Эх, катана! Сколько уже написано об этом, наиболее узнаваемом оружии из Японии! Те, кто увлекается Х/О или японской культурой, не раз излагали свои мысли о катане. Я тоже писал статью о данном «чудо-оружии»; а сейчас решил малость дополнить уже изложенные выводы. К слову, в нынешней статье речь пойдёт не только про катану, но и про самураев, а ещё периоды японской истории – Сэнгоку, Эдо, Мэйдзи… Да и современную Японию я тоже затрону. В общем: надеюсь, вам будет интересно; приступаю!
Итак, катана популярна в японской (хотя уже не только в японской!) массовой культуре. Этим «чудо-мечом» вооружаются как положительные, так и отрицательные персонажи фильмов и книг, аниме и манги / комиксов, а также видеоигр; катану можно видеть в руках самураев и ронинов, приключенцев в мире фэнтези и выживальщиков в мире постапокалипсиса, даже у попавших в передряги ОЯШей (более того – сами божества не брезгуют вооружаться катаной!). Зачастую она наделяется нереалистичными возможностями, известнейшей из которых является способность разрубать другие мечи и доспехи. У этой выдумки есть реальная предпосылка, пусть и с нарушенной логикой; суть в том, что у катаны очень твёрдое лезвие, которое, если пофантазировать, должно резать менее твёрдую сталь, как нож из нержавейки – жестяную консерву. В теории звучит красиво, да и на экране выглядит эффектно; однако на практике очень твёрдое лезвие катаны оказывается ещё и чрезмерно хрупким, готовым сломаться от столкновения с любым «излишне плотным» объектом. Для наглядности проведу аналогию с алмазом: данный минерал является самым твёрдым в природе – но это вовсе не значит, что его нельзя разбить «менее твёрдым» молотком! Короче, твёрдость и прочность – разные понятия (так же, как мягкость и хрупкость). Но, если закрыть глаза на законы физики, катана окажется весьма зрелищным оружием, способным резать, например, мечи европейского стиля, как это было в “Скитальцах”.
…При этом якобы неважно, что именно мечи европейского стиля, имеющие менее твёрдое лезвие, также имеют более прочную конструкцию; а потому не должны ломаться от удара менее прочной катаны! Всё дело в качестве стали и технике ковки; какие-нибудь европейцы не испытывали проблем с добычей хорошего железа, потому могли изготавливать хорошее оружие из относительно однородной стали. А вот японцы в очередной раз удивили мир: хотя в их стране много гор, нормальные железные шахты оказались в дефиците; поэтому пришлось идти на хитрости, т. е. путём просеивания речного песка добывать из него железо в виде порошка. Однако качество такого сырья было дрянным, а потому и оружие из него получалось поганым! Дабы компенсировать это, японцы придумали хитрые методы многократной проковки железных заготовок и разной закалки отдельных частей клинков. К примеру, уже упомянутое лезвие японского меча оказывалось сáмой твёрдой частью, боковые стороны клинка были менее твёрдыми, а сердечник и обух – самыми мягкими; такая конструкция позволяла оружию долго держать заточку (за счёт очень твёрдого лезвия) и реже деформироваться от ударов (благодаря мягкому сердечнику, поглощающему энергию ударов, и твёрдым бокам, поддерживающим сердечник). Короче: была бы японская сталь хорошей, тамошние кузнецы не стали бы так извращаться!
