Найти в Дзене
МИР 24

Легенда Балтийского флота сквозь войны и революции: как устроен крейсер «Аврора»?

24 мая 1900 года, под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей был спущен на воду крейсер I ранга «Аврора». Бронепалубное судно за время службы прошло более 100 тысяч миль и является непосредственным участником трех войн, а также одним из главных символов Октябрьской революции. За свою историю крейсер пережил неоднократные переоборудования и ремонты. Сегодня «Аврора» навечно зачислена в состав российского Военно-морского флота в качестве корабля-музея: судно является одним из главных центров притяжения в Северную столицу туристов со всего мира. Подробнее — в материале MIR24.TV.

Виктор Литовкин

Военный эксперт и историк

«Крейсер имеет статус легендарного корабля, это безусловный факт, — говорит военный эксперт и историк Виктор Литовкин. — Я говорю не только о его политическом значении. Он принимал участие в Русско-японской войне: к примеру, в Цусимском сражении «Аврора» пережила шквальный огонь японских кораблей и приняла на себя снаряды малого и среднего калибра, которые нанесли судну серьезные повреждения. Также корабль прошел через Первую мировую войну, а во время Великой Отечественной с крейсера сняли орудия главного калибра и установили их на подступах к Ленинграду. Обратите внимание, что он стоит у Нахимовского военно-морского училища на Петроградской набережной и до сих пор является учебным центром, где курсанты проходят определенные занятия. Командиром «Авроры», к слову, является не отставной, а боевой офицер (капитан третьего ранга Юрий Шишкарев — прим. ред.)».
-2

У крейсера практически всегда многолюдно: по направлению к кассе, как правило, стоит внушительная очередь. Многие, чтобы не томиться в людском потоке, покупают билеты онлайн — распечатанные талоны позволяют сразу (не минуя процедуру осмотра) подняться на верхнюю палубу. Именно там и начинается наша экскурсия.

Важно отметить, что покупкой билетов в режиме онлайн стоит озаботиться минимум за неделю до посещения.

-3

Палуба представляет собою листы стали, на которые уложены доски из тропического дерева. Это водостойкая древесина, которая не поддается гниению. Из соображений безопасности пространство палубы обнесено веерным ограждением и имеет встроенные выгородки — специальные ящики, под брезенты которых матросы убирали свои койки (при необходимости они использовались в качестве индивидуального спасательного средства). Основные средства связи с берегом — шлюпки. В их состав входят два паровых катера, два баркаса, столько же гребных катеров и вельботов. Для подъема и спуска шлюпок используют шлюпбалки.

Сейчас на палубе крейсера можно увидеть 14 орудий главного калибра (система французского инженера Гюстава Канэ), максимальная дальность стрельбы которых составляет 9 тысяч 800 метров, а скорострельность — до 5 выстрелов в минуту. Первоначальное вооружение крейсера состояло из 42 орудий разного калибра. Орудий главного было всего лишь 8. Противоминная артиллерия крейсера состояла из 24 75-миллиметровых орудий, 12 из которых располагались на верхней палубе, а другие — на батарейной. К противоминному калибру относятся и 8 скорострельных пушек Гочкиса, которые размещались в зоне фок-мачты, а также на носовом и кормовом мостиках. На крейсере было две десантных пушки, которые находились на палубе корабля.

-4

Евгения

Сотрудница музея

«Крейсер «Аврора» имеет характерный и узнаваемый силуэт, который ему придают три высоких дымовых трубы. Изначально под каждой из труб находилось котельное отделение, которое вмещало в себя 8 паровых котлов. Итого — пар вырабатывали 24 котла, по паропроводам он попадал в машинные отделения, которые вращали гребные винты, изготовленные из специального сплава — морской бронзы. Три винта обеспечивали кораблю максимальную скорость в 19 узлов, что соответствует 35 километрам в час. Уголь на крейсере грузили во внутренние помещения, а при дальних походах — прямо на палубу».

Ходовая рубка корабля, из которой управляют судном во время движения в море, находится в носовой надстройке. На крыльях мостика располагались матросы-сигнальщики. Во время боя они перемещались в боевую рубку, где также находились минные и артиллерийские офицеры.

Интересный факт: 11 октября 1914 года в Финском заливе немецкая подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера: «Палладу» и «Аврору». Первое судно было построено после Русско-японской войны. Командир субмарины, оценив ситуацию, предпочел выпустить торпеду в более новый крейсер. В результате атаки судно затонуло вместе с экипажем, а «Авроре» удалось вновь избежать гибели.

-5

Радиостанция, находящаяся в радиорубке крейсера, была изготовлена на рубеже XIX—XX веков. Некоторые агрегаты изготавливались на кронштадтской мастерской Александра Степановича Попова — выдающегося русского инженера и физика. Радиостанция известна тем, что 7 ноября 1917 года (25 октября по старому стилю) впервые возвестила о победе Октябрьской революции в Петрограде.

«В помещении, которое сейчас занимает первый зал музея, некогда располагался карцер, службы боцманской команды и другие подсобные помещения, — продолжает сотрудница музея. — Сейчас именно здесь начинается экспозиция корабельного пространства, на левом и правом бортах вниманию посетителей представлены живописные полотна, написанные художниками-маринистами Центрального военно-морского музея, отображающие важнейшие этапы боевого пути корабля».
-6

В других залах можно встретить экспозиции, где представлены материалы об отечественном кораблестроении, морской науке накануне Первой мировой войны, участии крейсера в событиях данной войны, в революционных событиях 1917 года и о службе корабля в советское время. Количество артефактов и материалов поражает. Добавим сюда материалы об организации морского ведомства России (со второй половины XIX столетия и до начала XX века), фотографии и документы о строительстве броненосных кораблей, кораблестроительных программ, уникальные документы, посвященные переходу 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток и уже упоминавшемуся Цусимскому сражению (14-15 мая 1905 года), в котором «Аврора» участвовала в составе второго крейсеровского отряда, прикрывая транспортные корабли эскадры.

После Русско-японской войны крейсер нес службу в составе Балтийского флота, совершил несколько учебных и плановых выходов в море и длительных заграничных походов. Во время Первой мировой «Аврора» была сторожевым судном и патрулировала Финский залив, охраняла севший на мель германский крейсер «Магденбург», который был позже захвачен русскими моряками. Также легендарное судно принимало участие в десантной операции в водах Рижского залива, поддерживая пехоту артиллерийским огнем.

-7

«Во время Великой Отечественной войны крейсер бомбила немецкая авиация, обстрелы не прекращались до конца блокады, — говорит Литовкин. — При этом моряки с крейсера внесли важный вклад в оборону Ораниенбаумовского плацдарма: пушки батареи, созданной из орудий «Авроры», вели огонь до последнего».

Сегодня «Аврора» является филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого.

Людмила Давыденко

Жительница города Раменское

«Не побывать на «Авроре» — значит, не побывать в Петербурге. Я приехала в Северную столицу в ожидании белых ночей. Но считаю, что такое погружение в нашу историю и великое прошлое — обязательно для каждого гостя Петербурга».

Действительно, «Аврора» — не только памятник великим событиям минувшего века и отечественному кораблестроению, но и символ самой России.

-8