Как я и обещал в прошлый раз, сегодня начну тему о Москве и области!
В Москве я жил 10 лет, а грезил ей до этого ещё 3 года. Всё-таки в детские и подростковые годы считал, что большой город с, как следствие, массой возможностей, такой просторный, что многие влезут! Да, можно вспомнить самые разные шутки про резиновый город!… К тому же, Москва всегда в центре внимания, потому что она всегда так или иначе проходит в новостях. Тогда ещё, в детские годы, жаждал забрать себе внимание, притом почти любым способом. Видимо, хотел от одиночеств избавиться! А по итогу, уже живя в Москве, окончательно ушёл в одиночество и даже ездил просто в поля и на природу.
Рассказ о Москве будет необычным. Ведь о многих достопримечательностях вы, скорее всего, и так уже знаете. Так что подробно, по стандартной схеме, буду говорить лишь о способах сюда добраться, а дальше пойду только по тем местам, что для меня многое значили, и буду акцентировать именно на этом.
Сегодня начнём с авиаузла, и имейте в виду, что в текущей ситуации влёт в город иногда могут перекрывать по известным причинам.
Аэропорт "Внуково"
Это единственный аэропорт, находящийся в черте Москвы, причём долгое время, до 2012 года, будучи её анклавом. Вплоть до 2024 г. это был анклав Западного АО, окружённый Новой Москвой, и только недавно его передали в Новомосковский АО. И единственный аэропорт, до которого можно добраться на метро! Да, сюда протянули Солнцевскую линию метро некоторое время назад.
Что ещё нужно знать об этом а/п с практической точки зрения?
- Этот аэропорт состоит из 3 зданий. Для нас актуально "Внуково-1" — это пассажирский терминал. "Внуково-2" — аэропорт правительственный, для делегаций. "Внуково-3" — это для мэрии, насколько я знаю.
- Главный "эксплуататор" аэропорта — это UTair, тут его основной хаб. Также отсюда летают Turkish Airlines и, в обычной жизни, "Люфтганза", потому что у них есть код-шеринговые соглашения в "ЮТейром". Думаю, вы знаете, почему "Люфтганза" сейчас в Россию не летает…
- В прошлом все рейсы отсюда выполняла "Победа", лоукостер от "Аэрофлота", ставшая среди нас своеобразным мемом. При этом в моей жизни это лишь 2-ой лоукостер, 1-ой стала AirAsia, и она была довольно добротной. Интересно, за что? Не из-за завышенных ли ожиданий по "Победе"?… Теперь же значительная часть рейсов переехала в "Шереметьево".
Самый некомфортный аэропорт всего Мосузла для меня из тех, где я был. Мне он никогда не нравился — античеловечный, что ли… Никогда меня не привлекал. Даже с метро меня туда не тянет…
Немного истории. Это старейший аэропорт Московского авиаузле из ныне действующих, открыт 6 июля 1941 года (должны были 18 августа того же года, ко Дню авиации — тогда его отмечали именно 18 августа, в 1930-е гг. это был 3-ий выходной в августе — в 1931-1940 гг. неделя состояла из 6 дней, выходные — каждое 6-ое число месяца в его пределах плюс государственные праздники; за краткостью февраля 1 марта было выходным за несуществующее 30 февраля), но начавшаяся война вынудила аэропорт открыть скорее и использовать его для соответствующих нужд. Аэропорт открыли для перевода сюда рейсов с Центрального аэродрома им. Фрунзе на Ходынском поле (сейчас там стоят ЖК, ТРЦ "Авиапарк" и станция метро "ЦСКА", а тогда привозили людей при помощи станции метро "Аэропорт", открытой ещё в 1938 г.), потому что из-за роста города держать а/п там становилось сложнее. Когда в конце 1950-х — начале 1960-х гг. аэропортов для Москвы стало больше, специализацией аэропорта стали немножко международных рейсов, а основа — рейсы на юг СССР. Теперь же тут летает всякое, но из этого ничего не запомнил, кроме "ЮТейра" и "Победы". Да, его признавали лучшим в стране, но тут всё субъективно — мне тут никогда уютно не было.
В 2018 г. получил имя Туполева — про эту задумку рассказывал в контексте Челябинского а/п. Но это посвящение не видел на практике. Ну, не наше это, давайте признаемся в этом!…
Аэропорт "Шереметьево"
2-ой по возрасту аэропорт Мосузла — открыт в 1959 г., причём автор идеи — Хрущёв, его вдохновили на это воздушные гавани США, вот и создал аналог. Заимствование таких дей для нас не новость: я знаю, что "Союзмультфильм" был создан под влиянием работ Уолта Диснея, например.
Территориально — город Химки Московской области. По факту ближайшее направление, помимо трассы М-11, это Дмитровское шоссе! А по ж/д — Савёловское направление, на Рыбинск, не Ленинградское!… Даже ответвление сюда "Аэроэкспресс" обустроил именно от Савёловского направления — оно было ближе. А почему я подробно на этом остановился? Дело в том, что ключевые ходы в сами Химки — это автотрасса М-10, Москва — Санкт-Петербург, и железная дорога Санкт-Петербург — Москва.
