Найти в Дзене

Моя Москва, часть 3: вокзалы на юге и востоке

В прошлый раз я начал разговор о вокзалах Москвы с, в общем-то, самого естественного места для этого — Комсомольской площади. Сегодня предлагаю продолжить движение "по часовой стрелке" — обратимся на восточные и южные вокзалы столицы! И начну с вокзала, не связанного с центром города и не имеющего своего пригорода и своего направления. Самый молодой вокзал Москвы. Самый пресный — у него нет своего оформления, в отличие от всех остальных. А говорили ведь, вокзал встречает гостя, надобно его впечатлить со старта!… И самый далёкий от центра, там, где в 1917-1960 гг. была граница города — на Малом кольце МЖД, в той его части, где оно проходит от центра довольно далеко. Да и сейчас на центр не похоже — Восточный округ, граница района Черкизово… Вокзал построили недавно, потому и мода такая — минимализм. Скромные у него площади. Ну, есть у него свои кассы, свои магазинчики и кафе, свой вип-зал ожидания, равно как и зал ожидания общий. На платформы пройдёте вроде бы по конкорсу, но тут точно
Оглавление

В прошлый раз я начал разговор о вокзалах Москвы с, в общем-то, самого естественного места для этого — Комсомольской площади. Сегодня предлагаю продолжить движение "по часовой стрелке" — обратимся на восточные и южные вокзалы столицы! И начну с вокзала, не связанного с центром города и не имеющего своего пригорода и своего направления.

Восточный вокзал

Самый молодой вокзал Москвы. Самый пресный — у него нет своего оформления, в отличие от всех остальных. А говорили ведь, вокзал встречает гостя, надобно его впечатлить со старта!… И самый далёкий от центра, там, где в 1917-1960 гг. была граница города — на Малом кольце МЖД, в той его части, где оно проходит от центра довольно далеко. Да и сейчас на центр не похоже — Восточный округ, граница района Черкизово…

Вокзал построили недавно, потому и мода такая — минимализм. Скромные у него площади. Ну, есть у него свои кассы, свои магазинчики и кафе, свой вип-зал ожидания, равно как и зал ожидания общий. На платформы пройдёте вроде бы по конкорсу, но тут точно не воспроизведу (если не конкорс, дайте знать, исправлю).

Нынче это ключевой транзитный вокзал Москвы. Это связано с тем, что Малое кольцо МЖД имеет связи со всеми радиальными направлениями Мосузла до единого. А самое популярное из них, судя по расписаниям, что я видел, это соединение хода Петербург — Москва с Горьковским направлением. Есть и "Ласточки", для которых этот вокзал — конечная, они едут… в Нижний и в Иваново. По идее, судя по их маршруту, их вокзал будет либо ниже, либо Ярославский, причём для одной из них в 2 вариантах (первый — по хорде Мытищи — Фрязево, а второй начинается от Большого кольца МЖД; в будущем дам теорию пригородного сообщения, но если вкратце, от него от ст. Бельково к юго-востоку от Александрова отходит железная дорога на Кинешму и Иваново) — один едет в Нижний Новгород через Владимир, а другой — через Владимир же в то самое Иваново, во Владимире же цепляют тепловоз, потому что все железные дороги Ивановской области без электрификации.

Расположение и логистика

Вокзал находится в границах станции Черкизово. Помимо Восточного вокзала, к ней относится и станция МЦК Локомотив, они ещё одним конкорсом соединены друг с другом, а также со станцией метро "Черкизовская" Сокольнической линии метро. Однако всё это трио несколько далековато от Большой Черкизовской улицы, ключевой магистрали здесь. Придётся немножко пройтись. Правда, были маршрутки, доезжавшие прямо до южного выхода со станции метро, даже ездил на таких…

Курьёз

Когда вокзал открыли, мемом стала надпись на нём: ВОСТОЧНЫЙ ВОКЗАЛ, и тут же приписка: терминал "Черкизово". Допустим, "Черкизово" — своеобразная дань памяти тому, что вокзал и платформа МЦК находятся в границах этой станции. Но откуда взялся именно терминал? Была ли задумка ещё один "терминал" отгрохать, и если да, то где? В Измайлове??? На шоссе Энтузиастов?? Пишите, я почитаю ваши догадки на эту тему!

