1443 год. Разное
Каких-то знаковых для феодальной войны событий в 1443 году не происходило. Однако в целом Русь лихорадило по всем направлениям.
Начнем с северо-западного. Здесь шла война Новгорода и Пскова с Ливонским Орденом. Причем в Новгороде преобладало литовское влияние. Один наместник литовского происхождения сменял другого. На место Юрия Лугвеньевича прибыл внук Ольгерда Иван Владимирович.
Осенью 1443 года ливонцы осаждали Ям. В конце года новгородцы во главе с Иваном Владимировичем ходили на Нарву. Так и тянулась эта война без территориальных приобретений, но с многочисленными разорениями. Перемирие на этой границе заключено только в конце 1444 года.
Неспокойно было и на степной границе. Рязанское избиение татар в 1442 году отозвалось походом Кичи-Мухаммеда в 1443 году. Василий II выдвигал рать к Серпухову сторожить перемещения татар. На этот раз обошлось без вторжения в московские земли.
В том же году получила продолжение история с Исидором. Точнее с вопросом поставления нового митрополита на Москву. По всей видимости, грамоту к патриарху в 1441 году хотя и написали, но так и не отправили. По крайней мере, у нас нет никаких свидетельств о ней в патриарших архивах или в виде реакции греков.
В 1443 году по велению великого князя сочинена новая грамота. На этот раз в адрес императора. Так мол и так, присланный вами митрополит оказался еретиком. Можно мы соберем епископов, и они изберут митрополита из своей среды?
И вновь мы не имеем сведений о доставлении грамоты по адресу. Видимо, на Москве всё больше сомневались в православии и патриарха, и императора. Русь потихоньку шла к автокефалии.
Война с Улу-Мухаммедом
Нижнему Новгороду откровенно не везло. Как пошли разорять его со сражения на Пьяне (1377 год), так и не прекращали. Даже вхождение в состав Московского княжества (1392 год) не спасло город. Напротив, и княжата Суздальского дома пытались его отвоевать, и татары Едигея разорили (1408 год).
В начале XV века город в районе нынешнего кремля запустел. Археологические раскопки показывают крайне малое число находок, относящихся к этому столетию. А вот в нескольких километрах от кремля вверх по Оке наоборот число находок XV века резко возрастает. Есть предположение, что здесь на холме между Красными оврагами в первой половине XV века и находился воеводский двор.
К чему это я всё? К тому, что в конце 1444 года о себе напомнил хан Улу-Мухаммед. Он объявился в Нижнем Новгороде и захватил его. А воеводы, по словам летописи, засели в некоем «малом городке». Так вот, я склонен думать, что этот «малый городок» и есть воеводский двор в паре километрах от кремля.
Из Нижнего орда двинулась по Оке и «седе в Муроме», то есть захватила Муром зимой 1444/1445 годов. Улу-Мухаммед повел форменное наступление с захватом городов. Какова была его цель? Захватить Нижний себе? Передать его какому-нибудь князю Суздальского дома? Договориться с кем-то из Москвы – с Василием, с Дмитрием Шемякой? Строго говоря, мы ничего не знаем.
Но москвичи уже привыкли не бояться Улу-Мухаммеда или татар вообще. Василий II решил вышибить их из великокняжеских владений. Он созвал всех удельных князей: Шемяку, Ивана и Михаила Андреевичей, Василия Ярославича и 6 января 1445 года выступил в поход «со всеми князи своими, и боляры, и воеводами, и со всеми людьми».
Рать собралась внушительная. Улу-Мухаммед не рискнул вступить с ней в сражение и начал оттягивать свои силы к Нижнему Новгороду. Передовые отряды москвичей имели сшибки с арьергардами татар под Муромом, Гороховцом «и во инех местех».
В конце марта Василий счел кампанию успешно завершенной. За Улу-Мухаммедом остался только Нижний Новгород. Но его освобождением можно будет заняться после весенней распутицы. 26 марта 1445 года великий князь Василий Васильевич вернулся в Москву. Объединенная рать разошлась по домам.
Литовская война
Имелось еще одно обстоятельство, не позволявшее москвичам слишком долго вести боевые действия на востоке. В то же время шла война с Литвой на западе. Не такая прямо полноценная война, но всё-таки.
Началась она, скорее всего, как раз из-за упомянутого вмешательства Казимира Ягеллончика в новгородские дела. Новгород – это традиционно отчина и дедина московских князей. И терпеть там литовских ставленников окрепший Василий II не намерен.
Еще до захвата татарами Нижнего Новгорода Василий Васильевич «насла тотаръ два царевица на литовьскыи городы, на Вязму и на Брянескъ, и на иныи городы безъвестно». Что это были за таарские царевичи, спорят до сих пор. Зимин считал их сыновьями Улу-Мухаммеда.
Но неважно. Важно, что, отвлекшись на поход в восточном направлении, Василий II не стал развивать действия в западном. И даже хуже – он взял с собой силы можайского, верейского и серпуховского князей, которые и предназначались для обороны Москвы с западного направления.
И тут как раз в отместку за разграбление земель под Вязьмой и Брянском на Казимир бросил рать на Можайск. Время для нападения выбрано удачное – можайская рать стояла где-то у Владимира. Русские смогли выставить только «армию» из 100 можайцев, 100 верейцев и 60 серпуховчан. Вёл ее потомок суздальских князей Андрей Лугвица.
Сражение произошло на речке Суходровь. Несколько тысяч литовцев, конечно, разбили русский отряд. Сам Андрей Лугвица погиб в сражении.
Хотя литовцы после этой схватки отошли в свои пределы, сбрасывать со счетов угрозу с запада Василий Васильевич не мог. Так что полки удельных князей весной вернулись оборонять рубеж.
Второй раз за год снимать полки с запада великий князь не стал. Возможно, это стало одной из причин последовавшей летом катастрофы. Так что «второй» литовский фронт сыграл свою роль в 1445 году.
Продолжение:
------
Все публикации цикла «Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве»: