Найти в Дзене

Теория заговора про самураев и их мечи!

Эх, катана! Сколько уже написано об этом, наиболее узнаваемом оружии из Японии! Те, кто увлекается Х/О или японской культурой, не раз излагали свои мысли о катане. Я тоже писал статью о данном «чудо-оружии»; а сейчас решил малость дополнить уже изложенные выводы. К слову, в нынешней статье речь пойдёт не только про катану, но и про самураев, а ещё периоды японской истории – Сэнгоку, Эдо, Мэйдзи… Да и современную Японию я тоже затрону. В общем: надеюсь, вам будет интересно; приступаю!

Один из постеров аниме-сериала “Blood-C” (2011 г.); просто в тему!
Один из постеров аниме-сериала “Blood-C” (2011 г.); просто в тему!

Итак, катана популярна в японской (хотя уже не только в японской!) массовой культуре. Этим «чудо-мечом» вооружаются как положительные, так и отрицательные персонажи фильмов и книг, аниме и манги / комиксов, а также видеоигр; катану можно видеть в руках самураев и ронинов, приключенцев в мире фэнтези и выживальщиков в мире постапокалипсиса, даже у попавших в передряги ОЯШей (более того – сами божества не брезгуют вооружаться катаной!). Зачастую она наделяется нереалистичными возможностями, известнейшей из которых является способность разрубать другие мечи и доспехи. У этой выдумки есть реальная предпосылка, пусть и с нарушенной логикой; суть в том, что у катаны очень твёрдое лезвие, которое, если пофантазировать, должно резать менее твёрдую сталь, как нож из нержавейки – жестяную консерву. В теории звучит красиво, да и на экране выглядит эффектно; однако на практике очень твёрдое лезвие катаны оказывается ещё и чрезмерно хрупким, готовым сломаться от столкновения с любым «излишне плотным» объектом. Для наглядности проведу аналогию с алмазом: данный минерал является самым твёрдым в природе – но это вовсе не значит, что его нельзя разбить «менее твёрдым» молотком! Короче, твёрдость и прочность – разные понятия (так же, как мягкость и хрупкость). Но, если закрыть глаза на законы физики, катана окажется весьма зрелищным оружием, способным резать, например, мечи европейского стиля, как это было в “Скитальцах”.

Постер аниме-сериала “Скитальцы” (2016 г.)
Постер аниме-сериала “Скитальцы” (2016 г.)

…При этом якобы неважно, что именно мечи европейского стиля, имеющие менее твёрдое лезвие, также имеют более прочную конструкцию; а потому не должны ломаться от удара менее прочной катаны! Всё дело в качестве стали и технике ковки; какие-нибудь европейцы не испытывали проблем с добычей хорошего железа, потому могли изготавливать хорошее оружие из относительно однородной стали. А вот японцы в очередной раз удивили мир: хотя в их стране много гор, нормальные железные шахты оказались в дефиците; поэтому пришлось идти на хитрости, т. е. путём просеивания речного песка добывать из него железо в виде порошка. Однако качество такого сырья было дрянным, а потому и оружие из него получалось поганым! Дабы компенсировать это, японцы придумали хитрые методы многократной проковки железных заготовок и разной закалки отдельных частей клинков. К примеру, уже упомянутое лезвие японского меча оказывалось сáмой твёрдой частью, боковые стороны клинка были менее твёрдыми, а сердечник и обух – самыми мягкими; такая конструкция позволяла оружию долго держать заточку (за счёт очень твёрдого лезвия) и реже деформироваться от ударов (благодаря мягкому сердечнику, поглощающему энергию ударов, и твёрдым бокам, поддерживающим сердечник). Короче: была бы японская сталь хорошей, тамошние кузнецы не стали бы так извращаться!

