Третий день погружаюсь в причудливые визуально-звуковые порталы, которые открылись для публики в Казани… Привычные места и секретные локации преобразились усилиями медиахудожников из разных стран.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Разумеется, особое внимание я обращаю на музыку, поскольку мне это близко. Да и экспериментальная электронная музыка мне вовсе не чужда, хотя чаще я слушаю другое…
Прямо сейчас я сижу на полу инсталляции итальянского художника Альберто Новелло «Jestern», который проецирует лазером на экран светящиеся геометрические узоры, и каждое изменение формы влечёт за собой смену ритма и звуковой текстуры: от глубоких басов, пробивающих до печёнок, до пунктирной перкуссии. Всё бурлит и булькает, словно цифровой бульон.
По словам самого Новелло, который с удовольствием делится соображениями с гостями фестиваля, его работа позволяет услышать лазер и увидеть музыку.
Подобные эксперименты занимали многих композиторов, включая, например, великого Александра Скрябина с его системой соотношений звука и цвета. Это современное искусство, но оно укоренено в традицию, которой не одно десятилетие. Объединить в единый опыт образ, звук запах, тактильные ощущения… Такую задачу ставили перед собой многие.
Актуальное медиаискусство позволяет в некоторой мере дать волю синергии визуализации и акустики. Думаю, каждый гость фестиваля НУР это оценит.
В соседнем помещении — длинная стена со световыми проекциями петербургского художника Андре Свибовича, благодаря зеркалам уходящая в бесконечность. Звуковые эффекты рифмуются с происходящим на экране, и даже маленькая девочка завороженно следит за игрой света на экране-стене.
Создать взаимодействие графики и звука, добиться целостного ощущения. Передать идею или создать абстракцию со свободными ассоциациями… Каждый автор решает эту задачу по-своему.
Без звука медиаискусство теряет половину своей выразительности. Каждая инсталляция создаёт особую акустическую среду, которая может быть агрессивной, как в подземной скульптуре работы Sila Sveta, или мягкой и убаюкивающей, как в «Берёзке» от СЕТАПа, где вокруг светового столба-ствола собираются слегка загипнотизированные зрители.
Чтобы в полной мере оценить замыслы художников, лучше на время забыть о стереотипах и положиться на волю чувств. Обволакивающая музыка сама сделает свою работу, настроив сознание на нужную частоту.
Медиахудожники чаще всего обращаются к электронной эстетике, используя концепции эмбиента Брайана Ино, «конкретной» музыки, индастриала, если речь идёт о технологиях… Если вы знакомы с подобным творчеством, воспринимать работы будет легче. Я пришёл к такой музыке не сразу, проводником для меня стала книга Давида Тупа «Океан звука», сосредоточения на теме влияния акустической среды на человека: будь то шорох ветра и вибрация воды в саду камней или грохот железнодорожной эстакады.
Тонкое искусство заключается в синхронизации звуковых и визуальных элементов. И хотя музыка во многом играет в медиаискусстве вспомогательную роль, она необходима для полноты впечатления. Заходя в пространство любой инсталляции на НУРе, зритель оказывается во власти образов и звуков, выстраивавших новую реальность. В ней не всегда легко сориентироваться, она может сбить с толку, но если вникнуть, в хаосе обнаружится порядок.
Советую всем, кто в Казани или окрестностях, решиться на путешествие по городу, которое превращается в путешествие по собственному воображению. С возможностью расширить границы восприятия и услышать мир по-новому.
Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!