Легенда тенниса Пэт Кэш, известный не только победами на Уимблдоне, но и своей клетчатой повязкой на голове (кстати, это дань уважения Cheap Trick!), оказывается, большой ценитель прог-рока. Путешествуя по миру с верным Walkman, молодой австралиец прошел путь от семейной оперы и фолка до Rush, Стивена Уилсона, Брайана Ино и Anathema. И да, он рассказал, как обнаружил группу Saga в личном пабе Стива Харриса из Iron Maiden!
От оперы к ELO и первым рок-открытиям
«Мои музыкальные вкусы в семье – это что-то из ряда вон... мои родные – оперные певцы и концертирующие пианисты!» – смеется Пэт. «У брата была вся классика – Stones, Floyd, – но меня тянуло к The Beatles. Некоторые другие его пластинки я вообще не понимал; постоянно пытался осилить "Physical Graffiti" Led Zeppelin, но хватало меня только на две песни за раз».
Переломным моментом стал ELO: «А потом ELO по-настоящему зацепили меня альбомом "New World Record". Наверное, сказалось классическое влияние родителей. Но это была не та музыка, которую мы могли бы слушать вместе, о нет! У отца был хороший голос, он пел старые ирландские песни вроде "Danny Boy", но нашу музыку он слушать отказывался!»
В те времена в Австралии с музыкальным разнообразием было туго: «Радио было отстойным, музыкальная пресса – такой же. В моем родном Мельбурне был всего один музыкальный магазин, и добираться до него приходилось 45 минут. Там я открыл для себя ZZ Top, Judas Priest и Iron Maiden. Позже познакомился с владелицей магазина по имени Грета – легенда Мельбурна – она мне столько всего насоветовала! AC/DC были невероятно популярны, но мне хотелось чего-то большего. Новая волна британского хэви-метала была великолепна, но я также слушал Sabbath и Zep, и мне даже довелось познакомиться с группами вроде Maiden».
Saga в пабе Стива Харриса и любовь к клавишным
«Кстати, Saga я полюбил благодаря тому, что подружился со Стивом Харрисом (басист Iron Maiden). Стив тот еще любитель прога. Однажды я зашел к нему – у него дома был собственный паб, где можно было поиграть в бильярд и все такое – и он поставил "Heads Or Tails" Saga. Я подумал: "Черт, а это круто!" Гитарист там просто невероятный, а клавишные вдохновили меня послушать ранних Deep Purple».
Постоянные перелеты способствовали музыкальному образованию: «Я летал по всему миру, проводя по три месяца в разъездах еще юниором, а перелет в Австралию мог занимать 40 часов. Я столько раз переслушал "24 Carat Purple" – "Child In Time" это квинтэссенция Deep Purple. Джон Лорд и Saga заставили меня задуматься, что клавишные – это очень круто и могут сделать песню еще эпичнее. А ведь домашнее пианино мы никогда крутым не считали!»
Rush – первая настоящая прог-любовь
«Rush стали моей первой "настоящей" прог-рок группой. В США их много крутили по радио, так я и подсел на "Hemispheres" и "A Farewell To Kings". "Cygnus X1" – не знаю, сколько раз я переслушивал тот момент, когда все затихает, а потом снова взрывается. Это просто визг! Rush были для меня огромным открытием; голос Гедди Ли и эти смены темпа...»
От Bigelf до Стивена Уилсона: Новые открытия
«Я потратил кучу денег на разные группы за эти годы, надеясь услышать что-то подходящее. Сейчас я открываю много команд через обзоры . Купил три альбома Bigelf подряд, начиная с "Hex". Мне нравится, как чистые мелодичные соло и великолепные клавишные вписываются в интересно аранжированные песни с большим влиянием Sabbath».
Музыка объединяла и теннисистов: «Теннисисты вроде Джона Макинроя и Витаса Герулайтиса тоже увлекались музыкой, и мы обменивались советами. Витас был лидером, потому что он действительно умел играть на гитаре; он знал многих рок-музыкантов и тусовался с ними. В 1991 году мы с Джоном записали пластинку для Rock Aid Armenia под вывеской The Full Metal Rackets. Много лет спустя нас пригласили в Армению вручать какие-то награды».