Постер аниме-сериала “Школа мертвецов”, что рассказывает о приключениях школьников в мире зомби-апокалипсиса (2010 г.); об этом творении пойдёт речь ниже.⤵️
Постер аниме-сериала “Школа мертвецов”, что рассказывает о приключениях школьников в мире зомби-апокалипсиса (2010 г.); об этом творении пойдёт речь ниже.⤵️

В принципе – как бы японцы ни романтизировали катану, порой в их произведениях упоминаются недостатки данного меча. Пример: франшиза “Школа мертвецов”, где прямо говорится, что традиционная катана не особо и годится для убийства зомби! Почему? Да потому, что её очень твёрдое (т. е. излишне хрупкое!) лезвие может сломаться ДАЖЕ о человеческую кость; понимаете, какой это показатель "качества" оружия?! Добавьте к этому мягкий сердечник, который как бы поглощает энергию ударов, но всё-таки МОЖЕТ погнуться из-за «чрезмерной» нагрузки! А как думаете – что при этом станет с очень твёрдым лезвием, которое вовсе не рассчитано на сгибание?.. Лезвие просто раскрошится. Всё – катана превращается в арматуру! Казалось бы, подобный намёк из “Школы мертвецов” должен сбивать с толку, учитывая, как другие аниме РОМАНТИЗИРУЮТ катану; но фактически тут нет ничего странного. Данное произведение просто намекает зрителю, что катана НЕ годится для реальных убийств. Да, я уже не раз писал, что нынешняя индустрия аниме очень-очень старается не учить аудиторию плохим вещам, особенно – ежели это касается сюжетов, действие которых разворачивается в нынешней Японии. То, каким чудом катана использовалась по прямому назначению в эпоху Сэнгоку или Эдо, НЕ должно волновать зрителя; главное – донести до него мысль, что в современной Японии среднестатистическая катана НЕ считается оружием, а потому НЕ должна становиться им! Там у неё одна функция: быть предметом интерьера (да, красивым – но бесполезным для боевого применения!).

Один из постеров аниме-сериала “Zom 100” / “Предсмертный список зомби” (2023 г.). Тоже зомби-апокалипсис, в котором есть намёк, что традиционное японское оружие не очень-то уместно в XXI веке…
Один из постеров аниме-сериала “Zom 100” / “Предсмертный список зомби” (2023 г.). Тоже зомби-апокалипсис, в котором есть намёк, что традиционное японское оружие не очень-то уместно в XXI веке…

Однако с жанрами самурайского боевика и фэнтези кардинально другая ситуация: и там, и там катана имеет право быть хорошим оружием. Тем более – конкретно в фэнтези этот меч иногда наделяется магическими свойствами, что дополнительно намекает аудитории, дескать «здешняя катана отличается от привычных». Хотя… даже в фэнтези нет-нет да выскочит упоминание о чрезмерной хрупкости катаны, пусть и магической: так было в аниме “Кузнец святого меча”, где подобное оружие в японском стиле хоть и показывало впечатляющие результаты в бою, но очень быстро ломалось.

Один из постеров аниме-сериала “Кузнец святого меча” (2009 г.)
Один из постеров аниме-сериала “Кузнец святого меча” (2009 г.)

Казалось бы – а зачем тогда японцы романтизируют катану, если беспокоятся, как бы кто ни начал использовать её по прямому назначению в нынешней, миролюбивой Японии? Что ж, катана ассоциируется с японским менталитетом – и любовь к ней укрепляет связь с ним; это важно, учитывая, что от японцев давно требуется быть тихими и покорными, а также уважать старшинство и большинство. Образ катаны отлично соответствует всему этому, ведь та стала одним из символов МИРНОЙ эпохи Эдо (1603 – 1868 годы), которая пришла на смену междоусобным войнам эпохи Сэнгоку (примерно 1467 – 1603 года). Хотя катана существовала ещё во времена тех междоусобиц, она не была востребована, ибо по эффективности проигрывала другим мечам – «тати». Я уже писал, что те лучше годились для конного боя, ибо учитывали возможность особого одноручного хвата «лезвием на себя и остриём вперёд» для более точных уколов и более сильных верховых ударов – всё это за счёт специфической рукояти, чей изгиб является продолжением изгиба клинка; к тому же – тати имели более толстый клинок (для лучшей надёжности оружия!). В общем, эти мечи прославились весьма и весьма воинственно; потому массовая культура современной, миролюбивой Японии не то что не романтизирует, а старается даже лишний раз не показывать тати – от греха подальше! Ну, а если уж демонстрируемая эпоха обязывает сделать это, то тати, по крайней мере, не должен быть оружием положительного героя.