Курский вокзал

Вот это основное здание вокзала построено в 1968-1972 гг., однако историческое здние вокзала на месте, служит каким-то элитным залом ожидания.
Вот это основное здание вокзала построено в 1968-1972 гг., однако историческое здние вокзала на месте, служит каким-то элитным залом ожидания.
Если даже ты пойдёшь налево — попадёшь на Курский вокзал; если прямо — всё равно на Курский вокзал; если направо — всё равно на Курский вокзал. Поэтому иди направо, чтобы уж наверняка туда попасть.

Этот вокзал, центр мира по "Москве — Петушкам" Ерофеева, был открыт в 1896 г. С ним связано 2 факта:

  1. Этот вокзал, как и Казанский, обслуживает 2 направления: Курское и Горьковское. Впрочем, с момента открытия Курского направления они всегда обслуживались одним вокзалом — об этом ниже. Однако эти 2 направления никто не складывает в одно, но у них и разница сильнее, платформы Горьковского направления, для которых Курский вокзал — конечная, стоят обособленно и даже имеют свой вход.
  2. Много лет это был ключевой вокзал Москвы, потому что здесь восточный конец Алексеевской ветви, проходящий от Курского вокзала до Белорусского и соединяющего многие другие ходы — про это я рассказывал в статье о площади 3 вокзалов. Так было, пока сквозь вокзал на провели 2 маршрута МЦД, Курско-Рижский, работавший со старта проекта в 2019 г., и Киевско-Горьковский, пущенный в 2023 г. и затребовавший строительства дополнительной соединительной ветви Киевского и Белорусского направлений в районе Сити. (Курское и Горьковское направление соединены соединительной ветвью около вокзала.) С тех пор большинство транзитных поездов едут через Восточный вокзал.

Интерьеры вокзала, что я видел, не впечатлили, залами ожидания в историческом здании не пользовался. Да, объёмный, но не впечатлил. Проходы на платформы через подземники, к пригородным поездам идёте через них же.

Пока вокзал был главным транзитным, он принимал поезда: дальние в Петербург с югов или Челябинска и обратно, пригородные на Белорусское и Рижское направления… Пара транзитных дальних поездов есть и поныне, но значительная часть поездов — это МЦД и дальние и дальнепригородные истории своих направлений, Курского (до Тулы) и Горьковского (до Владимира). Одно время, кстати, думал съездить в южные регионы русского Черноземья (отсюда едут поезда на Курск, например), но не успел пока что.

Расположение и логистика

Вокзал открыли, чтобы расположить его на Садовом кольце. Он стоит на его востоке, прямо на востоке. Рядом с ним стоят 3 станции метро: станции "Курская" Арбатско-Покровской и Кольцевой линий (первая позволит по-быстрому попасть на Красную площадь, буквально следующим перегоном, правда, по идее должно было быть не так, а перегон вышел 2,2 км, самый длинный в центре, потому что 2 станции метро между ними отменили, и результат отмены одной из них — у Арбатско-Покровской линии нет прямой пересадки на 2 линии, соединяющие кучу окраин и, среди прочего, Рижский вокзал, а также прямого доступа к Исторической библиотеке и залу "Зарядье"; это при том, что на радиальной "Курской" в годы войны был её филиал), а также "Чкаловская" Люблинско-Дмитровской. Последняя так названа, потому что в советские годы улица Земляной Вал, на которую по идее выходил бы вокзал, если бы площадь ему оставили, а не застроили её ТРЦ при Лужкове, носила имя советского лётчика, но улицу переименовали быстрее, чем станцию открыли.

А раз по идее вокзал выходит на Садовое, то автобус (экс-троллейбус) легендарного маршрута Б к вашим услугам! Он и ходит только по Садовому кольцу, не больше и не меньше (кроме парковых рейсов, конечно, а сдаёт он графики на Смоленской площади). Трамвайная конечная тут тоже есть.

P. S.

Я уже упоминал, что Курское направление было присоединено к Нижегородскому со старта. А ещё то, что Ярославский — 2-ой по старшинству вокзал из ныне действующих. Всё дело в том, что в 1861-1896 гг. работал Нижегородский вокзал, где-то на отшибе, потому что так было дешевле. Это даже не черта Москвы тогда была. Но проблема в том, что вокзал, изначально построенный в качестве временного, такие потоки не вывозил, даже если пристройки делать. Ещё и с 1866 года современное Курское направление обслуживал, его как раз тогда и открыли. Когда в 1896 г. открылся нынешний вокзал, до 1935 г. — Курско-Нижегородский, старый Нижегородский вокзал стал грузовым, а при Хрущёве во время жилищного строительства снесли окончательно. Впрочем, в литературе Лев Толстой увековечить его успел — Анна Каренина в одноимённом романе до Обираловки (сейчас это станция Железнодорожная) отправляется именно отсюда, единственное, что в романе это "низкое здание Нижегородской дороги" — даже московская пресса при открытии поносила здание вокзала, почём могла, и Лев Николаевич даже в 1870-е гг., когда писал "Каренину", по нему проехался.

