Найти в Дзене

Зомби: почему их больше любят, чем боятся

Мой интерес к зомби-жанру начался в подростковом возрасте. Тогда были нулевые, и к тому времени массовая культура обзавелась немалым количеством соответствующих произведений. Да, раньше это увлекало больше, чем сейчас. Ведь я почти не смотрю современные фильмы о зомби, да и нынешними видеоиграми с зомби-тематикой не интересуюсь (ну, не предлагают они ничего нового!); зато тому неискушённому подростку, коим я был раньше, вправду нравилась тема оживших мертвецов, а также их возможного влияния на окружающий мир. Эх, в глубине души я прямо-таки надеялся, что зомби станут частью нашей реальности – и изменят привычный ход вещей; но обо всём по порядку:

Класса с седьмого я стал ОЧЕНЬ уставать от школы, к тому же – подсознательно перестал понимать, зачем меня подвергают такой учебной нагрузке. Всё то, чему меня учили уже тогда, было абсолютно не нужно в обычной жизни. Разве я хотел быть великим математиком? Вроде ни разу; так зачем мне сдались все эти уравнения, к решению которых у меня изначально не было таланта? Зачем мне в голову вбивали химию и физику, в которых я как не шарил, так и не шарю? Зачем меня заставляли зубрить стихи по литературе и делать вид, будто я запомню, кто там и что написал? Вопросы без ответа… Да и запомнил ли я хоть что-то из тогдашней учебной программы, кроме полученного стресса? Едва ли. Стал ли я умнее оттого, что учился по принципу «вызубрил – сдал – забыл»? Ни разу! Короче, на подсознательном уровне я понимал, что занимаюсь какой-то фигнёй, на которую к тому же трачу уйму сил – сначала моральных, а следом за ними и физических, т. к. после данной "учёбы" ни на что не хватало энергии, даже на общение со сверстниками (серьёзно: со средних классов мой круг общения заметно сузился!). И от такой жизни потихоньку ехала крыша… В общем, неудивительно, что в этих условиях меня стало привлекать разное кино про зомби, которые разносят в пух и прах привычную людям реальность, обесценивая надоевшие общественные нормы! Ну, кто вспомнит о необходимости ходить в школу или на работу, когда по округе бродят толпы оживших мертвецов, от которых надо отбиваться? Да и когда привычный нам мир оправился бы от такого нашествия? (хотелось верить, что ещё очень нескоро!).

Постер х/ф “Планета страха” (2007 г.). Этакий трэш про зомби-апокалипсис, но трэш – в хорошем смысле. Один из тех фильмов, что я смотрел в подростковые годы.
Постер х/ф “Планета страха” (2007 г.). Этакий трэш про зомби-апокалипсис, но трэш – в хорошем смысле. Один из тех фильмов, что я смотрел в подростковые годы.

В общем, к чему всё это! Уставший от школы подросток, коим я был тогда, вполне вписывается в аудиторию произведений о зомби. Ведь если человек чувствует, что ему вредит сама окружающая реальность, то хочется, чтобы она изменилась, а в идеале – быстро и сильно! Даже в теории существует не так много вещей, способных серьёзно изменить мир в кратчайшие сроки: это или масштабная эпидемия, или природная / экологическая катастрофа, или война. Вот только война с применением современных средств не пощадила бы и нас самих (ну, даже если ты в прекрасной физической форме и умело обращаешься с оружием, одной шальной ракеты всё равно хватит, чтобы тебя не стало!); туда же – катастрофа планетарного масштаба, вроде падения астероида, от последствий которого едва ли удастся спрятаться. Ну, и пандемия какого-то смертельного вируса, распространяющегося воздушно-капельным путём, как в романе Стивена Кинга “Противостояние”, убила бы даже тех, кто решил отсидеться дома (ибо вентиляция общая – и если хоть кто-то из соседей заболеет, то всем амба!). В этом смысле зомби-эпидемия оказалась бы… более честной, что ли? Ведь она позволила бы ЖИТЬ по чётким правилам: «не укушен – не заражён!». Иными словами, зомби дали бы людям, уставшим от привычной повседневности, шанс на изменение образа жизни со скучного и сомнительного на ОСМЫСЛЕННЫЙ (ибо что может иметь больший смысл, чем само выживание?).