Один из постеров фильма “Семь самураев” (1954 г.). Действие сюжета разворачивается в конце эпохи Сэнгоку; отрицательные персонажи вооружены мечами «тати», а положительные – катанами. Хотя среди хороших героев нашёлся один парень с мечом «одати», но одати – всё-таки не тати; да и к концу этот герой тоже вооружился катаной.
Один из постеров фильма “Семь самураев” (1954 г.). Действие сюжета разворачивается в конце эпохи Сэнгоку; отрицательные персонажи вооружены мечами «тати», а положительные – катанами. Хотя среди хороших героев нашёлся один парень с мечом «одати», но одати – всё-таки не тати; да и к концу этот герой тоже вооружился катаной.

Более чем столетняя эпоха Сэнгоку закончилась установлением диктатуры сёгуната Токугава в 1603 году; тогда и наступила эпоха Эдо – со всеми её странностями… Какими именно? Ну, начну с того, что именно тогда более совершенные тати начали заменяться менее совершенными катанами. Конечно, вторые были проще в изготовлении и меньше стоили; это удобно, учитывая рост населения и то, что далеко не все молодые самураи оказывались богаты (а мечи требовались каждому из них!). Вдобавок – в эпоху Эдо доспехи носились куда реже; отчасти поэтому в моду вошли менее толстые клинки, которые отличались меньшей прочностью, зато лучше резали не прикрытую бронёй плоть. Но… мне всё-таки кажется, что тати, который не сильно хуже резал и при этом деформировался НЕЧАСТО, был бы лучше катаны, которая деформировалась ЗАПРОСТО (ибо есть правило «скупой платит дважды»!). К тому же – из-за «нежного» клинка катана не могла нормально бить, т. е. приходилось, скорее, не рубить, а резать. Да-да: классическая атака катаной – это НЕ обычный рубящий удар, свободно вгрызающийся в цель, а быстрый порез под чётким углом. Если вы ничего не поняли, то не страшно; ибо без тренировок это не прочувствовать; важно лишь, что правильно поставленный порез катаной НЕ назвать естественным движением! Однако это нужно, чтобы не погнуть клинок (ну, а ежели ты погнул его, то сам дурак – и не вправе винить кузнеца, выковавшего сие непотребство чудесное оружие, предназначенное для мастера-фехтовальщика, до которого тебе, как до Окинавы вплавь!). Ога, и после такого нас должно удивлять, к примеру, то, что Хаттори Ханзо из фильма “Убить Билла” ковал самурайские мечи, которые несравнимо лучше простых катан! Конечно, лучше! Он, небось, ковал мечи из обычной бронестали + паяльной кислотой травил на клинке волнистый узор, аналогичный тому, что есть на традиционных катанах; вот и секрет высочайшего качества мечей Ханзо!¯\_(``)_/¯ Хоспаде; да кабы он ковал мечи из заурядной, инструментальной стали, они УЖЕ оказывались бы многократно живучее традиционных катан!

Один из постеров фильма “Убить Билла: Часть 1” (2003 г.)
Один из постеров фильма “Убить Билла: Часть 1” (2003 г.)

В общем, у меня вопрос: что, если плохие мечи стали нормой эпохи Эдо в т. ч. для того, чтобы самураи дважды думали, прежде чем обнажать лезвие, которое может раскрошиться при сгибе клинка или сломаться даже от удара о кость? (ибо катаны хоть и были дешевле тати, но всё равно стоили ощутимо!). А ведь помимо этого ещё и велась перековка старомодных тати в новомодные катаны… Да, она не стала прям уж повальной; и всё же теперь можно лишь гадать, какой была изначальная толщина клинков тех тати, что были переделаны в катаны. Конечно, большинство тати эпохи Сэнгоку изготавливались наспех, ещё и получали повреждения в бою, потому возможно, что нуждались в последующей перековке; но я уверен, что они не были «полнейшим отстоем», которому ТРЕБОВАЛАСЬ переделка в «чуть менее отстойную» катану (в ином случае даже самыми недорогими тати не получалось бы воевать против задоспешенных воинов!). Естественно, с тати можно было срезать немного стали при его превращении в катану; в итоге – меч становился легче и бил быстрее (ради чего катана даже носилась в ножнах «лезвием вверх / обухом вниз», т. е. с расчётом на быструю атаку; для сравнения: более тяжёлый тати носился «лезвием вниз / обухом вверх», что максимум годилось для быстрого отражения внезапного удара неприятеля). Да и срезанная при перековке сталь становилась частью нового оружия, что экономично и практично… Вот только страдающая надёжность клинка могла сыграть злую шутку в первом же бою! К тому же – самураи как-то обходились мечами «тати» задолго до появления катаны; т. е. её популяризация едва ли стала такой уж необходимостью…

Не сочтите за агрессию, но предупрежу заранее: тот, кто упомянет в комментах, будто у самураев было по 2 полноразмерных меча, т. е. катана для повседневного ношения и тати для ношения с допехами, получит -50 очков к самомнению!
Не сочтите за агрессию, но предупрежу заранее: тот, кто упомянет в комментах, будто у самураев было по 2 полноразмерных меча, т. е. катана для повседневного ношения и тати для ношения с допехами, получит -50 очков к самомнению!

