Найти в Дзене

Моя Москва, часть 2: вокзалы Комсомолькой площади

В прошлый раз поговорил о способах прилёта в Москву. А сегодня начну разговор о вокзалах Москвы — способах приехать сюда по рельсам! Вы знаете: в Москве 10 общих вокзалов плюс правительственный, поэтому в одну статью они не влезут. Разобью по такому принципу: сегодня будет площадь 3-х вокзалов — Комсомольская, — затем речь пойдёт о вокзалах на юге и востоке города, в конце будут оставшиеся вокзалы — запад и север столицы. Какие направления эти вокзалы обслуживают, тоже буду давать. Небольшая справка. Москва — это ключевой ж/д узел России. Что не должно нас удивлять — столица страны, все дороги ведут сюда… Однако железная дорога в России родилась, как известно, в Петербурге, и один факт с этим будет связан. Также есть несколько соединительных ветвей, и ключевая из них, связанная как раз с Комсомольской площадью, — это Алексеевская ветвь, соединяющая много чего и проходящая как раз через Комсомольскую площадь. Однако если соединительных ветвей нет никаких (за одним недавним исключением),
Оглавление

В прошлый раз поговорил о способах прилёта в Москву. А сегодня начну разговор о вокзалах Москвы — способах приехать сюда по рельсам!

Вы знаете: в Москве 10 общих вокзалов плюс правительственный, поэтому в одну статью они не влезут. Разобью по такому принципу: сегодня будет площадь 3-х вокзалов — Комсомольская, — затем речь пойдёт о вокзалах на юге и востоке города, в конце будут оставшиеся вокзалы — запад и север столицы. Какие направления эти вокзалы обслуживают, тоже буду давать.

Небольшая справка. Москва — это ключевой ж/д узел России. Что не должно нас удивлять — столица страны, все дороги ведут сюда… Однако железная дорога в России родилась, как известно, в Петербурге, и один факт с этим будет связан. Также есть несколько соединительных ветвей, и ключевая из них, связанная как раз с Комсомольской площадью, — это Алексеевская ветвь, соединяющая много чего и проходящая как раз через Комсомольскую площадь. Однако если соединительных ветвей нет никаких (за одним недавним исключением), то вокзал этот будет тупиковым. И, кстати, вокзалы Комсомольской площади, несмотря на проходящую через неё Алексеевскую ветвь, тупиковые, причём все, Алексеевская ветвь проходит немного западнее всех вокзалов площади. Близлежащая для них всех станция метро — "Комсомольская", названная по имени площади наверху. А теперь пройдёмся по всем этим вокзалам!

Ленинградский вокзал

Это старейший вокзал Москвы и единственный из них, управляемый не Московской железной дорогой. Кстати, я мог бы сюда поставить и фото Московского вокзала в Питере, потому что Константин Тон их запроектировал абсолютно одинаковыми архитектурно. Разве что в Москве вокзал немного поменьше.
Это старейший вокзал Москвы и единственный из них, управляемый не Московской железной дорогой. Кстати, я мог бы сюда поставить и фото Московского вокзала в Питере, потому что Константин Тон их запроектировал абсолютно одинаковыми архитектурно. Разве что в Москве вокзал немного поменьше.

Ленинградский — старейший вокзал Москвы, открытый ещё в 1851 году. За столь долгое время он менял свои имена, что отчасти не должно нас удивлять. Открылся вокзал как Петербургский. После смерти Николая I и железную дорогу Петербург — Москва, и оба вокзала на её конце назвали в его честь — Николаевскими. После Октябрьской революции, когда уже сформировался СССР, все 3 вещи — железную дорогу к тому моменту сначала Петроград — Москва, а затем Ленинград — Москва и оба вокзала на её конце — назвали, собственно, Октябрьскими. В 1930 г. вокзалу в Ленинграде вернули его историческое название — Московский вокзал, — а вокзал в Москве ещё в 1924 г. стал Ленинградским. Такое "соотношение сил" остаётся и поныне.

Этот вокзал я чаще других в Москве использовал для дальнего выезда куда бы то ни было, а именно — на ночном поезде в Петербург. Да, туда я приезжал и оттуда уезжал исключительно на поездах, так что про "Пулково" меня можете не спрашивать. Вокзал просторный, да. Как и положено по нынешним временам, где-то спрятался вип-зал ожидания. Все магазинчики и рестораны там тоже имелись. А почему я говорю всё в прошедшем времени — "имелись"? Просто штука в том, что вокзал сейчас закрыт на реконструкцию, проход к поездам сейчас несколько обходной.