Один из постеров х/ф “Земля мёртвых” (2005 г.). Во многих фильмах про зомби всё сводится к зомби-апокалипсису, однако в данном произведении также нашлось место антиутопии. Здесь привычная реальность сильно пострадала от оживших мертвецов, но некоторые крупные города всё ещё остаются оплотом цивилизации; хотя обычно там заправляют не самые честные люди, а просто те, у кого есть власть и ресурсы для сохранения власти.
Один из постеров х/ф “Земля мёртвых” (2005 г.). Во многих фильмах про зомби всё сводится к зомби-апокалипсису, однако в данном произведении также нашлось место антиутопии. Здесь привычная реальность сильно пострадала от оживших мертвецов, но некоторые крупные города всё ещё остаются оплотом цивилизации; хотя обычно там заправляют не самые честные люди, а просто те, у кого есть власть и ресурсы для сохранения власти.

Впрочем, увлечение зомби-тематикой не особо заметно среди жителей России; ибо здешний народ сравнительно «приземлённый», т. е. интересуется более реалистичными темами. У нас не лучшим образом обстоят дела с мистикой и фантастикой: хотя оба жанра популярны в отечественной литературе, российский кинематограф неохотно воплощает их на экране, предпочитая более реалистичные сюжеты. Наши киноделы даже не имеют достаточно опыта в мистическом и фантастическом жанрах – так сложилось ещё со времён СССР, где вместо мистики были сказки для детей, да и фантастика создавалась преимущественно для той же аудитории. Ну, поздно мы очухались; ведь все редкие попытки популяризировать эти жанры во взрослом кино, вроде фильмов “Вий” и “Человек-амфибия”, оказывались не более чем исключениями из негласного правила: взрослым зрителям нужны реалистичные приземлённые сюжеты! Для сравнения: какие-нибудь американцы куда быстрее приняли то, что фильмы с мистической составляющей могут быть не только сказками для детей, да и фантастика может оказаться интересной для взрослой аудитории; потому-то в обоих жанрах вполне можно снимать, например, ужасы про оживших мертвецов!

Один из постеров фильма “Ночь живых мертвецов” (1968 г.), уже классического кино про зомби.
Один из постеров фильма “Ночь живых мертвецов” (1968 г.), уже классического кино про зомби.

Что любопытно, в США популярна тема зомби-апокалипсиса – несмотря на то, что у неё нет реальных предпосылок и хотя бы исторических аналогов. Нет особых оснований считать, что зомби-апокалипсис, в принципе, возможен; однако многие американцы всерьёз готовятся к нашествию зомби: укрепляют домá или строят бункеры, закупаются консервами, оружием, патронами, горючим, обзаводятся больши́ми внедорожниками (в идеале – пикапами) с крепкими бамперами… А с чего бы? Какой, вообще, бэкграунд у этого явления, кроме хорроров и слэшеров про зомби? А никакого! Увлечение темой началось ИМЕННО с массовой культуры. Глупо? Глупо! Это выглядит не как подготовка к реальной угрозе, а как надежда… на реальность этой угрозы. Надеяться на такое стал бы человек, которому надоела его нынешняя жизнь: скучная, однообразная, малоподвижная и оттого способствующая набору лишнего веса, к тому же унизительная (да, стелиться перед начальством и клиентами, лишь бы было, чем оплатить очередной кредит, – всё-таки унизительно!). И, конечно же, от такой реальности хочется избавиться. А что для этого подойдёт лучше, чем зомби-апокалипсис, при условии, что ты готов к нему? Пожалуй, ничего. При нашествии зомби можно было бы не ходить на провоцирующую стресс работу, а также забыть о налогах и кредитах (даже просто платить за вещи, найденные в магазине или на складе, стало бы не нужно!). Иными словами, люди, ждущие зомби-апокалипсиса, – просто… мечтатели, которые были бы не против воспользоваться даже таким шансом изменить свою жизнь. Стать героем-выживальщиком. Спасти из западни красивую тяночку… Ну и вдоволь пострелять в безмозглую толпу «некогда людей», уже сейчас одним своим видом раздражающую некоторых мизантропов (ибо давно подчинившуюся презренной жажде потребления, а потому не сильно отличающуюся от тех же зомби!).