Там-то и произошла забавная история: «Мы сели в самолет, и я оказался рядом с Тони Айомми (гитарист Black Sabbath). У меня был Walkman, и я спросил: "Кого это тебе напоминает?" Я поставил ему "Madhatter" Bigelf, и Тони сказал: "Звучат как одна знакомая мне группа!" Он прослушал все целиком и очень лестно отозвался».
«Впервые о Porcupine Tree и Стивене Уилсоне я узнал, когда меня пригласили на Classic Rock Awards в 2007 году. Они выиграли "Альбом года" за "Fear Of A Blank Planet", и я подумал: "Надо бы послушать". Купил его и "Deadwing" и стал фанатом. Мне нравится их странность, мрачность и смены темпа».
Современные фавориты: Flying Colors, Neal Morse, Anathema
«"Flying Colors" одноименный альбом был моим любимым в прошлом году. Я наткнулся на них, следя за Стивом Морсом из Deep Purple и прочитав, что Майк Портной тоже там играет. Там есть и The Beatles, и Cheap Trick, и ELO, и полноценная метал-песня, и несколько красивых баллад; а Кейси Макферсон – вау, какой у него прекрасный голос! Он привносит в это поп-элемент. Достаточно просто, чтобы такой парень, как я, мог это понять! Но и музыкант оценит великолепную игру».
«Потом Нил Морс: он играет и поет как ангел. Я купил "Momentum", и это показалось мне очень в духе проекта Flying Colors – зайти в студию и посмотреть, что получится. Гитарная игра Пола Гилберта на заглавном треке потрясающая, а работа клавишных все это объединяет».
«Сейчас я слушаю кое-какую музыку для медитации, и это привело меня к Брайану Ино. "Apollo: Atmospheres And Soundtracks" в моем плейлисте; мне нравится такая слегка мрачная, эмбиентная музыка. Прочитал, что у Blackfield похожая атмосфера, так что раздобыл их альбомы, и это вывело меня на Anathema. "We’re Here Because We’re Here" – превосходный альбом, а моя любимая песня – "Thin Air". Она красивая, но не мрачная».
Музыкальный снобизм, Фрэнсис Даннери и широкое определение прога
«Я музыкальный сноб! Мне кажется разнообразие в проге интересным и захватывающим – из песни длиной 3:15 многого не выжмешь. Возьмите "Eat Me In Saint Louis" группы It Bites. Обалдеть! Гитарные риффы, клавишные, мелодии, надрыв; это был саундтрек лета 1989 года. Я теперь старый друг Фрэнсиса Даннери. Был в Нью-Йорке в прошлом году, листал афишу, и он там всплыл. Его концерт отменили, но я пошел на его репетицию. Он сыграл кое-что из классики и песни из "Frankenstein Monster", которые его брат написал в 21 год. "Я просто должен был это сделать", – сказал он».
«Одна песня была классическим хардовым джазовым прогом, гитарной работы в ней было больше, чем во всех его альбомах вместе взятых! Я всегда считал его хорошим гитаристом, но этот шреддинг... Молниеносно. Четыре соло в одной песне. Вот почему прог становится все привлекательнее для меня с возрастом. Я хочу слышать всего понемногу – немного красивого ELO, немного Priest, немного игры моего отца на пианино – вот это и есть прог».
Музыка, спорт и Роберт Плант на корте
«Когда занимаешься спортом, музыка помогает тебе пройти через все; она фокусирует. Забавно знать, что это работает и в обратную сторону. Ребята из Maiden очень хорошо играют в теннис, а Эдриан Смит даже выиграл титул на Уимблдоне среди знаменитостей. Я играл с Иэном Гилланом, а Роберту Планту я дал впервые ударить по мячу в Сиднее. Теперь он играет два-три раза в неделю!»