Павелецкий вокзал

Самый "ленинский" вокзал Москвы, в каком-то смысле, даже привокзальная площадь носила его имя! И вокзал с нереализованным потенциалом…
Самый "ленинский" вокзал Москвы, в каком-то смысле, даже привокзальная площадь носила его имя! И вокзал с нереализованным потенциалом…

Один из самых молодых вокзалов Москвы, его открыли в 1900 году, причём открыла его тогда крупнейшая частная железная дорога России, Рязанско-Уральская (последнее — от городка Уральск, ныне областного центра в Казахстане, стоящего на речке Урал). Просто очень долго у неё не было выхода в Москву, близлежащую ключевую столицу, пусть тогда и со статусом "древней" (собственно столицей был Петербург ещё). Ну что же, в 1897 г. Николай II выписал добро на дорогу в Москву, и построили оперативно — всё-таки дорога соединяла 12 густонаселённых губерний русского Черноземья и не только!

В 1912-1941 гг. вокзал назывался Саратовским, там было правление дороги и от него до 1953 г. считали километраж (сейчас километраж считают от Павелецкого вокзала, как и на остальных дорогах, кроме Петербург — Москва).

Именно сюда привезли Ленина после его кончины, потому что дача была в Горках. И это как раз Павелецкое направление. Сейчас это платформа Горки Ленинские. Ввиду этого площадь в советские годы была Ленинской, и это её расположение, не Красная, оправдано было именно последними годами жизни Ленина и этой частью его биографии.

Начиная разговор о Павелецком вокзале, подписав фото, я написал о нереализованном потенциале его направлений. Вспомните, когда вы обычно приезжаете сюда. Почему я почти 100% уверен, что 95% из нас сюда приезжает только для того, чтобы поехать отсюда в аэропорт "Домодедово"? А ведь могли бы ехать отсюда на юг! В Астрахань, да почаще (поезд "Лотос" отправляется именно отсюда)! В Крым, наконец!!!!! На Урал!!!!!!! Видите, сколько восклицательных знаков я зарядил здесь? Всего-то проложить 2-ой путь от Узунова до Раненбурга (там уже есть переменный ток) и по хорде от Узунова же до Рыбного (там ток постоянный, как на историческом ходе Транссиба; там есть двупутные вставки, но их немного, а раньше их было больше), чтобы значительно ослабить давление на Рязанку, можно до кучи электрифицировать ход от Ожерелья в Михайлов и далее (этим вопросом, к слову, уже занялись), и вуаля! Эти 2 однопутки сильно сдерживают интенсивность движения на Павелецком направлении, хотя оно могло бы сильно разгрузить Казанский и Курский вокзалы…

И вокзал-то просторный! Точно уверен, что его потенциал ещё велик, просто нужно всё доделать!…

Расположение и логистика

Второй и последний вокзал на Садовом. Радиальная "Павелецкая" Замоскворецкой линии имеет выход сразу в вокзал. Ей и пользовался, станция Кольцевой линии слишком далека от вокзала, придётся перейти по длинному переходу с кольцевой станции на радиальную. Есть и трамвай, ведущий на Бульварное кольцо — пока это единственная линия трамвая в самый центр столицы. Подробнее об этом, когда поговорим о транспорте по столице.

Курьёз

Знаете ли вы, что это мог быть 2-ой Саратовский вокзал в истории Москвы? Первым должен был стать современный Казанский вокзал, потому что общество, строившее Рязанку, изначально называлось обществом Саратовской дороги. Однако дорога выходила бы слишком долгой, и до Саратова Рязанка не прошла, так и оставшись Рязанкой. Правда, стала началом дорог на юг и во Владивосток (хотя, по странной прихоти судьбы, вышел самый протяжённый маршрут из построенных, а потому из Москвы во Владивосток поезд по этому ходу не ездит), что тоже весьма интересно.

А в следующий рах я закрою тему вокзалов Москвы!…