В принципе – как бы японцы ни романтизировали катану, порой в их произведениях упоминаются недостатки данного меча. Пример: франшиза “Школа мертвецов”, где прямо говорится, что традиционная катана не особо и годится для убийства зомби! Почему? Да потому, что её очень твёрдое (т. е. излишне хрупкое!) лезвие может сломаться ДАЖЕ о человеческую кость; понимаете, какой это показатель "качества" оружия?! Добавьте к этому мягкий сердечник, который как бы поглощает энергию ударов, но всё-таки МОЖЕТ погнуться из-за «чрезмерной» нагрузки! А как думаете – что при этом станет с очень твёрдым лезвием, которое вовсе не рассчитано на сгибание?.. Лезвие просто раскрошится. Всё – катана превращается в арматуру! Казалось бы, подобный намёк из “Школы мертвецов” должен сбивать с толку, учитывая, как другие аниме РОМАНТИЗИРУЮТ катану; но фактически тут нет ничего странного. Данное произведение просто намекает зрителю, что катана НЕ годится для реальных убийств. Да, я уже не раз писал, что нынешняя индустрия аниме очень-очень старается не учить аудиторию плохим вещам, особенно – ежели это касается сюжетов, действие которых разворачивается в нынешней Японии. То, каким чудом катана использовалась по прямому назначению в эпоху Сэнгоку или Эдо, НЕ должно волновать зрителя; главное – донести до него мысль, что в современной Японии среднестатистическая катана НЕ считается оружием, а потому НЕ должна становиться им! Там у неё одна функция: быть предметом интерьера (да, красивым – но бесполезным для боевого применения!).
Однако с жанрами самурайского боевика и фэнтези кардинально другая ситуация: и там, и там катана имеет право быть хорошим оружием. Тем более – конкретно в фэнтези этот меч иногда наделяется магическими свойствами, что дополнительно намекает аудитории, дескать «здешняя катана отличается от привычных». Хотя… даже в фэнтези нет-нет да выскочит упоминание о чрезмерной хрупкости катаны, пусть и магической: так было в аниме “Кузнец святого меча”, где подобное оружие в японском стиле хоть и показывало впечатляющие результаты в бою, но очень быстро ломалось.
Казалось бы – а зачем тогда японцы романтизируют катану, если беспокоятся, как бы кто ни начал использовать её по прямому назначению в нынешней, миролюбивой Японии? Что ж, катана ассоциируется с японским менталитетом – и любовь к ней укрепляет связь с ним; это важно, учитывая, что от японцев давно требуется быть тихими и покорными, а также уважать старшинство и большинство. Образ катаны отлично соответствует всему этому, ведь та стала одним из символов МИРНОЙ эпохи Эдо (1603 – 1868 годы), которая пришла на смену междоусобным войнам эпохи Сэнгоку (примерно 1467 – 1603 года). Хотя катана существовала ещё во времена тех междоусобиц, она не была востребована, ибо по эффективности проигрывала другим мечам – «тати». Я уже писал, что те лучше годились для конного боя, ибо учитывали возможность особого одноручного хвата «лезвием на себя и остриём вперёд» для более точных уколов и более сильных верховых ударов – всё это за счёт специфической рукояти, чей изгиб является продолжением изгиба клинка; к тому же – тати имели более толстый клинок (для лучшей надёжности оружия!). В общем, эти мечи прославились весьма и весьма воинственно; потому массовая культура современной, миролюбивой Японии не то что не романтизирует, а старается даже лишний раз не показывать тати – от греха подальше! Ну, а если уж демонстрируемая эпоха обязывает сделать это, то тати, по крайней мере, не должен быть оружием положительного героя.
