Привет, уважаемая публика!
Когда речь идёт про электромобили, то один из важных параметров для любого авто, передвигающегося на электричестве - скорость зарядки его батареи. То есть насколько быстро можно пополнить запас энергии, чтобы продолжить путь?
И вот здесь у нас с одной стороны - данные, заявленные производителем электромобиля, (обычно это максимальная мощность зарядки постоянным током в кВт и время зарядки), а с другой - данные от операторов зарядных станций: какую мощность способна выдать та или иная станция.
И, как говорится, есть теория, а есть практика. Часто бывает, что зарядная станция в реальности не может выдать заявленную мощность. И электромобили далеко не всегда готовы принимать столько, сколько обещает производитель. Ну и про погодные условия не стоит забывать: чем ниже температура за бортом, (и, как следствие, температура высоковольтной батареи), тем, как правило, ниже мощность и дольше - процесс зарядки.
Сегодня я на фактических данных покажу, насколько быстро и с какой мощностью способен заряжаться электромобиль VW ID.4 Crozz. Эта модель хорошо распространена на российских дорогах. Надеюсь, информация будет полезна.
Параметры электромобиля
Итак, имеем:
- чистый электромобиль VW ID.4 Crozz из Китая
- 2022 г.в.
- задний привод
- пробег авто: 60 тыс. км.
- батарея производства компании "CATL" ёмкостью 85 кВтч (брутто) и 77 кВтч (нетто)
- зарядный разъём для зарядки постоянным током: GB/T DC
- 400-вольтовая архитектура.
VW для этой модели 2022 г.в. заявлял максимальную мощность зарядки: 100 кВт (в час).
Параметры зарядной станции
В апреле я направился к одной из самых новых и самых мощных станций в Казани. Для неё заявлена мощность 150 кВт, и есть все основания полагать, что она способна выдавать эти 150 кВт в реальности.
(Станция - производства казанской компании "E-Prom", за что ей респект и уважуха!).
К сожалению, по ошибке с моего ноутбука были удалены фотографии этой ЭЗС, но, поверьте, кабели на ней очень толстые и тяжёлые. Всё говорит о том, что станция заточена под высокую мощность.
Погодные условия
В середине апреля, в тот день, всё сошлось. И мощная станция, и отсутствие на ней других электромобилей в тот момент, и на улице было достаточно тепло: +15 градусов. Температура ВВБ, полагаю, была плюс-минус такая же. Заряжался я поздним вечером, и к концу сессии похолодало до +12.
Мощность зарядки и нюансы
Итак, когда я подъехал к этой станции, остаток заряда на приборке был то ли 5, то ли 6%. (К сожалению, все фотографии приборки и экрана мультимедиа с того дня ушли в небытие вместе с кадрами самой ЭЗС, но остались скрины из приложения оператора, благодаря которым мы и можем отследить весь процесс).
Насколько помню, сессия стартовала с мощности в плюс-минус 50 кВт. И вот, по первому скрину видно, что на уровне 17% мощность была уже под 90 кВт:
А дальше было ещё интереснее. Когда батарея была заряжена почти на половину, мощность - уже более 93 кВт:
Отмечу, что в моём ID.4, (благодаря перепрошивке), текущая мощность зарядки отображается на экране мультимедиа. Так вот, до уровня заряда в 47% мощность на приборке отличалась от мощности в приложении незначительно: на 0,5 - 1 кВт. Полагаю, что это потери, а также минимальные затраты на работу некоторых систем электромобиля (мультимедиа, какие-то контроллеры и т.п.).
А потом включилась система охлаждения батареи. Поскольку в этот раз я находился в машине, (редкий случай!), то отчётливо услышал, как заработал термоменеджмент ВВБ. Дабы сохранить здоровье батареи, электромобиль начал её принудительно охлаждать. И разница в мощности на приборке и мощности в приложении стала чуть больше: 1,5-2,5 кВт.
На 54% мощность перевалила за 94 кВт:
На экране мультимедиа я выставил уровень зарядки - до 80%. И машина отображала прогнозное время завершения зарядной сессии. Иногда оно слегка корректировалось (в меньшую сторону), но по факту сессия завершилась именно в ту минуту, в которую и планировалось.
Пик мощности зафиксировал на уровне заряда 74%
Таким образом, на старте почти сразу мощность поднялась до 89-90 кВт, затем на протяжении почти всей сессии плавно увеличивалась до 99 кВт в пике, и после уровня заряда ВВБ в 75% стала снижаться.
Насколько помню, постепенно снижалось до 65 кВт. Кстати, отмечу, что мой ID.4 Crozz даже на уровне заряда выше 80% способен заряжаться на достаточно высокой мощности: +/- 50 кВт, и это прекрасно!
За последние 3 минуты уровень заряда пополнился с 74% до 80%, и зарядка остановилась.
За 37 минут уровень заряда батареи пополнился с 5% до 80%.
И особенно приятно, что эта зарядка была бесплатной. Честно говоря, для меня это была самая приятная зарядка за всё время владения этой машиной. :-)
Таким образом, убедился, что заявленная производителем электромобиля мощность в 100 кВт вполне достижима в реальности.
Да, значения 100 я не увидел, но и те 98,4 кВт, которые удалось зафиксировать, меня вполне устраивают. При такой мощности процесс зарядки протекает за вполне адекватное и приемлемое для меня время. Ну и особенно приятно, что ID.4 не сильно обрезает мощность на низком и на высоком уровне заряда ВВБ. Далеко не все электромобили способны на такое.
Говорят, что на более поздних годах выпуска VW увеличил максимальную мощность быстрой зарядки, (в разных источниках присутствуют разные значения: от 120 до 180 кВт). Ну и в моделях ID для европейского рынка эта мощность точно выше...
В российских условиях в 2025 году, к сожалению, далеко не каждая ЭЗС способна выдать даже 100 кВт в час. В большинстве случаев станции показывают стандартные 50-60 кВт, хотя, говорят, что в некоторых регионах нашей огромной страны некоторые ЭЗС уже в реале "давят" более 200 кВт, (привет жителям Северо-запада!).
Что ж, будем надеяться, что зарядная инфраструктура и у нас продолжит развиваться, а вы пока высказывайтесь в комментариях, что думаете про мой опыт: 75% за 37 минут - это быстро или долго? С какой максимальной мощностью заряжается ваш электромобиль? Ну и подписывайтесь на канал - впереди много интересного!
P. S. 100 кВт в час - это вдвое больше, чем у нашего Nissan Leaf.
-------
Подписаться на Телеграм-канал автора можно здесь: https://t.me/Martinian16