В принципе, то, что вокзал, как и все его соседи, тупиковый, для нас с вами немного удобно, потому что к путям мы попадаем сразу же, не нужно никуда переходить по лестницам или настилам. Но за это придётся платить некоторой ограниченными вариантами маршрутов такого вокзала, потому что он может быть строго конечной. С другой стороны, так искреннее хотя бы, нежели вокзал Алматы-2, с виду транзитник, но по факту для нас с вами, простых пассажиров, это строго конечная!

Вокзал этот из серии "нелогично расположенных". Он, да, построен на некогда окраине Москвы, Каланчёвской площади (ну, как окраине, но и центром в 1844-1851 гг. это не было, тогдашняя граница Москвы — Камер-Коллежский Вал, примерно 3-е кольцо, но на северо-востоке вал шёл дальше современной "трёшки", а на юго-востоке и западе он был ближе к центру, и Белорусский вокзал, о котором скоро, находится на площади Тверская Застава, например). Но это северо-восток центра. Получается, что ход в Петербург проходит через весь север центра и города вообще. Мда…

Как многие знают, ещё здесь конечная "Сапсанов" Петербург — Москва. Только я ими не пользовался никогда, мне проще отоспаться в ночном поезде. Но доступ здесь, кстати, общий, во всяком случае, до последней реконструкции так оно и было.

Пригородные поезда здесь частоходы только до Зеленограда, города-спутника Москвы, потому что до него (а точнее — станции Крюково, от которой его и построили даже постановление называлось про строительство города-спутника вокруг станции Крюково) дорога 4-путная. А далее только 2 пути! Сообщение между столицами ведь интенсивное… Вот и пригородные поезда здесь не такие частые, зато до Твери!…

И это единственные вокзал и направление не в ведении МЖД. Они остались в ведении Октябрьской ж/д. Обоснование историческое, дескать, из Питера в Москву пришла железная дорога. Километраж по ходу Петербург — Москва считается от Петербурга. Пригородная пассажирская компания, обслуживающая этот ход от Москвы до Твери, не Центральная ППК, как на МЖД, а Московско-Тверская, у которой, к слову, есть свой телеграм-канал!

Ярославский вокзал

2-ой по старшинству вокзал на площади и из ныне действующих. И он уже проще для своего направления стоит!
2-ой по старшинству вокзал на площади и из ныне действующих. И он уже проще для своего направления стоит!

Ярославский вокзал — 2-ой по старшинству в Москве из ныне действующих (в следующий раз поймёте, в чём дело) и на площади. Его открыли в 1862 г., а запроектировал его Роман Кузьмин, которого сегодня не особо и вспоминают. Собственно, первый вокзал был невелик, потому что изначально был заточен под дорогу до Троице-Сергиевой лавры. И вокзал поначалу был Троицким. В 1870 г. дорогу продлили в Ярославль, соответственно переименован и вокзал, к тому же его расширили по проекту уже куда более известного Фёдора Шехтеля. Так вокзал и остался Ярославским, единственное, что в 1922-1953 гг. вокзал был официально Северным (по версии, что я запомнил, это было как-то связано с Ярославским восстанием за 4 года до этого), но на картах его продолжали обозначать как Ярославский.

Что нужно знать о вокзале и его направлении в первую очередь? Это — начальный участок основного хода Транссибирской магистрали, по нему считается километраж. Соответственно, тут стоит символический километровый знак, на одной его стороне — "0", на другой — "9298" — столько идёт этот главный ход. Ещё отсюда можно легко попасть и на другой ход Транссиба, через Нижний Новгород, по хорде, соединяющей Мытищи (Ярославское направление) и Фрязево (Горьковское), он покороче. Второе: это самое загруженное направление на всём Мосузле! Более 550 поездов в сутки от Москвы до Мытищ, где начинается хорда! Больше всего пассажиров пригородных электричек! 14-вагонные поезда! 5 путей от Москвы до Мытищ, затем 4 до Пушкина (главный ход) и 3 от Подлипок-Дачных до Болшева (это на хорде). В то же время, до вокзала даже не на метро — на МЦК (про него как-нибудь расскажу), — пересадка только одна, на платформе Ростокино, некогда называвшейся Северянин.