Более чем столетняя эпоха Сэнгоку закончилась установлением диктатуры сёгуната Токугава в 1603 году; тогда и наступила эпоха Эдо – со всеми её странностями… Какими именно? Ну, начну с того, что именно тогда более совершенные тати начали заменяться менее совершенными катанами. Конечно, вторые были проще в изготовлении и меньше стоили; это удобно, учитывая рост населения и то, что далеко не все молодые самураи оказывались богаты (а мечи требовались каждому из них!). Вдобавок – в эпоху Эдо доспехи носились куда реже; отчасти поэтому в моду вошли менее толстые клинки, которые отличались меньшей прочностью, зато лучше резали не прикрытую бронёй плоть. Но… мне всё-таки кажется, что тати, который не сильно хуже резал и при этом деформировался НЕЧАСТО, был бы лучше катаны, которая деформировалась ЗАПРОСТО (ибо есть правило «скупой платит дважды»!). К тому же – из-за «нежного» клинка катана не могла нормально бить, т. е. приходилось, скорее, не рубить, а резать. Да-да: классическая атака катаной – это НЕ обычный рубящий удар, свободно вгрызающийся в цель, а быстрый порез под чётким углом. Если вы ничего не поняли, то не страшно; ибо без тренировок это не прочувствовать; важно лишь, что правильно поставленный порез катаной НЕ назвать естественным движением! Однако это нужно, чтобы не погнуть клинок (ну, а ежели ты погнул его, то сам дурак – и не вправе винить кузнеца, выковавшего сие непотребство чудесное оружие, предназначенное для мастера-фехтовальщика, до которого тебе, как до Окинавы вплавь!). Ога, и после такого нас должно удивлять, к примеру, то, что Хаттори Ханзо из фильма “Убить Билла” ковал самурайские мечи, которые несравнимо лучше простых катан! Конечно, лучше! Он, небось, ковал мечи из обычной бронестали + паяльной кислотой травил на клинке волнистый узор, аналогичный тому, что есть на традиционных катанах; вот и секрет высочайшего качества мечей Ханзо!¯\_(``)_/¯ Хоспаде; да кабы он ковал мечи из заурядной, инструментальной стали, они УЖЕ оказывались бы многократно живучее традиционных катан!
В общем, у меня вопрос: что, если плохие мечи стали нормой эпохи Эдо в т. ч. для того, чтобы самураи дважды думали, прежде чем обнажать лезвие, которое может раскрошиться при сгибе клинка или сломаться даже от удара о кость? (ибо катаны хоть и были дешевле тати, но всё равно стоили ощутимо!). А ведь помимо этого ещё и велась перековка старомодных тати в новомодные катаны… Да, она не стала прям уж повальной; и всё же теперь можно лишь гадать, какой была изначальная толщина клинков тех тати, что были переделаны в катаны. Конечно, большинство тати эпохи Сэнгоку изготавливались наспех, ещё и получали повреждения в бою, потому возможно, что нуждались в последующей перековке; но я уверен, что они не были «полнейшим отстоем», которому ТРЕБОВАЛАСЬ переделка в «чуть менее отстойную» катану (в ином случае даже самыми недорогими тати не получалось бы воевать против задоспешенных воинов!). Естественно, с тати можно было срезать немного стали при его превращении в катану; в итоге – меч становился легче и бил быстрее (ради чего катана даже носилась в ножнах «лезвием вверх / обухом вниз», т. е. с расчётом на быструю атаку; для сравнения: более тяжёлый тати носился «лезвием вниз / обухом вверх», что максимум годилось для быстрого отражения внезапного удара неприятеля). Да и срезанная при перековке сталь становилась частью нового оружия, что экономично и практично… Вот только страдающая надёжность клинка могла сыграть злую шутку в первом же бою! К тому же – самураи как-то обходились мечами «тати» задолго до появления катаны; т. е. её популяризация едва ли стала такой уж необходимостью…
