Найти в Дзене
56-я Параллель

Глава ЦАГИ сравнил топливную эффективность МС-21-300 и его предшественника Ту-154М. А как же Ту-214?

Сегодня наткнулся на материал, где информагентство «РИА новости» опубликовало подробности недавней беседы с генеральным директором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Кириллом Сыпало. Как заявил глава ЦАГИ в данном интервью, проблема экономии авиационного керосина была решена при создании МС-21-300. По его словам, новейший российский лайнер вдвое меньше расходует топливо по сравнению с советским предшественником в своем классе - самолетом Ту-154М. То есть в данном контексте речь идет о топливной эффективности МС-21-300, перед самолетом разработки 60-х годов прошлого столетия. Безусловно по расходу топлива Ту-154М уступает МС-21, тут спору нет, тем более это давно уже известный факт. Однако непонятно, почему такой человек с ученой степенью, да еще являющийся не последним человеком в области российского авиастроения, сравнивает МС-21-300 с самолетом в модификации Ту-154М 1970-х годов разработки. При этом еще и называет Ту-154М предшественником в своем классе, умалчивая п

Сегодня наткнулся на материал, где информагентство «РИА новости» опубликовало подробности недавней беседы с генеральным директором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Кириллом Сыпало.

Как заявил глава ЦАГИ в данном интервью, проблема экономии авиационного керосина была решена при создании МС-21-300. По его словам, новейший российский лайнер вдвое меньше расходует топливо по сравнению с советским предшественником в своем классе - самолетом Ту-154М.

То есть в данном контексте речь идет о топливной эффективности МС-21-300, перед самолетом разработки 60-х годов прошлого столетия.

Безусловно по расходу топлива Ту-154М уступает МС-21, тут спору нет, тем более это давно уже известный факт. Однако непонятно, почему такой человек с ученой степенью, да еще являющийся не последним человеком в области российского авиастроения, сравнивает МС-21-300 с самолетом в модификации Ту-154М 1970-х годов разработки. При этом еще и называет Ту-154М предшественником в своем классе, умалчивая про то, что на самом деле предшественником МС-21 был Ту-214.

Более того, несмотря на то, что оба самолета являются узкофюзеляжными среднемагистралами, однако Ту-154М и МС-21 все же разного класса.

Кирилл Сыпало
Кирилл Сыпало

Стоит отметить, что Кирилл Иванович Сыпало является выпускником аэрокосмического факультета в области систем управления космическими летательными аппаратами Московского авиационного института (МАИ), имеет почётное учёное звание «Профессор Российской академии наук» и является главой ЦИАМ, под управлением которого находится ещё 4 крупных авиационных института нашей страны - ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС.

Для справки, Ту-154М это реактивный самолет с силовой установкой на базе трех двигателей Д-30КУ с тягой на взлете 10,78 тс каждый, тогда как МС-21-30 - это двухдвигательный лайнер с силовой установкой на базе 2-х турбовентиляторных двигателей американского производства PW1400G с тягой на взлете до 14,3 тс каждый. То есть получается Ту-154М реактивный, тогда как МС-21 турбовентиляторный самолет с силовой установкой большой степени двухконтурности.

С таким же успехом можно было сравнить МС-21-300 с Ту-144. Также не стоит забывать, что эти самолёты отличаются не только двигателями, пассажирвместимостью, но и дальностью полета.

Согласно заявленным характеристикам, дальность Ту-154М с максимальной коммерческой нагрузкой составляет 3800 км, а по факту не более 3500 км, тогда как у МС-21-300 заявлено более 5000 км.

Ту-154М
Ту-154М

У меня, как у человека, имеющего отношение к авиации, хоть и в области эксплуатационно-технического обслуживания, на фоне этого интервью возникает вопрос к главе ЦАГИ по замалчиванию глобальных проблемам в программе возобновления производства самолетов Ту-214 для отечественных авиакомпаний. И в какое это время предшественником МС-21 в классе двухдвигательных узкофюзеляжных среднемагистралов стал Ту-154М?

В мох материалах я неоднократно акцентировался на проблемах программы Ту-214, который собственно и является предшественником МС-21 в классе двухдвигательных узкофюзеляжных среднемагистралов. Кому интересно могут найти на канале.

Восстановление производства этого лайнера безусловно, идея отличная. Я всегда восхищался этой машиной и по этой причине многострадальная судьба Ту-214 мне не безразлична. Однако стоит уже признать, что самолет действительно требует глобальной доработки и доведения его до современных стандартов.

Как ранее и предполагалось, Ту-214 не будет востребован коммерческими авиаперевозчиками из-за своей коммерческой неэффективности, в том числе и по расходу топлива. Тем не менее он продолжает активно рекламироваться представителями Туполева и ОАК.