Один из постеров телесериала “Ходячие мертвецы” (2010 г.), где зомби-апокалипсис перешёл к постапокалиптике, т. е. выживанию изрядно сократившегося человечества в мире зомби.
Один из постеров телесериала “Ходячие мертвецы” (2010 г.), где зомби-апокалипсис перешёл к постапокалиптике, т. е. выживанию изрядно сократившегося человечества в мире зомби.

И всё бы ничего, дескать – раз уж люди хотят верить в реальность зомби-апокалипсиса, то пусть верят! Вот только… если подумать, это – почти нереалистичная чушь. Да-да, зомби-апокалипсис практически нереален; с возрастом я понял это. Почему нереален? Как ни парадоксально, именно из-за уверенности многих людей в том, что такая угроза вполне реальна, и к ней нельзя относиться легкомысленно! Этой темой интересуются вроде бы серьёзные дяди и тёти (вплоть до учёных) – выдвигают не такие уж невозможные версии появления зомби: это мутации и гриба кордицепса, и банального вируса бешенства (ведь все мы в последние годы убедились, что мутации вирусов пугают обывателей, не так ли?). Так что к появлению зомби в реальной жизни отношение не такое уж «скептическое». Хотя, ЕЩЁ РАЗ, всё начиналось с хорроров про оживших мертвецов (не особо интеллектуальная основа, правда?); ну, а дальше появлялись новые и новые фильмы / сериалы про зомби-апокалипсис и постапокалипсис, а также видеоигры и книги (как художественные произведения, так и околонаучные пособия по выживанию в мире зомби!). В одних только Штатах некоторые бизнесмены делают деньги, продавая вещи с повышенным сроком годности – от консервов до прочной одежды, по качеству превосходящей всякий ширпотреб; всё это на случай какой-то масштабной природной катастрофы, войны́ или эпидемии (включая зомби-эпидемию!). Ну и, конечно, оружие. Американцы – одни из лучших стрелков в мире, ибо в США свободная продажа оружия, высокая популярность тиров и, вообще, развитая оружейная культура. Многие граждане США держат несколько единиц оружия и сотни (если не тысячи) патронов В ТОМ ЧИСЛЕ на случай зомби-апокалипсиса; помногу стреляют, улучшая и сохраняя навык, а также вовремя пополняют боезапас. Теперь задумайтесь: если в США появятся классические зомби, будет ли у них шанс выжить в условиях, где народ и вооружён, и к угрозе зомби относится серьёзно? Нет; в ТАКИХ условиях локальное появление зомби никогда не перерастёт в зомби-апокалипсис! Зомби смогут стать по-настоящему большой угрозой, только если они окажутся по-настоящему бессмертными: ежели их нельзя будет убить даже выстрелом в голову. В этом случае каждый зомби должен представлять из себя колонию клеток с коллективным сознанием (как в фильме “Нечто”), слаженно управляющую телом-носителем и способную на регенерацию оного (да, тут речь не о зомби-вирусе, ибо вирусы даже в теории неспособны на столь сложные действия!).

Один из постеров фильма “Нечто” (1982 г.). Хотя это кино не про зомби, но пример в тему!
Один из постеров фильма “Нечто” (1982 г.). Хотя это кино не про зомби, но пример в тему!