Кстати, не надо думать, будто в эпоху Эдо самурай мог безнаказанно проверять надёжность нового меча через цудзигири, т. е. убийство любого, попавшегося под руку простолюдина! ДАЖЕ в неспокойные эпохи это было чревато гневом местного даймё, которому едва ли нравились самураи, вырезающие работников и налогоплательщиков, ещё и провоцирующие народное возмущение, чреватое бунтом или бегством крестьян! Так чего уж говорить об эпохе Эдо, когда в приоритете оказалась именно СТАБИЛЬНОСТЬ общества? Короче: тогдашние самураи НЕ имели права испытывать новый меч на первом встречном, и о качестве полученного клинка могли судить разве что по разрубанию тренировочных мишеней (хотя и это делали с осторожностью; ибо были предупреждены о «нежности» новых клинков!). Естественно, из-за худшего, в сравнении с тати, клинка катана также имела другую рукоять: не изогнутую, а прямую. Первый тип рукояти хорошо подходил для особого хвата, нужного при верховом бое; однако клинок катаны не годился для таранов на скорости скачущей лошади – и поэтому снабжался НЕ подходящей для этого дела, т. е. более простой, прямой рукоятью. В общем, подозрительно как минимум то, что новым оружием самураев стал меч, не предназначенный для верхового боя, и это во времена, когда конница решала всё…

Танегасимы – японские средневековые ружья (фото из Википедии); им посвящён абзац ниже⤵️
Танегасимы – японские средневековые ружья (фото из Википедии); им посвящён абзац ниже⤵️

Сделаю небольшое отступление, учитывая, что со мной могут поспорить, мол «к началу эпохи Эдо конница уже отошла на второй план, т. к. распространилось эффективное против неё, огнестрельное оружие» (якобы из-за этого стали невостребованны мечи для верхового боя…). Но фактически тогдашние танегасимы (фитильные ружья) имели плохую точность стрельбы (приходилось палить строем, чтобы попадать!); к тому же – перед боем и непосредственно в бою фитиль танегасимы должен был поддерживаться в тлеющем состоянии (что сопровождалось трудностями в дождь / снег и на ветру!); вдобавок – при наклоне танегасимы мог высыпаться порох с затравочной полки (а ещё пороховая затравка могла быть сдута ветром или намочена дождём / снегом / даже конденсатом от плотного тумана!). Да и медленная перезарядка после каждого выстрела ухудшала ситуацию! Короче: танегасимы были плохим оружием, которое отличалось «привередливостью» и крайне медленно приводилось в боевое состояние. Потому-то конные самураи с луками и стрелами вполне могли бы перестрелять не особо мобильную пихоту с танегасимами; ну, а мечами «тати» на скаку добить тех, кто после первого и единственного, ружейного выстрела (обычно – промаха!) бросил танегасиму и пустился в бегство. Вот вам и тогдашний огнестрел против конницы! ¯\_(ツ)_/¯ Даже европейские гусары не торопились слезать с коней и отказываться от сабель для верхового боя; хотя этим ребятам приходилось противостоять куда более опасным, кремнёвым и капсюльным ружьям (которые ещё и нарезными бывали!); так чего уж размышлять о самураях против примитивных танегасим!.. Столь жалкое оружие ни за что не заставило бы самураев слезть с коней и забыть о мечах для верхового боя…

Меч «нодати» в ножнах (фото из Википедии). В эпоху Эдо мечи таких размеров, вообще, оказались запрещены – сей факт дополнительно намекает на то, что сёгунат Токугава не смотрел сквозь пальцы на вооружение самураев.
Меч «нодати» в ножнах (фото из Википедии). В эпоху Эдо мечи таких размеров, вообще, оказались запрещены – сей факт дополнительно намекает на то, что сёгунат Токугава не смотрел сквозь пальцы на вооружение самураев.

