Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве. Глава 22

Источники хранят молчание о причинах конфликта между Василием II и Дмитрием Шемякой в 1441/1442 годах. Разумеется, историки высказывают своё мнение. Кто-то (например, Александр Зимин) предполагает, что причиной стало поведение Шемяки во время нашествия Улу-Мухаммеда в 1439 году. Дескать, не оказал помощи великому князю, хотя был обязан по договору. Другие (Павел Смирнов) считали, что дело связано с неправильным, на взгляд Шемяки, дележом наследства Дмитрия Красного. Точнее с отсутствием всякого дележа – великий князь забрал всё себе. Честно говоря, причины могут быть любые. Нельзя, например, исключать и просто коварного намерения разделаться с Шемякой. В более поздний период своего правления Василий II будет без зазрения совести расправляться с держателями уделов. Возможно, подобный финт он и попытался провернуть осенью 1441 года. Что тогда произошло? Московский князь решил внезапным набегом овладеть Угличем, где княжил Шемяка. От Москвы до Углича по прямой 200 верст. А можно пойти чер
Оглавление
В принципе это актер Алексей Иванов в роли Григория Грязного, но сейчас сойдет за Дмитрия Шемяку.
В принципе это актер Алексей Иванов в роли Григория Грязного, но сейчас сойдет за Дмитрия Шемяку.

Розмирье с Шемякой

Источники хранят молчание о причинах конфликта между Василием II и Дмитрием Шемякой в 1441/1442 годах. Разумеется, историки высказывают своё мнение.

Кто-то (например, Александр Зимин) предполагает, что причиной стало поведение Шемяки во время нашествия Улу-Мухаммеда в 1439 году. Дескать, не оказал помощи великому князю, хотя был обязан по договору.

Другие (Павел Смирнов) считали, что дело связано с неправильным, на взгляд Шемяки, дележом наследства Дмитрия Красного. Точнее с отсутствием всякого дележа – великий князь забрал всё себе.

Честно говоря, причины могут быть любые. Нельзя, например, исключать и просто коварного намерения разделаться с Шемякой. В более поздний период своего правления Василий II будет без зазрения совести расправляться с держателями уделов. Возможно, подобный финт он и попытался провернуть осенью 1441 года.

Что тогда произошло? Московский князь решил внезапным набегом овладеть Угличем, где княжил Шемяка. От Москвы до Углича по прямой 200 верст. А можно пойти через Переяславль и Ростов – тоже 200 верст, но по владениям московского князя. И останется финальный бросок от Ростова на Углич – 70 верст.

Как знать, возможно, затея бы и удалась. Однако Шемяку предупредили загодя. Нашелся при дворе великого князя доброхот. История даже сохранила его имя – дьяк Иван Кулудар. Он каким-то образом дал знать Шемяке о планах Василия. Углицкий князь с дружиной ушел в сторону Бежецкого Верха.

Узнав о виновнике неудачи, Василий наказал его, кажется, даже слишком мягко: «кнутьем бити, по станом водя». А мог ведь и просто башку отрубить. Хотя история умалчивает, не забили ли Кулудара до смерти.

-2

Роль удельных князей

На страницы летописей нечасто попадают сведения о роли удельных князей в различных событиях. Тем ценнее те крохи, информации, что всё-таки туда (и к нам оттуда) смогли просочиться.

Шемяка принялся громить Бежецкий Верх. Это была как раз спорная территория. Она принадлежала Дмитрию Красному. Теперь ее захватил великий князь. Что скрывал этот погром? Просто месть и озлобленность Шемяки? «Так не доставайся же ты никому»?

Из Бежецкого Верха Шемяка попытался уйти в Новгород. Точнее просил, чтобы город принял его князем. Новгородцы, совсем недавно (в начале 1441 года) получившие урок от великого князя уклонились от столь сомнительной чести.

Василий II уже ушел из Углича. Шемяка вернулся в свой удел. И вот сюда к нему приехал князь Иван Андреевич Можайский. Считается, что он возмутился явным произволом великого князя и заявил, что будет стоять с обиженным в «одиначестве».

Объединение двух удельных князей с неясной позицией третьего – Михаила Андреевича Верейского – заставило великого князя пойти на подкуп. Он вступил в переговоры с Иваном Можайским и сделал тому предложение: ты отстаешь от Шемяки, а тебе – Суздаль.