Однако сценарий с зомби-клетками, обладающими коллективным разумом, хоть и самый худший, но далеко не самый реалистичный, так что вряд ли стóит всерьёз рассматривать его. Ещё есть другой, наиболее любимый массовой культурой вариант зомби, когда те неспособны на регенерацию и уязвимы только перед повреждением мозга (который и так обязан разлагаться со временем). Хотя этот вариант тоже сомнителен, ибо не понятно, как такие зомби могут функционировать:

Допустим, что зомби не нуждаются в функции дыхания (всё равно они тупые, что позволяет экономить на снабжении мозга кислородом!), потому могут игнорировать даже повреждения лёгких. Но чем объяснить то, что даже рана в сердце не помешает им стоять на ногах? Нерабочее сердце не может снабжать мышцы кровью, так что и тело не станет двигаться. Или, может, кровь зомби не сворачивается полностью, что позволяет избегать как трупного окоченения, так и нужду в кровообращении? Но ведь кровоточащие раны у такого живого мертвеца всё равно не должны затягиваться, а потому представляют опасность для его же существования; ибо, если в теле станет слишком мало крови, конечности «отсохнут» (да, обескровленный зомби не должен двигаться!). Ещё и желудок: вряд ли он работает у таких зомби; ведь у них нет кровообращения, т. е. органы не снабжаются питательными веществами – а желудок, в свою очередь, не сможет доставлять их новые порции в кровь. Следовательно – такие зомби будут гнить заживо из-за прекращения жизненно-важных для человеческого тела процессов и менее чем через пару месяцев окончательно умрут – в т. ч. из-за некроза мозга, которым тот заразится от соседства с гниющим телом. Т. е. тут какие-нибудь “Ходячие мертвецы” нагло обманывают нас; такие зомби не могут представлять угрозу цивилизации – особенно, в современных реалиях Штатов. Там подобный сюжет со страданиями и лишениями героев выглядит фарсом; чуть логичнее он смотрелся бы в стране с запретом на свободное владение оружием. Например, в России. Впрочем, даже здесь зомби не смогли бы долго буянить – выжившим оказалось бы достаточно переждать и потерпеть. Какая-нибудь самоизоляция, пока военные зачищают район за районом от зомби, плюс доступность средств коммуникации, позволяющих предупреждать о наиболее опасных местах и получать схожие предупреждения, – этого вполне хватит. В общем, если кто надеялся на классический зомби-апокалипсис, как на возможность сбежать от скучной повседневности, то такого не случится. В крайнем случае могут быть только локальные появления зомби, которые просто не успеют перерасти в полноценный зомби-апокалипсис – по упомянутым выше причинам.

Один из постеров фильма “Зомби по имени Шон” / “Shaun of the Dead” (2004 г.). Хотя это – чёрная комедия, но именно здесь показан наиболее логичный конец нашествия живых мертвецов: да, зомби доставили проблем людям, однако человечество победило – и взяло ситуацию под контроль.
Один из постеров фильма “Зомби по имени Шон” / “Shaun of the Dead” (2004 г.). Хотя это – чёрная комедия, но именно здесь показан наиболее логичный конец нашествия живых мертвецов: да, зомби доставили проблем людям, однако человечество победило – и взяло ситуацию под контроль.

Куда более реален другой сценарий, значительно ослабляющий классических зомби, а потому совершенно не подходящий для зомби-апокалипсиса, – если те окажутся уязвимыми перед повреждением не только мозга, но и других органов. Такой вариант меньше всего противоречит биологическим законам, по которым существует человеческий вид, а потому наиболее подходит для заражения вирусом или бактериями. Что же касается возможных вариантов заражения, то их два:

* Первый! Зомби-вирус или зомби-бактерии, попав в здоровый организм, будут «спать», пока организм не умрёт (от старости либо болезни), после чего вирус или бактерии «реанимируют» ещё не успевшее остыть тело. В этом случае становление зомби через укусы окажется крайне медленным и сравнительно нечастым делом (к тому же насильственная смерть человека от повреждений внутренних органов ЗАРАНЕЕ сделает невозможным его оживление!).

* Второй вариант! Зомби-вирус или зомби-бактерии, попав в здоровый организм, сразу захватывают его, превращая в зомби. Это более опасный путь распространения, зато он противоречит первому – со «спящей заразой»; а значит – не будет шансов, что случайный, никем не покусанный труп внезапно восстанет, как в уже упомянутом сериале “Ходячие мертвецы”; иными словами, данный телесериал сам себе противоречит, поскольку должно быть «или / или»: ЛИБО зараза спящая, ЛИБО не медлящая с захватом подходящего организма (короче, сюжет, где все люди являются носителями инфекции зомби, превращающей их после смерти в живых мертвецов, и одновременно боящиеся заразиться инфекцией через укус зомби, – бред!). Не говоря уже о том, что если у агрессивных зомби останется уязвимость абсолютно всех жизненно-важных систем и органов, то такие «реанимированные трупы» окажутся крайне сомнительными в плане боевой эффективности, а потому не смогут представлять угрозу для привычной нам реальности.