Возвращаюсь непосредственно к теме тати и катаны! Думаю, вы уже поняли, куда я клоню: в эпоху Эдо были не нужны новые, военно-социальные потрясения; тогдашнее правительство не хотело больше ни с кем воевать (дескать, Сэнгоку хватило с головой!), потому и лишало самураев нормальных мечей (мол, с барахлом много не навоюешь – и переворот едва ли устроишь!). Так что подведу промежуточный итог: катана НЕ является лучшим японским мечом; изначально она создавалась, как более лёгкое (удобное в повседневности) оружие, предназначенное для тех самураев, чья должность не подразумевала частых боестолкновений (ну, а мирная эпоха Эдо сделала исключение правилом!). На звание лучшего меча из Японии мог бы претендовать тати, зарекомендовавший себя хорошим оружием в одной из самых воинственных для той страны эпох – и именно поэтому оказавшийся неуместным в более мирные времена. Включая современность. Сейчас тати откровенно не в чести у японской массовой культуры; та несравнимо больше любит катану (не ахти какое оружие, зато СИМВОЛ одной из самых мирных эпох в Стране Восходящего Солнца!).

Мечи «син-гунто» (фото из Википедии). Это холодное оружие, фабрично-заводскими методами создававшееся для японских военнослужащих тридцатых-сороковых годов XX века; оно могло бы посоперничать с тати за звание лучшего японского меча. Однако син-гунто – это ещё бóльшая крамола для современных, мирных японцев! Если тати ещё можно изредка увидеть в аниме и манге, то син-гунто – нет! Более того: Сейчас для японцев активно изготавливаются настоящие катаны в качестве предметов интерьера; тати же НЕ изготавливаются, но именитые рода вроде могут законно владеть фамильными, старинными тати; а вот владение син-гунто запрещено полностью – и наказания предусмотрены, да!..
Мечи «син-гунто» (фото из Википедии). Это холодное оружие, фабрично-заводскими методами создававшееся для японских военнослужащих тридцатых-сороковых годов XX века; оно могло бы посоперничать с тати за звание лучшего японского меча. Однако син-гунто – это ещё бóльшая крамола для современных, мирных японцев! Если тати ещё можно изредка увидеть в аниме и манге, то син-гунто – нет! Более того: Сейчас для японцев активно изготавливаются настоящие катаны в качестве предметов интерьера; тати же НЕ изготавливаются, но именитые рода вроде могут законно владеть фамильными, старинными тати; а вот владение син-гунто запрещено полностью – и наказания предусмотрены, да!..

Но вернусь к Эдо! Помимо замены хороших тати на плохие катаны в то время началась знаменитая самоизоляция Японии, когда контакты с иностранцами запрещались или хотя бы сильно ограничивались; это ещё раз говорит, что Япония больше не собиралась участвовать в военных конфликтах (ведь если иностранные купцы у себя на Родине не смогут проболтаться о богатстве далёкого государства, то и отправлять к его берегам боевой флот – откровенная авантюра, которая может спровоцировать убытки и не принести прибыли; вроде логично!). Вдобавок ко всему – при Эдо расцвела не менее знаменитая, самурайская содомия, когда понятия «мужество» и «мужеложество» оказывались едва ли не равнозначны. Конечно, содомия в Японии встречалась и до этого (возможно, именно потому, что ещё до Эдо там бывали мирные эпохи, например – Хэйан!); однако именно на эпоху Эдо пришёлся самый пик данного явления. А ведь, казалось бы, в других воинственных культурах боролись с однополой любовью, которая мешает приросту населения (что важно в условиях идущих или ожидающихся войн!), и которая делает мужчин женственнее, даже заставляет проникаться сочувствием, а то и симпатией к вражеским мужикам (что вредит боевой эффективности!). И наоборот: сравнительно миролюбивые нации, не собирающиеся ни с кем более-менее серьёзно воевать, демонстрировали попустительское отношение к однополой любви, ДАЖЕ когда испытывали проблемы с демографией (ибо запрет подобных утех ассоциируется с требованием быть мужественнее – а там и до воинственности недалеко!). Серьёзно: по тому, как государство относится к данной теме, можно судить, собирается ли оно в ближайшее время участвовать в серьёзном для себя военном конфликте – или же нет. К примеру: если некая страна вдруг начинает преследовать геев (неважно, с каким официальным объяснением!), это должно говорить об ожидающихся там, военно-социальных потрясениях… Впрочем, есть Израиль и Украина, которые не соответствуют вышеописанному правилу; но то уж из разряда «ежели хочешь дружить с нынешним, миролюбивым Западом, уважай тамошние нормы!». Ещё есть США – но то государство давно не лезет ни в какие серьёзные для себя конфликты, максимум – забрасывает на далёкие, чужие территории сильно ограниченный военный контингент (что для столь влиятельной страны – сущая мелочь!). А так тенденция всё ещё сохраняется, и обычно в воинственных культурах сомнения в традиционной ориентации считаются оскорбительными. К слову: в 90-х, отталкиваясь от мысли, что гомосексуалисты имеют меньшую боеспособность, американцы даже хотели создать гей-бомбу, нарушающую сексуальную ориентацию вражеских солдат))