Кстати, не надо думать, будто в эпоху Эдо самурай мог безнаказанно проверять надёжность нового меча через цудзигири, т. е. убийство любого, попавшегося под руку простолюдина! ДАЖЕ в неспокойные эпохи это было чревато гневом местного даймё, которому едва ли нравились самураи, вырезающие работников и налогоплательщиков, ещё и провоцирующие народное возмущение, чреватое бунтом или бегством крестьян! Так чего уж говорить об эпохе Эдо, когда в приоритете оказалась именно СТАБИЛЬНОСТЬ общества? Короче: тогдашние самураи НЕ имели права испытывать новый меч на первом встречном, и о качестве полученного клинка могли судить разве что по разрубанию тренировочных мишеней (хотя и это делали с осторожностью; ибо были предупреждены о «нежности» новых клинков!). Естественно, из-за худшего, в сравнении с тати, клинка катана также имела другую рукоять: не изогнутую, а прямую. Первый тип рукояти хорошо подходил для особого хвата, нужного при верховом бое; однако клинок катаны не годился для таранов на скорости скачущей лошади – и поэтому снабжался НЕ подходящей для этого дела, т. е. более простой, прямой рукоятью. В общем, подозрительно как минимум то, что новым оружием самураев стал меч, не предназначенный для верхового боя, и это во времена, когда конница решала всё…
Сделаю небольшое отступление, учитывая, что со мной могут поспорить, мол «к началу эпохи Эдо конница уже отошла на второй план, т. к. распространилось эффективное против неё, огнестрельное оружие» (якобы из-за этого стали невостребованны мечи для верхового боя…). Но фактически тогдашние танегасимы (фитильные ружья) имели плохую точность стрельбы (приходилось палить строем, чтобы попадать!); к тому же – перед боем и непосредственно в бою фитиль танегасимы должен был поддерживаться в тлеющем состоянии (что сопровождалось трудностями в дождь / снег и на ветру!); вдобавок – при наклоне танегасимы мог высыпаться порох с затравочной полки (а ещё пороховая затравка могла быть сдута ветром или намочена дождём / снегом / даже конденсатом от плотного тумана!). Да и медленная перезарядка после каждого выстрела ухудшала ситуацию! Короче: танегасимы были плохим оружием, которое отличалось «привередливостью» и крайне медленно приводилось в боевое состояние. Потому-то конные самураи с луками и стрелами вполне могли бы перестрелять не особо мобильную пихоту с танегасимами; ну, а мечами «тати» на скаку добить тех, кто после первого и единственного, ружейного выстрела (обычно – промаха!) бросил танегасиму и пустился в бегство. Вот вам и тогдашний огнестрел против конницы! ¯\_(ツ)_/¯ Даже европейские гусары не торопились слезать с коней и отказываться от сабель для верхового боя; хотя этим ребятам приходилось противостоять куда более опасным, кремнёвым и капсюльным ружьям (которые ещё и нарезными бывали!); так чего уж размышлять о самураях против примитивных танегасим!.. Столь жалкое оружие ни за что не заставило бы самураев слезть с коней и забыть о мечах для верхового боя…
Возвращаюсь непосредственно к теме тати и катаны! Думаю, вы уже поняли, куда я клоню: в эпоху Эдо были не нужны новые, военно-социальные потрясения; тогдашнее правительство не хотело больше ни с кем воевать (дескать, Сэнгоку хватило с головой!), потому и лишало самураев нормальных мечей (мол, с барахлом много не навоюешь – и переворот едва ли устроишь!). Так что подведу промежуточный итог: катана НЕ является лучшим японским мечом; изначально она создавалась, как более лёгкое (удобное в повседневности) оружие, предназначенное для тех самураев, чья должность не подразумевала частых боестолкновений (ну, а мирная эпоха Эдо сделала исключение правилом!). На звание лучшего меча из Японии мог бы претендовать тати, зарекомендовавший себя хорошим оружием в одной из самых воинственных для той страны эпох – и именно поэтому оказавшийся неуместным в более мирные времена. Включая современность. Сейчас тати откровенно не в чести у японской массовой культуры; та несравнимо больше любит катану (не ахти какое оружие, зато СИМВОЛ одной из самых мирных эпох в Стране Восходящего Солнца!).