(мем)
(мем)

Думаю, вы поняли: зомби-апокалипсис – не особо интеллектуальная тема, волнующая не самых умных людей (без обид, если что; ладно?). Даже если сами зомби окажутся реальными, у них просто не будет шанса захватить Землю. Возможно, даже хорошо, что соответствующая тема не раздувается киноделами России, как и некоторых других стран. Кстати – о «некоторых других»: порой зомби-апокалипсис можно увидеть в японских произведениях, вроде аниме и манги, впрочем – нечасто (что можно понять!). Ведь для тех японцев, которые не особо удовлетворены окружающей реальностью, чаще создаются исекаи, т. е. сюжеты о попаданчестве в иной, более интересный мир. А ещё – как я уже намекнул, демонстрация зомби-апокалипсиса потакает жажде деструктивизма у тех людей, коим не нравится окружающая реальность; японцы давно поняли это ещё по кино, аниме и манге со всякими кайдзю, разрушающими привычную реальность, и вряд ли не разглядели ту же идею в фильмах о зомби! А учитывая, что современная массовая культура Японии давно перестала одобрять любые деструктивные идеи, она выбирает «меньшее зло», т. е. предпочитает демонстрировать не нашествия зомби (с уничтожением привычной реальности), а исекаи (т. е. побег от этой сáмой реальности). В таких условиях сюжеты о зомби оказываются в меньшинстве, да и те, что появляются, сталкиваются с подозрительными «моральными» ограничениями:

Поднимая тему японских произведений о зомби, начну со “Школы мертвецов”, франшизы не только с ожившими трупами, но и сильной этти-составляющей. Да, в этом сюжете случился зомби-апокалипсис; почему? Неважно! Во многих произведениях о зомби точная причина появления живых мертвецов не называется – агрессивные, ожившие трупы ПРОСТО вторгаются в привычную реальность, и главной заботой людей становится выживание; в таких условиях некогда вдаваться в первопричину проблемы (да и захотели бы те, для кого нашествие зомби стало началом по-настоящему свободной жизни, бороться с причиной оживления мертвецов?!). Тут похожий подход, да и зомби оказались почти классическими: их может окончательно умертвить только сильная черепно-мозговая травма. Хотя вместе с тем они почему-то… слепы, т. е. ориентируются по звуку, а живую добычу отличают от себе подобных мертвецов, наверное, по запаху; как по мне, спорное нововведение – крайне маловероятно, чтобы такие дебафнутые зомби смогли устроить апокалипсис. Что же насчёт главных героев – ими оказались старшеклассники, и это понятно: они ближе для целевой аудитории, чем какие-нибудь силовики, у которых и оружие, и транспорт, и режимный объект в качестве оплота (всё это сильно облегчило бы выживание, а потому сделало бы героев-силовиков скучнее!). К тому же – у доброй половины главгероев есть полезные навыки, что хоть как-то объясняет, почему их группе удаётся выживать, когда большинство других людей уже пополнило ряды зомби.