Гей-бомба — Википедия
Здесь изображён Ода Нобунага, полководец эпохи Сэнгоку; согласно не самым надёжным сведениям, у него был молоденький любовник – но, по-моему, наличие таких отношений у Нобунаги является более поздней выдумкой. Учитывая, что обывательские сомнения в традиционной ориентации исторических личностей касались ДАЖЕ одного австрийского художника первой половины XX века (а по совместительству – ярого гомофоба!), то почему с Нобунагой должно быть иначе?!
Здесь изображён Ода Нобунага, полководец эпохи Сэнгоку; согласно не самым надёжным сведениям, у него был молоденький любовник – но, по-моему, наличие таких отношений у Нобунаги является более поздней выдумкой. Учитывая, что обывательские сомнения в традиционной ориентации исторических личностей касались ДАЖЕ одного австрийского художника первой половины XX века (а по совместительству – ярого гомофоба!), то почему с Нобунагой должно быть иначе?!

Так вот! В Японии вышеописанный бардак существовал именно в эпоху Эдо: сколь бы прославленными воинами ни были самураи, уже на тот момент их боевой запал угас. Ну, а потом… приплыли западные «чёрные корабли» – и под угрозой пушечных обстрелов заставили японское правительство подписать договор о торговом сотрудничестве. Тогда-то стало ясно, что самоизоляция не защищает от военных конфликтов, ещё и способствует отставанию от остального мира. В итоге, самураев упразднили – им на смену пришла полноценная армия; содомию запретили на несколько лет (потом, правда, разрешили – но всё равно не особо приветствовали!); а традиционные катаны были заменены более надёжными (ещё и менее дорогими!), фабрично-заводскими кю-гунто. Со временем под раздачу попала даже рисованная порнография: её наибольшая популярность (ну, не считая нашего времени!) тоже пришлась на эпоху Эдо, а запрет – на последующую эпоху Мэйдзи (хм, наверное, порнография всё-таки способствует разложению общества, кто бы что ни говорил!). И это далеко не полный список изменений! Просто удивительно, как быстро, радикально и УСПЕШНО действовало японское императорское правительство, когда поднимало страну с колен! Оно будто давно знало, ЧТО надо делать для укрепления нации, но раньше не делало этого; ибо подобные действия не соответствовали бесконфликтной жизни (от которой, в конце концов, пришлось отказаться, дабы Япония не стала чьей-то колонией!). Конечно, меня могут поправить, что главным реформатором в эпоху Мэйдзи был император, а в эпоху Эдо – сёгун (что так-то разные политические силы!), к тому же – императорскому роду, ранее имевшему лишь формальную власть, было выгодно сотрудничать с Западом и проводить вестернизацию Японии, дабы обрести власть фактическую, т. е. вырвать страну из-под влияния сёгуната. Но это абсолютно не противоречит моей теории; политические интриги всегда оставались исторической нормой, и у каждого правителя был свой курс, которому соответствовали вполне конкретные нововведения…

Пожалуй, пора закругляться! Напоследок хочется вспомнить протагониста фильма “Последний самурай”, Нэйтана Олгрена, который присоединился к мятежным самураям в их борьбе с про-западным правительством Японии XIX века. Мне вот интересно: Олгрен ознакомился с полным списком традиций ушедшей эпохи Эдо, за которые боролись остатки самураев в эпоху Мэйдзи? Или же ему что-то недорассказали?))
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!