Однако как заявляют авиаэксперты и авиаперевозчики, этот самолет может быть еще востребован и составлять конкуренцию на рынке отечественных воздушных судов. Однако для этого необходима модернизация казанской тушки. Особенно если учитывать тот факт, что на момент своего появления Ту-214 на авиалиниях, он уже уступал одноклассникам от Боинг и Аэрбас, находящихся в эксплуатации у авиаперевозчиков, считают эксплуатанты.

Более того, казанская "Тушу" с трехчленной кабиной экипажа и двигателями прошлого поколения сегодня предлагается авиаперевозчикам за тот же космоценник, как и МС-21, в надежде найти своего покупателя.

Стоит также отметить, что ранее чуть менее 42 млрд. рублей уже было выделено и ФНБ на программу Ту-214. Однако кроме новостей от Туполева, как они строят новые промышленные мощности на Казанском авиазаводе, увы до сих пор нет.

Хотелось бы уже услышать хорошие новости по реальным результатам модернизации самолета, о которых так активно говорили в 2022 году? Тут стоит напомнить, что срок летной годности борта составляет 30 лет, в то время как ни один коммерческий авиаперевозчик не намерен нести убытки.

МС-21-300
МС-21-300

Раз Кирилл Сыпало упускает неудобные моменты в вопросе топливной эффективности Ту-214, в таком случае я все же исправлю это и сравню ее с МС-21-300.

Для справки, Ту-214 при полной загрузке — порядка 4 тонн в час, МС-21-300 с американскими двигателями потребляет 2,5 тонны в час, при том что расход Ту-154М составляет порядка 5 – тонн в час, в модификации же Ту-154Б-2 с менее мощными двигателями НК-8-2 — расход доходил до 5,5 тонн в час.

А учитывая проблему с перетяжелением планера Ту-214 порядка 15 тонн, то становится очевидным, что без глубокой модернизации этой линейки воздушных судов, этому проекту печальной истории уже не избежать.

В данный момент единственный плюс Ту-214, это то что на фоне санкционной политики западных стран он может без проблем осуществлять перевозки на международных линях, так как является единственным российским самолетом в своем классе с международной сертификацией. Однако ситуация с санкциями в любое время может измениться.

Также возникают вопрос, почему Сыпало сравнивает, так называемый «полуфабрикат» МС-21-300, а не импортозамещенную версию МС-21 с российскими двигателями ПД-14. Не по той ли причине, что ОДК ранее запросили у Минпромторга выделить дополнительные средства на доработку этих двигателей.

Для тех любителей кто постоянно спорить в комментариях, что с двигателями ПД-14 все замечательно и то что они соответствуют западным аналогам, отвечу заранее…

На днях официально было заявлено, что Министерство промышленности и торговли РФ выделило 14,2 млрд рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению качеств двигательной установки ПД-14 для самолета МС-21. Подчеркивается, что в рамках ОКР должны быть улучшены параметры топливной эффективности, снижена масса и уровень шума ПД-14.

Данная тендерная закупка по доработке двигателя для российского флагмана МС-21 в формате открытого конкурса была опубликована 9 апреля 2025 года под названием «Совершенствование ПД-14». Заявки по данному тендеру принимаются до 28 апреля. Согласно контракту, все работы по ОКР должны быть исполнены до 10 декабря 2027 года.

Как вам такой поворот?

-5

Тем временем на неудобный запрос, что опять не так с двигателем, в пресс-центре Минпромторга ответили сухо: «Вся информация есть в техзадании и доступна конкурсантам».

При этом в ведомстве отметили, что на сегодняшний день двигатель ПД-14 обеспечивает большую экономическую эффективность за счет более низких технических рисков и более низкой стоимости технического обслуживания и ремонта.

Более того, сообщается, что на сегодня ПД-14 обладает конкурентными преимуществами, но только на внутреннем рынке, рынках стран СНГ и ближнего зарубежья, а также стран, лояльно настроенных на приобретение российской продукции.

Причем с каким двигателем ведется сравнение — не сообщается. Похоже, что в данном контексте в ведомстве сравнивают именно ПД-90А, который собственно планировалось устанавливать на так называемые «новые» Ту-214.

Тут стоит отметить, что ранее бывший глава Минпромторга Денис Мантуров сообщал уже о проблемах в программе импортозамещенния МС-21.

Того же мания, кстати, похоже придерживается и глава ЦАГИ. В интервью РИА новости Кирилл Сыпало намекнул, что пришло время МС-21 также необходима доработка.

Однако по его словам, внедрение каких-либо кардинальных новшеств и принципиально отличающихся компоновок по сравнению с классической схемой самолета МС-21 потребует дополнительных гигантских расходов.

Тем не менее пожелаем удачи нашему флагману, так как в ближайшее время полностью отечественный МС-21 приступит к программе летных испытаний.

Пишите свое мнение в комментариях. Не поленитесь и поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо всем за внимание !!!