Кстати, любопытная деталь: никто из главгероев аниме-сериала даже в шутку не обмолвился, дескать «ну, хотя бы не надо ходить в школу!»; странно, да? Чтобы НИКТО из ШКОЛЬНИКОВ, ставших выживальщиками в мире зомби, не обратил внимания на столь очевидную особенность – по-моему, это неестественно! А впрочем, массовая культура Японии не допускает даже малейшей критики родной системы образования; ведь та одобрена государством, поэтому крамольно сомневаться в её полезности! (хотя, если задуматься, там ЕСТЬ, что критиковать!). А так – японская поп-культура согласна максимум на критику отдельных работников школьной системы, но только не системы в целом (ведь в случае каких-то просчётов всего коллектива некий отдельный индивид становится крайне удобным козлом отпущения!). Например, антагонистом “Школы мертвецов” оказался именно учитель – но это ведь не делает саму систему образования плохой? (даже учитывая, что именно она позволила таким плохим людям учить МУЧИТЬ детей; т. е. явно недоглядела!). В общем, именно этот, плохой учитель узрел в нашествии зомби выгоду – и попытался, ни много ни мало, организовать секту. Для сравнения: хорошие главгерои-школьники даже не подумали ни о какой личной выгоде – нисколечко не обрадовались тому, что им больше не надо просиживать жизнь в школе; да и вообще – быстро раскусили план учителя-плохиша. С прочими людьми похожая ситуация: зомби-апокалипсису радуются лишь вооружённые маргиналы, представляющие опасность даже для других выживших. В общем, “Школа мертвецов” пытается держать определённую «моральную планку» в т. ч. за счёт отсутствия у главгероев даже намёков на нелюбовь к оставшемуся в прошлом, цивилизованному миру.

Однако, несмотря на вышеупомянутую критику, я могу назвать “Школу мертвецов” хорошей франшизой – она вправду интересная, а в контексте манги / аниме долгое время оставалась уникальной (да, совместить зомби-апокалипсис с составляющими жанра «этти», включая обилие пошлых шуток, – такой подход даже сейчас остаётся очень редким в индустрии манги и аниме!); надо ли уточнять, что благодаря всему этому “Школа мертвецов” стала успешной?.. А впрочем – её всё равно закрыли! На первый взгляд, ничего странного, ведь у одного из двух авторов манги-первоисточника, Дайсукэ Сато, обнаружилась ишемическая болезнь сердца, и он уже не мог работать в прежнем режиме (для Японии, где мангаки нередко вкалывают, будто рабы на галерах, это уважительная причина). Ну, а через несколько лет после этого Дайсукэ Сато умер; в связи с данным событием другой автор “Школы мертвецов”, Сёдзи Сато, объявил об окончательном прекращении работы над уже давно приостановленной мангой. Да, грустно. И всё же… есть странность: для сравнения – “Берсерк” дописывается без участия покойного Кэнтаро Миуры, а первые экранизации “Хеллсинга” и “Стального алхимика” ушли в отсебятину, когда обогнали мангу-первоисточник. Но в случае со “Школой мертвецов” всё иначе: никто в индустрии не попытался продолжить франшизу, которая давно обзавелась фан-базой и не нуждается в раскрутке с нуля! Будто бы одна из кур, способных нести золотые яйца, оказалась никому не нужна. Не правда ли, ПОДОЗРИТЕЛЬНО? Хотя, если учесть, что тема зомби-апокалипсиса не должна особо нравиться нынешней индустрии манги и аниме, всё встаёт на свои места. Не говоря уж о том, что в “Школе мертвецов” есть ещё кое-что, неодобряемое современной поп-культурой Японии, а именно – добрачный интим. Ведь даже этти-аниме, которые акцентируют внимание на женских прелестях и тем самым дразнят мужскую аудиторию, крайне неохотно показывают САМ интим, а если и показывают, то редко и мельком, словно… стыдятся этого! Правда, похоже на двойные стандарты? Я вот, к примеру, при первом просмотре даже не понял, что у главгероев Такаси и Саэко, когда они оказались наедине в храме, случилось «это самое»; НАСТОЛЬКО там всё было завуалировано! Разве такой подход нормален для этти-аниме, где есть похабные шутки и акцентируется внимание на женских телесах, в т. ч. частично или полностью обнажённых?! По-моему, нет. Но кого в Японии интересует моё мнение? Тамошние этти как показывали, так и будут показывать наипошлейшие шутки, но стóит какому-то тайтлу перейти к добрачному интиму – это будет сочтено неприличным, т. е. по-настоящему развратным (даже если сам интим ограничится лишь парой закадровых намёков!). Или кто-то всё ещё думает, что это бред, и какая-нибудь “Реинкарнация безработного” просто так столкнулась с нехваткой рабочих рук при производстве второго сезона, вопреки мега-успешному первому? Так вот: нет! Индустрия аниме не любит всё то, что считает вредным для общества, в т. ч. добрачный интим (а его наличие у главгероев произведений приравнивается к потаканию такому поведению!); потому-то сюжеты с данной особенностью, какими бы популярными они ни были, резко теряют приоритет для самóй индустрии.

