Найти в Дзене
Коловоз

Европейские отступники мирового социализма

Практически сразу после становления социалистического лагеря как фактора мировой политики в нем стали появляться свои раскольники. Лагерь социализма обычно рассматривается как сфера влияния СССР. И в значительной степени оно так и было.

Но уже в 1948 г. появился первый диссидент - президент Югославии Иосип Броз Тито (1892-1980). Он поначалу вступил в конфликт с другим Иосифом из-за проекта Балканской Конфедерации, в которую надеялся включить Албанию и Болгарию. Тито, укрепившийся во власти по сути дела в результате ожесточенной гражданской по факту войны, и пользовавшийся внутри Югославии реальной популярностью как герой и организатор борьбы с немецкими оккупантами и их пособниками, а также как человек, который сумел завершить жесточайшую межнациональную войну, отнюдь не считал себя обязанным Сталину всем. Он, конечно, не смог бы изгнать немцев без РККА, но всех внутренних противников задавил своими силами.

1 августа 1947 г. Тито и премьер-министр Болгарии Георги Димитров подписали договор в Бледе, предусматривающий обмен спорными территориями, таможенный союз и безвизовый режим. В это же время Тито активно налаживал связи с Албанией и именно в рамках интеграции предоставил автономию албанцам Косово. Сталин не возражал против присоединения к Югославии Албании, но планы в отношении Болгарии вызвали у него неудовольствие. Уже в феврале 1948 г. начались размолвки, в июне на II совещании Коминформа они стали публичными, в августе Югославия прекратила помощь греческим коммунистам и закрыла границу, после чего они уже в через год потерпели поражение. Начался разрыв советско-югославских экономических и гуманитарных связей. 2 июля 1949 г. Дмитриев очень своевременно умер во время лечения в Барвихе. В ноябре 1949 г. после III совещания Коминформа разрыв между СССР и её сферой влияния с Югославией стал открытым. Советские газеты проклинали "фашистскую клику Тито-Ранковича".

-2

Тито в ответ резко изменил политику. Он отказался от сплошной коллективизации, де-факто разрешил мелкий бизнес, начал налаживать контакты с западными странами, в том числе и в оборонной сфере. Он заметно смягчил отношение к националистам, аккуратно используя их риторику и символику на уровне республик. Очень высокой была степень сохранности старых кадров и элит. Например, писатель Иво Андрич (1892-1975), начавший работать в дипломатическом ведомстве еще королевской Югославии остался на своем месте и при народной власти. От королевских времен социалистической Югославии достался и ведущий архитектор Александр Дероко (1894-1988), сохранивший свой особняк в пригороде Белграда. Хорватский писатель Мирослав Крлежа (1893-1981), покинувший Югославскую компартию в 1938 г. в знак протеста против московских процессов, сидевший во время войны под домашним арестом (жизнь ему сохранила лишь любовь поглавника Анте Павелича к его поэзии), практически в том же положении оставался в первые годы социализма, но после разрыва Тито со Сталиным был освобожден, его признали живым классиком хорватской литературы и начали печатать.

Уже в 70-е гг. Военную Академию в Белграде возглавлял Никола Попович (1916-2000), сын министра проитальянского коллаборационистского правительства Черногории в 1941-43 гг. Крсто Поповича (1881-1947), который был потомком вождей племени цуца и генералом еще черногорской королевской армии в 1912-16 гг.

В 1954 г. Тито даже подписал договор о совместной обороне с членами НАТО Грецией и Турцией. В целом курс Союза Коммунистов Югославии отличался либеральностью на фоне других компартий, но к сталинистам титовская спецслужба УДБА применяла серьезные репрессии "за попытки создать Советскую Югославию". Их ждал концлагерь Голи Оток на безводном острове в Адриатике, где они сидели вместе с усташами и четниками.

В 1950 году, на второй национальной конференции Албанской партии труда, Энвер Ходжа заявил, подытожив всю сталинскую пропаганду в отношении отступника:

„Фашистская шайка Тито стала одним из самых жестоких орудий американских империалистов против стран социализма, против стран народной демократии и против самого народа-мученика Югославии. Белград стал логовом американского шпионажа, где вынашиваются новые коварные планы против социалистического лагеря и мира. Клика Тито превратила Югославию в настоящую американскую колонию, где господствует закон империализма янки. Югославская экономика находится в руках американских монополий, которые, с помощью своих шпионов Тито-Ранковича и других ликвидировали все завоевания югославского народа, который они варварски эксплуатируют. Коммунистической партии Югославии уже не существует, она является только фашистской партией и составной частью УДБ. Югославия превратилась в страну тюрем и концентрационных лагерей для настоящих патриотов и марксистов. В Югославии фашистский режим, самая свирепая диктатура буржуазии, находится у власти и господствует с помощью невиданного террора“.