А теперь мой способ добраться сюда. Есть, конечно, аэроэкспресс, но он стоит дорого и после платформы Окружная едет не очень быстро, в общем потоке. Я сам им не пользовался после открытия МЦД. Вместо этого я приезжал на платформу Дегунино Савёловского направления (к открытию МЦД я жил на северо-востоке Москвы и имел прямую маршрутку туда), садился в поезд, ехал до ст. Лобня, там делал пересадку на подмосковный транспорт от Лобни до аэропорта, но не до самих основных входов в него, а до остановки "Полиция Шереметьево", оттуда через парковку в здание аэропорта, обходя тем самым все очереди у основных входов. Кстати, наткнулся туда вообще случайно, потому что эту остановку в самый первый раз, когда я туда полез, водитель объявил конечной. Так и нашёл этот путь в обход всех очередей…
Что нужно знать об этой воздушной гавани? Ну, это крупнейшая воздушная гавань России, с 6 (!) терминалами!
- Терминал А — это бизнес-авиация. Он в своём здании вроде бы, но тут не уверен.
- B — это про внутренние рейсы. В бывшем здании "Шереметьева-1".
- C — дом для международных рейсов. В бывшем здании "Шереметьева-1".
- D — универсальный терминал. Под что хотите, что и задействуйте. Задумывался как дом для "Аэрофлота", как его терминал — альянс SkyTeam такое требование выписал, — но сейчас "Аэрофлот" летает в основном из бывшего "Шереметьева-1", а этот сейчас в основном заняла "Победа". В бывшем "Шереметьеве-2".
- E — для партнёров "Аэрофлота" по альянсу SkyTeam — тут только международные рейсы. Были — сейчас терминал дезактивирован. В бывшем "Шереметьеве-2".
- F — для различных международных перелётов. Правопреемник "Шереметьева-2", потому что до 2009 года носил это имя. Здесь же есть музей истории аэропорта. Сейчас закрыт на реконструкцию.
Я упоминал "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2". Их ещё называют Северным и Южным терминальными комплексами, но для простоты буду использовать эти здания "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2" — названия станций межтерминального перехода дают мне такое право. Первое было открыто в 1964 году, второе — в 1980 г. к Олимпийским играм. Когда я прилетел в Москву впервые, прилёт был именно в D, а станция аэроэкспресса была в E (ну, туда её поставили). Только недавно открыли ещё одну станцию, в проходе между парковкой и входом в B.
Сегодня это дом "Аэрофлота" и его партнёров, ещё здесь хаб для а/к "Северный Ветер". А в советские годы, когда "Аэрофлот" был всей гражданской авиацией, аэропорт был заточен под 2 вещи: перелёты из Москвы в Ленинград и из Москвы за границу. Остального тут было немножко.
Этот аэропорт мне нравится больше. Здесь много питьевых фонтанчиков! Так что отопьётесь живительной влаги перед вылетом всласть! Во всяком случае, в B их целый вагон. К тому же он просторный, мы тут разместимся!… Но огромный, да, не самое уютное место.
Аэропорт "Домодедово"
3-й по старшинству и мой самый любимый из всех аэропортов — открыт в 1964 г. Павелецкое направление МЖД и Каширское шоссе. Тут всё просто и понятно. Осталось лишь сюда провести МЦД или хотя бы интегрировать "Тройку" сюда — тут пути созданы уже давно.
С расположением тоже всё предельно прозрачно — подмосковный городок Домодедово. Железную дорогу провели ещё в советские годы, есть несколько пригородных поездов, "Аэроэкспресс" пришёл сюда "на готовенькое".
Многие годы это был самый современный аэропорт страны, да и сегодня он многих привлекает — удобный и просторный, к тому же всё под одной крышей, а не в 2 зданиях! К тому же его ещё и озеленять изнутри начали, как в Сингапуре делают!
В советские годы отсюда летали авиаотряды из восточных регионов СССР — своего на ближние и средние рейсы не было, только уж на Дальний Восток если — дальние самолёты для этого тут имелись. Ту-144, летавшие в Алма-Ату, взлетали именно отсюда.
В новые времена, когда аэропорт даже реконструировала компания East Line, этот аэропорт стал домом для авиакомпаний S7 и "Уральских авиалиний", в случае S7 в дальнейшем сюда в рамках концепции "одной крыши" позднее сюда приманили и альянс Oneworld, куда базово входят сибиряки. И тут очень много интересных технологических решений! На рейсы S7, скажем, внедрена посадка по электронным сканерам кодов в печатных талонах! К тому же я часто использовал печать талонов на автоматах, для этого предназначенных (сканирую код с телефона, выползает печатный талончик). Вроде бы ещё скан с электронных талонов там запустили.
Аэропорт "Жуковский"
Этот а/п пока остался мной не изучен. Он и открыт позже всех, в 2016 году. Рязанское направление МЖД, Новорязанское шоссе (начало а/д "Урал").
Своей железной дороги не имеет, надо ехать до платформы Отдых, а далее на местном автобусе в а/п. Есть и какой-то транспорт от метро "Котельники", как раз по Новой Рязанке.
Самый маленький аэропорт, судя по всему. Правда, и не завершён до конца. По функционалу дублирует "Домодедово" (отсюда летают "Уральские" и Red Wings), по задумке — "Внуково", потому что а/п должен был быть заточен под лоукостеров.
В основном здесь рейсы в ближнее зарубежье плюс немного внутренних. Одно время, правда, тут были рейсы, скажем, в Париж… И да, кукурузная посадка в 2019 г. была при вылете отсюда.
В следующий раз начну разговор о Московском ж/д узле, он велик!…