Некоторые статьи, в которых упоминается, почему соответствующая тема не одобряется массовой культурой Японии:
Как Бродяга Кэнсин повлиял на индустрию аниме
Об аниме, со здравым смыслом и чуточкой конспирологии26 марта 2023
Завершить подтему “Школы мертвецов” хочется… тупым приколом, в смысле – упоминанием забавного совпадения: данный аниме-сериал создавался студией “Сумасшедший дом”, т. е. “Madhouse”, а я пересматривал его в озвучке проекта “Шиза”)) По-моему, одно хорошо дополнило другое.¯\_(ツ)_/¯
Завершить подтему “Школы мертвецов” хочется… тупым приколом, в смысле – упоминанием забавного совпадения: данный аниме-сериал создавался студией “Сумасшедший дом”, т. е. “Madhouse”, а я пересматривал его в озвучке проекта “Шиза”)) По-моему, одно хорошо дополнило другое.¯\_(ツ)_/¯

Наконец, напишу о ещё одной японской франшизе про зомби-апокалипсис: “Zom 100” или “Предсмертный список зомби”, манга 2018-го и аниме 2023-го. Здешним главгероем оказался не школьник, а более-менее взрослый парень, но по-прежнему никакой не силовик; он был клерком в компании со столь токсичным начальством, какого и врагу не пожелаешь! И, естественно, когда случился зомби-апокалипсис, ГГ искренне обрадовался тому, что больше не придётся ходить на нелюбимую работу. Казалось бы – неужто аниме всё же осмелилось продемонстрировать потаённые желания тех, кто жаждет увидеть нашествие зомби?! Ну, как бы да-а… Хотя бывшая компания ГГ оказалась столь гиперболизированно токсичной, что рядом с ней не стояла ни одна другая работа (дескать, реальным работягам и офисным служащим ещё повезло; а потому пусть не забивают голову жаждой деструктивизма!). К тому же – ГГ сам виноват, что ради интересной жизни уехал из родной деревни в большой город, где и попал в корпоративное рабство. Тем не менее, он всё равно остался положительным героем, просто неопытным в силу молодости; во всяком случае, этот парень куда нравственнее, чем здешние главные злодеи. Да, ими оказались не зомби, а люди с очевидной жаждой деструктивизма (коей не наблюдалось за ГГ; ведь он всего лишь радовался тому, что больше не надо ходить на токсичную работу!). Конкретнее об антагонистах – у них своя банда из четырёх человек, и всех их достал прежний, цивилизованный мир:

* Есть женщина, которая считает себя сáмой умной, и которую не особо ценили бывшие коллеги, игнорируя её советы. Впрочем, сами советы не всегда оказывались необходимыми – но оставались навязчивыми; таких умников не любят, и это логично.

* Есть и пара мужиков, коим не везло в жизни. Впрочем, само аниме объяснило это тем, что данные персонажи зациклены на себе – и уделяют мало внимания другим людям. Да, старая-лживая мораль, дескать «умерьте хотелки, и жить станет проще»; помним ещё по таким франшизам, как “Сасаки и Пипс”, а также “Watamote”.