Но вернусь к Эдо! Помимо замены хороших тати на плохие катаны в то время началась знаменитая самоизоляция Японии, когда контакты с иностранцами запрещались или хотя бы сильно ограничивались; это ещё раз говорит, что Япония больше не собиралась участвовать в военных конфликтах (ведь если иностранные купцы у себя на Родине не смогут проболтаться о богатстве далёкого государства, то и отправлять к его берегам боевой флот – откровенная авантюра, которая может спровоцировать убытки и не принести прибыли; вроде логично!). Вдобавок ко всему – при Эдо расцвела не менее знаменитая, самурайская содомия, когда понятия «мужество» и «мужеложество» оказывались едва ли не равнозначны. Конечно, содомия в Японии встречалась и до этого (возможно, именно потому, что ещё до Эдо там бывали мирные эпохи, например – Хэйан!); однако именно на эпоху Эдо пришёлся самый пик данного явления. А ведь, казалось бы, в других воинственных культурах боролись с однополой любовью, которая мешает приросту населения (что важно в условиях идущих или ожидающихся войн!), и которая делает мужчин женственнее, даже заставляет проникаться сочувствием, а то и симпатией к вражеским мужикам (что вредит боевой эффективности!). И наоборот: сравнительно миролюбивые нации, не собирающиеся ни с кем более-менее серьёзно воевать, демонстрировали попустительское отношение к однополой любви, ДАЖЕ когда испытывали проблемы с демографией (ибо запрет подобных утех ассоциируется с требованием быть мужественнее – а там и до воинственности недалеко!). Серьёзно: по тому, как государство относится к данной теме, можно судить, собирается ли оно в ближайшее время участвовать в серьёзном для себя военном конфликте – или же нет. К примеру: если некая страна вдруг начинает преследовать геев (неважно, с каким официальным объяснением!), это должно говорить об ожидающихся там, военно-социальных потрясениях… Впрочем, есть Израиль и Украина, которые не соответствуют вышеописанному правилу; но то уж из разряда «ежели хочешь дружить с нынешним, миролюбивым Западом, уважай тамошние нормы!». Ещё есть США – но то государство давно не лезет ни в какие серьёзные для себя конфликты, максимум – забрасывает на далёкие, чужие территории сильно ограниченный военный контингент (что для столь влиятельной страны – сущая мелочь!). А так тенденция всё ещё сохраняется, и обычно в воинственных культурах сомнения в традиционной ориентации считаются оскорбительными. К слову: в 90-х, отталкиваясь от мысли, что гомосексуалисты имеют меньшую боеспособность, американцы даже хотели создать гей-бомбу, нарушающую сексуальную ориентацию вражеских солдат))
Так вот! В Японии вышеописанный бардак существовал именно в эпоху Эдо: сколь бы прославленными воинами ни были самураи, уже на тот момент их боевой запал угас. Ну, а потом… приплыли западные «чёрные корабли» – и под угрозой пушечных обстрелов заставили японское правительство подписать договор о торговом сотрудничестве. Тогда-то стало ясно, что самоизоляция не защищает от военных конфликтов, ещё и способствует отставанию от остального мира. В итоге, самураев упразднили – им на смену пришла полноценная армия; содомию запретили на несколько лет (потом, правда, разрешили – но всё равно не особо приветствовали!); а традиционные катаны были заменены более надёжными (ещё и менее дорогими!), фабрично-заводскими кю-гунто. Со временем под раздачу попала даже рисованная порнография: её наибольшая популярность (ну, не считая нашего времени!) тоже пришлась на эпоху Эдо, а запрет – на последующую эпоху Мэйдзи (хм, наверное, порнография всё-таки способствует разложению общества, кто бы что ни говорил!). И это далеко не полный список изменений! Просто удивительно, как быстро, радикально и УСПЕШНО действовало японское императорское правительство, когда поднимало страну с колен! Оно будто давно знало, ЧТО надо делать для укрепления нации, но раньше не делало этого; ибо подобные действия не соответствовали бесконфликтной жизни (от которой, в конце концов, пришлось отказаться, дабы Япония не стала чьей-то колонией!). Конечно, меня могут поправить, что главным реформатором в эпоху Мэйдзи был император, а в эпоху Эдо – сёгун (что так-то разные политические силы!), к тому же – императорскому роду, ранее имевшему лишь формальную власть, было выгодно сотрудничать с Западом и проводить вестернизацию Японии, дабы обрести власть фактическую, т. е. вырвать страну из-под влияния сёгуната. Но это абсолютно не противоречит моей теории; политические интриги всегда оставались исторической нормой, и у каждого правителя был свой курс, которому соответствовали вполне конкретные нововведения…
Пожалуй, пора закругляться! Напоследок хочется вспомнить протагониста фильма “Последний самурай”, Нэйтана Олгрена, который присоединился к мятежным самураям в их борьбе с про-западным правительством Японии XIX века. Мне вот интересно: Олгрен ознакомился с полным списком традиций ушедшей эпохи Эдо, за которые боролись остатки самураев в эпоху Мэйдзи? Или же ему что-то недорассказали?))