С обстоятельствами появления албанцев на Косово можно ознакомиться здесь:

На Косово спецслужбы Ходжи активно разжигали антиюгославское сопротивление местных албанцев, используя в том числе и бывших коллаборационистов.

Югославия превратилась в самое ярое полицейское государство в Европе, в настоящую тюрьму народов, в концентрационный лагерь для настоящих коммунистов, для патриотов и революционеров, для любого честного человека, стремившегося к свободе, социализму и прогрессу. Свой окровавленный путь против народов Югославии и социализма УДБ обагрил кровью тысяч коммунистов-интернационалистов, убитых в тюрьмах и полицейских участках, кровью тысяч и десятков тысяч рабочих и крестьян, убитых в городах и селах без судебного разбирательства и без наличия для этого каких-либо документов, кровью тысяч и десятков тысяч крестьян из Косова, в массовом порядке истерзанных и умерщвленных отравляющими веществами и другими средствами истребления, неоднократно разоблаченными нами массовыми пытками во время карательных операций против албанцев в Косове, Македонии и Черногории, таким террором, который не известен в летописях истории тех краев.

Так, например, еще не успели полностью покинуть югославскую территорию нацистские захватчики, как Тито предпринял крупные операции по подавлению и истреблению различных национальностей, каким был случай со страшной экспедицией против албанцев, проживающих в Косове, в апреле 1945 года.

Редакционная статья газеты „Зери и популлит“ от 19 июля 1966 г.

Операция в апреле 1945 г. была предпринята именно против бывших вулнетаров (волонтеров, добровольцев) коллаборационистских подразделений.

После смерти Сталина и особенно XX съезда, разоблачения культа личности и роспуска Коминформа отношения СССР и Югославии стали налаживаться. Но в возглавляемые СССР структуры - военную, Организацию Варшавского Договора и экономическую, Совет Экономической Взаимопомощи, Югославия не вошла (лишь в СЭВ она с 1964 г. стала ассоциированным членом).

Хрущов встречает Тито в Ленинграде, 1964 г.
Хрущов встречает Тито в Ленинграде, 1964 г.

Югославская народная армия целенаправленно использовала оружие как советских, так и НАТОвских калибров (лишь танки были строго советские + до конца 50-х использовались еще трофейные немецкие), кроме того, Югославия была последней страной, до конца 70-х производившей стрелковое оружие под немецкий калибр 7,92 мм, который в ФРГ давно уже не использовался. Смысл был в том, чтоб в случае войны с НАТО можно было получать вооружения и боеприпасы из ОВД и наоборот.

Георгиу-Деж принимает Хрущева в бухаресте, 1960 г.
Георгиу-Деж принимает Хрущева в бухаресте, 1960 г.

В Румынии ситуация была несколько иной. Георге Георгиу-Деж, возглавивший Румынию после ликвидации монархии в 1946 г. (король-комсомолец Михай III Гогенцоллерн-Зигмаринген вместе с семьей получил возможность эмигрировать во Францию) не хотел рвать связи с СССР напрямую, поскольку не чувствовал себя так прочно как Тито и Ходжа. Он постепенно оттеснял от рычагов промосковскую фракцию, окончательно сокрушив её после того, как в 1952 г. в опалу попала Анна Паукер (Робинсон, 1893-1960), в 1930-е подозревавшуюся в троцкизме, а в 1940-е главную сталинистску Румынской компартии. Надо заметить, что в те времена по подозрению в "титоизме" сталинисты преследовали суверенистов во многих "народных демократиях". В 1949 г. в Венгрии Матиаш Ракоши организовал осуждение и казнь Ласло Райака, в Албании Энвер Ходжа - Кочи Дзодзе, в 1952 г. в Чехословакии Климент Готвальд - Рудольфа Сланского. Паукер же (почти как король Михай) получила возможность спокойно дожить на почетной пенсии.