* А есть и ГЛАВНЫЙ злодей – неформальный лидер той банды. Он просто плохой; и фсё тут! Дескать, в начальной школе был более-менее общительным, а в средней – стал замкнутым и нелюдимым; «почему?» – не объясняется. Но… знаете, что?! Со мной случилась похожая ситуация: в начальных классах я был общительнее, а в средних стал замкнутым и нелюдимым! Как думаете, из-за чего? Из-за того, что учебная нагрузка ощутимо увеличилась и стала отнимать слишком много сил; поэтому НИ НА ЧТО не хватало энергии. Я знаю это по собственному школьному опыту. А вот данное аниме делает вид, будто не знает, в чём проблема: нормальный ребёнок стал асоциальным «просто патамушта!»; должно быть, смотрел слишком много онеме или слишком часто играл в видеоигры)) В принципе, неудивительно; как уже было упомянуто, массовая культура не вправе хоть как-то критиковать систему образования. Хотя это негласное правило касается абсолютного большинства стран, но именно в Японии особенно заметно! Для сравнения: в каком-нибудь отечественном “Ералаше” герой-школьник МОЖЕТ субъективно не любить школу (но только не конструктивно критиковать саму школьную систему!). А вот ОЯШи из аниме лишены даже права на субъективную нелюбовь к своей школе; максимум, что им «разрешено», – просто не любить некоторых учителей! Но вернусь к антагонисту “Zom 100”; стараясь сделать оного «более политкорректным», история лишила его даже адекватной мотивации к злодействам. Мол, антагонист просто ненавидит нормальных людей, а особенно – общительного главгероя! Т. е., раз уж антагонист ходит с хмурой рожей, другие тоже не должны радоваться жизни! Вот только… по своему школьному опыту я могу сказать, что замкнутые люди ненавидят не общительных, а агрессивных, которые способствуют ухудшению и без того неважного, душевного состояния! Зато сама общительность не вызывает ненависти, потому что это – всего лишь особенность ЭКСТРАВЕРТОВ, которые при получении стресса не становятся замкнутыми, а, наоборот, испытывают повышенную потребность в общении, дабы полноценно отдохнуть (у меня вот есть друг-экстраверт; мы вместе прошли через «маленький ад» школы – и до сих пор в хороших отношениях!). Да, общительность экстравертов раздражает, когда самому́ хочется побыть в одиночестве и тишине; но это не причина для ненависти – в конце концов, при более спокойных обстоятельствах экстраверты и интроверты хорошо дополняют друг друга. Короче, пунктик про ненависть антагониста-интроверта к экстраверсии главгероя следовало бы убрать (ибо бред!); куда логичнее было бы ограничить антагониста одной лишь ненавистью к «тупым людишкам с их тупыми правилами», а все его злодеяния объяснить желанием «добить остатки прежнего мира, до которых не смогли добраться зомби» (да, тоже не идеальная мотивация – но, по крайней мере, лучше той несуразицы, что была продемонстрирована!).

Подытожу: как и в случае со “Школой мертвецов”, главный злодей “Zom 100” оказался полным пшиком. Если “Школу мертвецов” никто не осмелился продолжать (потому-то тамошний антагонист как стартовал неудачником, так и остался оным!), то “Zom 100” сделал главного злодея «менее опасным» для японских общественных норм. Ну, кому надо, чтобы ЛОГИЧНАЯ мотивация плохиша заразила умы читателей и зрителей, а сам он стал этаким символом жажды перемен?! Всё-таки сомневаться в пользе того, что предусмотрено государством, крамольно. Ещё, не дай бог, школота начнёт обзаводиться шмотками с изображением полюбившегося персонажа, озвучившего святую истину, и станет бунтовать против общественных норм; а создателя этого спорного героя засудят какие-нибудь общественные деятели! Ну уж нет; пусть лучше антагонист останется неудачным и немотивированным, одним из ХУДШИХ во всей индустрии манги и аниме, зато «стерильным». Не исключено, что именно так решил автор этой истории, потому-то “Zom 100” получился слишком уж политкорректным произведением, но вместе с тем – идейно слабым. Хотя потенциал был большим.

В общем, такие дела с японскими произведениями о зомби. Они не могут полноценно развернуться в нынешней индустрии манги и аниме – с её-то специфическими «моральными хотелками». Из-за такого подхода, как уже упоминалось, соответствующие аниме встречаются крайне редко, а те, что есть, страдают от… фальши. Это ухудшает и без того не особо логичный жанр (было бы в произведениях о зомби поменьше зомби-апокалипсиса и побольше локальных вспышек заражения – стало бы логичнее; а до тех пор – имеем, что имеем!). На этом пока всё; спасибо за внимание!