Это очень жирный кусок. Соблазн оказался велик, и Иван Андреевич отступился от Шемяки, перейдя под знамена великого князя.

Только вот в чем загогулина. В прошлой главе мы говорили, что Суздаль ранее был дан беглецу из Литвы Александру Чарторыйскому. А теперь отобран. Александр обиделся и вполне естественно пристал к центру недовольства великим князем. То есть к Дмитрию Шемяке.

Замена, возможно, неравноценная, но лучше уж так, чем никак. И Дмитрий Шемяка решил действовать сам.

Игумен Зиновий мирит князей Василия Васильевича и Дмитрия Юрьевича.
Игумен Зиновий мирит князей Василия Васильевича и Дмитрия Юрьевича.

Примирение

Людям на Руси и без княжеских войн жить в тот год было тяжело. В Никоновской летописи сказано:

«Та же зима бысть люта зело, и мрази велии нестерпимый, и много скотом и человеком зла сотворися. Тоя же весны быша громи велицы и млънии страшни, и ветри и вихри велицы, и бысть страх на всех человецех. Тоя же весны бысть отзимие, и паде снег велик и паки соиде, и възсташа ветри, и быша мрази мнози и ветри велици, и бысть скорбь многа в людех. Того же лета бысть жито дорого».

«Жито дорого» – значит, голод. И это ещё не упоминая, что в тот же год мор пришел в Псков, а татары в рязанские земли.

Видимо, уже летом 1442 года Шемяка и Чарторыйский пошли на Москву. В чем состояло намерение, на что был расчет, сказать трудно. Возможно, Шемяка рассчитывал вновь переманить Ивана Можайского, а то и с братом Михаилом Верейским. Возможно, расчет строился на внезапном налёте.

Может быть князья просто хотели побряцать оружием, чтобы придать больше веса своей позиции на переговорах. Кто ж их теперь, в XXI веке, разберет?

Дальше события излагаются так. Мятежные князья шли на Москву от Углича. Дошли до Троицкого монастыря. Здесь их встретил игумен Зиновий. Он и убедил Дмитрия и Александра вступить в переговоры с великим князем.

Может быть и так. А может быть немного иначе. Троицкий монастырь традиционно пользовался милостями Юрия Звенигородского и его сыновей. В то же время игумен Зиновий крестил сыновей великого князя – Ивана и Юрия. То есть пользовался доверием и уважением и со стороны кремля.

Как знать, не уговорил ли игумена именно Шемяка вступиться за него перед великим князем? Скорее всего, после ухода Ивана Можайского позиции Шемяки были слабы. И он готов на мир на условиях противника.

Мир действительно не дал Шемяке никаких прибавок. Хорошо, Василий сохранил за ним хотя бы то, что было до конфликта. А всё наследие Дмитрия Красного осталось за великим князем.

Что касается отношений с Ордой, то в новой договорной грамоте Василий прямо пеняет Шемяке. Дескать тот сносился с царями за спиной великого князя. Да! И самое главное – не додал царев выход, то есть не доплатил свою долю дани. Так вот, изволь доплатить.

Александру Чарторыйскому тоже бросили кость. В 1443 году великий князь послал его наместником в Псков.

Можно задаться вопросом: почему Василий не додавил Шемяку в 1442 году? Не имел сил? Другие удельные князья были против? Войско понадобилось в другом месте? Наверное, имели место все причины вместе взятые.

Про «войско в другом месте», например. С 1442 года обострилась обстановка на границе со Степью. Московские воеводы побили некоего царевича Мустафу в рязанской земле. В ответ татары в 1444 году совершили нападение на Рязань. Именно к этому событию относится первое упоминание «казаков» в русских источниках. Оставался врагом и Улу-Мухаммед.

Позиция удельных князей, кроме разве что Василия Серпуховского, тоже не внушала доверия. Иван Можайский вертелся как флюгер на ветру. А Михаил Верейский, как ни крути, приходился ему братом. И все они определенно ничего не выигрывали, если великий князь уничтожит Шемяку.

В общем, вопрос пока замяли, но не решили.

Продолжение:

------

Все публикации цикла «Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве»:

Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве | Internetwar. Исторический журнал | Дзен