уж когда соединительная ветвь открылась, ох…

Парадоксально: в сам вокзал я так и не заходил, только в терминал "Аэроэкспресса" и на платформы пригородных поездов. И то, "АЭ" в "Шереметьево" в последние годы выбыл из обоймы, в ход шла схема, о которой я рассказывал в статье об авиаузле, а то и вовсе такси.

Расположение и логистика

Площадь, на которую выходит вокзал, называется Тверская Застава — тут был Камер-Коллежский вал, предреволюционная граница Москвы. Здесь есть трамвайная конечная, есть станции метро "Белорусская", как радиальная (1938), так и кольцевая (1952). Северо-запад центра столицы, хоть потом и следует Северный округ.

Савёловский вокзал

Вы понимаете, что зданием вокзала не пользуются настолько, что я даже фото в фотобанках не нахожу? Увял он… совсем…
Вы понимаете, что зданием вокзала не пользуются настолько, что я даже фото в фотобанках не нахожу? Увял он… совсем…

Савёловский — вокзал со своей историей и тяжёлой судьбой, пожалуй, даже хуже, чем Киевский. Прежде всего, вокзал несколько моложе своего направления, работавшего с 1900 года, из-за этого даже была проложена ветка, известная как Бескудниковская, чтобы этот ход мог функционировать, пока вокзал не достроится, пусть и как вилка Ярославского (Окружную железную дорогу, впоследствии — Малое кольцо МЖД и МЦК, — открыли только в 1908 году). Ещё и Мамонтова арестовали по обвинению за хищения денег. Да, в 1987-1992 гг. к прежде одноэтажному зданию добавили второй этаж. Однако свою станцию метро, "Савёловскую", вокзал получил последним из всех, лишь в 1988 г., до этого ходил автобус от "Новослободской". А в 1997 г. на вокзале окончательно умерло дальнее сообщение: поезд по глуши на Витебский вокзал Петербурга был отменён, поезд в Рыбинск ездил с Белорусского вокзала (вот кто сбежал по Алексеевской ветви!), лишь пригород остался одинокий! И тот иногда отправлялся с Белорусского вокзала. Аэроэкспресс в "Шереметьево", для которого этот вокзал является ЗАКОННЫМ, и тот сначала поездил-поездил отсюда, а там на Белорусский вокзал смылся, даже в какой-то момент останавливаться перестал на своём старом вокзале (помню я эти времена!…) Вновь стал останавливаться на вокзале-кормилице, когда запустился проект "МЦД", таки на Савёловском направлении тоже (там и строить ничего не пришлось), и аэроэкспрессы интегрировались в эту систему, обслуживая Белорусское направление до Одинцова полностью и 5 остановок на Савёловском (сам вокзал, Окружную, по всей видимости, с недавних пор добавили Лианозово, вероятно, из-за пересадки на метро, и по остановке в каждом из зданий воздушной гавани).

Словно борясь с этим, всего 4 пути из 16 транзитные, на тот самый злосчастный, обворовавший всех Белорусский вокзал и строго туда. Эти чёртовы 4 пути используются сейчас в основном МЦД и аэроэкспрессами. Но официально станция вокзала и по сей день Москва-Бутырская.

На вокзал кто-нибудь заходит? Я туда внутрь так и не пожаловал.

Расположение и логистика

Я уже сказал, что Савёловский вокзал свою станцию метро получил самым последним, в 1988 г. Линия метро ещё и дублирует Савёловское направление какое-то время, до "Петровско-Разумовской". Впрочем, в 2018 г. сюда провели и Большое кольцо метро, там станция интересна тем, что путевые стены — это скорее тоннели с именем станции. По-своему весело.

Ещё у вокзала есть хаб, много транспорта здесь остановится.

Рижский вокзал

Этот вокзал многострадален и крайне безлюден. Да, пара дальних поездов тут была, но много чего ещё до реконструкции вокзала на Курский вокзал по Алексеевской ветви посылали…
Этот вокзал многострадален и крайне безлюден. Да, пара дальних поездов тут была, но много чего ещё до реконструкции вокзала на Курский вокзал по Алексеевской ветви посылали…

Хотя Рижский вокзал и был открыт в 1901 году, но сегодня у него времена тоже скверные, а уж сколько разговоров про "закрыть вокзал"… Впрочем, вокзал на 3 месяца моложе своего направления, первый поезд во Ржев отправился с временного вокзала на современной станции Подмосковная.

И направление мне понравилось — своими пейзажами… Но освоил его, когда проект МЦД уже был, и охватил он со старта в 2019 г. и Рижское направление тоже. По Алексеевской ветви, а она Рижский вокзал не охватывает (это тупик). На сам вокзал, естественно, не заходил, к тому же в 2023-2024 гг. его реконструировали.

Сегодня там дальнего сообщения не осталось совсем. Последнее по этой теме, что было, это "Ласточка" в Муравьёво с целью проехать Ржевский мемориал. И она теперь с Курского вокзала по этой Алексеевской ветви едет. Осталось только пригородное сообщение!… Во Псков и Великие Луки и то едут поезда с Белорусского вокзала.

Расположение и логистика

У вокзала в 1958 г. открыли станцию метро, собственно, "Рижская", а в 2023 г. и Большое кольцо метро прошло. Автобусного сообщения тут тоже хватает.

На этом с вокзалами всё! Дальше пойду по городскому транспорту и тому, чем он мне запомнился!…