ГЭС "Железные ворота"
ГЭС "Железные ворота"

После смерти Георгиу-Дежа в 1965 г. Румынию и Рабочую Партию возглавил Николае Чаушеску (1918-1989). Он был еще более открытым суверенистом, чем его предшественник, и в каком-то смысле осуществил мечту румынского фашиста Корнелиу Кодреану (1899-1938), сторонником которого в молодости был его старший брат, о тоталитарной Румынии для румын. Чаушеску и начал постепенно отдалятся от СССР, особенно после ввода советских войск в Чехословакию в 1968 г. Что логично привело к сближению с соседней Югославией.

Румыния рассматривала как главного потенциального противника ОВД, и помимо СССР наиболее непосредственной угрозой считалась Венгрия, с которой были крайне натянутые отношения из-за положения национальных меньшинств. У Югославии также были проблемы с венгерским меньшинством, а еще вялотекущий спор с Болгарией из-за Македонии.

В 1971 г. Чаушеску посетил Пхеньян и заинтересовался опытом чучхе, так что охлаждение советско-румынских отношений сопровождалось полевением, сталинизацией или кимизацией режима. Таким парадоксальным образом левоуклонисты Румынии сблизились в практическом отношении с правоуклонистами Югославии.

Даже с Финляндией (армия которой тогда также была оснащена в основном советской техникой) отношения у СССР были лучше.

В 1964-1972 гг. два диссидента соцлагеря построили ГЭС "Железные ворота" на Дунае (но турбины и генераторы для неё были заказаны в Ленинграде).

Ущелье Железных Ворот (Джердап) в наши дни.
Ущелье Железных Ворот (Джердап) в наши дни.

А в 1970-78 гг. румынские и югославские конструкторы создали совместный легкий штурмовик J-22 Orao/IAR 92 Vultur, производившиеся до 1991 г. соответственно в Мостаре и Крайове.

При тесных связях между Румынией и Югославией они совершенно по разному вели себя на Ближнем Востоке. Румыния была единственной соцстраной, сохранявшей дипломатические отношения с Израилем, и поддерживавшей с ней тесные экономические контакты (после 1989 г. они стали ещё теснее, включив также военно-техническое сотрудничество).

Югославия же была очень тесно связана с левонационалистическими режимами в арабских странах. Главным внешнеполитическим проектом Тито с 1955 г. стало Движение Неприсоединения, в котором он стал одним из наиболее важных лидеров наряду с Неру и Насером.

Насер, Тито, Неру
Насер, Тито, Неру

На совещании лидеров компартий, собранном в Москве вскоре после победы Израиля в Шестидневной войне 5-10 июня 1967 г., Тито предложил черновой вариант коммюнике, в котором Израиль был назван агрессором. Румыния выступила против того, чтобы Израиль называли агрессором, в то время как Тито заявил: пока слова об агрессии Израиля не включат в коммюнике, "я не смогу уехать домой, так как мы сказали всей Югославии о том, кто является агрессором".

Забавно, что после раскола в 1960-е гг. БААС (Партии Арабского Социалистического Возрождения) на иракское (Саддам) и сирийское (Асад) крылья Сирия в соцлагере была теснее связана с СССР, а Ирак - с Югославией.

А вот в Албании Энвер Ходжа (1908-1985) утвердил в 1944-46 гг. режим, сохранявший сталинистский характер практически до 1990 г. и окончательно рухнувший лишь в феврале 1992 г .

В одно и то же время хрущевские ревизионисты — Брежневы, Косыгины, Микояны, Сусловы и другие, которые опозорили великое дело Сталина, Коммунистической партии и советского народа, стали изображать Югославию, это террористическое полицейское государство, образцом социалистической демократии, „десталинизации“ .

В 1960 г. после разрыва между Хрущевым и Мао Ходжа однозначно поддержал КНР-с которой порвал в 1978 г., после разгрома и осуждения "банды четырех". Если в Румынии и Югославии после первоначального периода репрессий церкви сумели сохранить за собой немалую роль, то в Албании в 1960 г. любые религии были запрещены.

До конца 1980-х годов в Албании сохранялся культ Сталина, его именем назывался современный город Кучова, произведения Сталина переиздавались (в том числе на русском языке), дни рождения и смерти Сталина официально широко отмечались (как и ленинские дни, и годовщина Октябрьской социалистической революции). Последняя компания массового террора произошла в 1982-83 гг., а последняя политическая казнь - в 1988.