Одно из моих самых любимых направлений, даже несмотря на этот факт. Ведь я жил на северо-востоке Москвы и имел 2 автобусных маршрута, проложенных до ж/д станции Лосиноостровская и платформы Лось (первая покрупнее, бывший главный товарный двор направления, и поездов там остановится поболее). А потому было проще доехать до "Лосинки", сесть на поезд и рвануть за город. Я много раз ездил в Александров, в Сергиев Посад, даже в Пушкино, Балакирево и Софрино заскочил!… Но про это подробнее, когда речь пойдёт об окрестностях.

Я уже рассказывал, что на этом вокзале когда-то была гостиница, сделанная из купе вагона. И что проработала она не очень долго из-за частых краж в ней. Жаль, обидно было…

Помимо Транссиба, можно также отсюда выехать на север России и даже в ЯНАО!…

Казанский вокзал

Слева на фото — вокзал для юга и опять Транссиба!…
Слева на фото — вокзал для юга и опять Транссиба!…

Казанский же вокзал — 3-й по возрасту вокзал площади и первый из мной упоминаемых, обслуживающих 2 направления: собственно Казанское и Рязанское, в прошлом дававшее имя вокзалу. Про разницу этих ходов позже, а пока скажу, что первое — это Казанский ход Транссибирской магистрали, самый короткий и самый молодой из всех 4, а второе — самый протяжённый и самый старый, плюс ведёт и на юг. Скажем, на археологическую практику в Каменной Балке (Ростовская обл.) я выезжал именно отсюда.

Само здание открыли в 1864 г., хотя первый поезд сюда приехал 2 годами ранее. Эта дорога словно предвосхитила собой советскую практику сдачи домов с недоделками (когда речь пойдёт о юго-западе Москвы, про это расскажу подробнее, потому что этот момент я упоминал в своей магистерской работе) — первое время дорога работала именно такой, с недоделками.

Хотя я вокзалом пользовался мало, на отправление всего 2 раза (1 раз в Казань, по Казанскому ходу Транссиба, и на Балку по Рязанке), кое-что о вокзале запомнил. Много чего есть, но мне там не особо нравилось, хотя вокзал по-своему приятный и интересный, в том числе за счёт своих интерьеров. Зато он по пригороду напряжён не так, как могло быть — тут и путей 4 по Рязанке от Москвы до Раменского (с Казанским ходом у него общий участок до Люберец-1), причём ещё с дореволюционных времён, и вариантов пересадок из вагона поезда в вагон метро тут целый вагон (простите уж за каламбур)! Впрочем, и своего отдельного прохода на пригородный поезд здесь нет, что добавляет плюсы к пересадкам с других станций метро…

Правительственный вокзал

Этот вокзал "спрятан" от обычных глаз. Оно и неудивительно — этот вокзал обслуживает не нас с вами, а правительственные делегации! И стоит прямо на Алексеевской ветви, в рамках станции Москва-Каланчёвская. Вроде бы самый молодой из всех (моложе только Восточный вокзал) — открыт в 1974 г.

Известно, что этим вокзалом любил пользоваться Брежнев. Ещё сюда Ким Чен Ир приезжал (помните его ж/д турне по стране в 2001 году?). Однако большего о самом вокзале не скажу, по понятным причинам. Только про одну вещь, на которой он стоит.

Алексеевская соединительная ветвь

На дальнем плане последнего фото вы можете обратить внимание на эстакаду. Это эстакада Алексеевской соединительной ветви. Именно она позволяет нам с вами проехать сквозь именно Москву транзитом, потому что она проходит так, что соединяет несколько ж/д направлений в относительном центре города.

Итак, как же она устроена?

  1. Путь у неё идёт с Курского вокзала — он ещё недавно был ключевым транзитным в городе. Про него в следующий раз.
  2. Затем она проходит Комсомольскую площадь по эстакаде. Станция Москва-Каланчёвская позволяет сделать пересадку на вокзалы площади.
  3. Где-то в этом промежутке проходит ветвь, соединяющая железную дорогу Петербург — Москва с этой ветвью. По ней можно уехать с югов в Петербург.
  4. Западнее находится соединение этой ветви с Рижским направлением. Именно этот ход одно время мог заместить собой Рижский вокзал целиком, потому что на самом вокзале поток не очень.
  5. После будет примыкание Савёловского направления с севера. Со стороны Курского вокзала вы не можете туда попасть, только с Белорусского.
  6. И, наконец, Белорусский вокзал, завершение этой ветви, переходящей далее в железную дорогу на Минск.

Теперь понимаете, почему Правительственный вокзал здесь удобен? Да и на Павелецкое направление отсюда попадёте (есть соединение Курского направления с Павелецким).

На сегодня всё, завтра поговорим о вокзалах на юге и востоке столицы!