Сегодня наткнулся на материал, где информагентство «РИА новости» опубликовало подробности недавней беседы с генеральным директором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Кириллом Сыпало.
Как заявил глава ЦАГИ в данном интервью, проблема экономии авиационного керосина была решена при создании МС-21-300. По его словам, новейший российский лайнер вдвое меньше расходует топливо по сравнению с советским предшественником в своем классе - самолетом Ту-154М.
То есть в данном контексте речь идет о топливной эффективности МС-21-300, перед самолетом разработки 60-х годов прошлого столетия.
Безусловно по расходу топлива Ту-154М уступает МС-21, тут спору нет, тем более это давно уже известный факт. Однако непонятно, почему такой человек с ученой степенью, да еще являющийся не последним человеком в области российского авиастроения, сравнивает МС-21-300 с самолетом в модификации Ту-154М 1970-х годов разработки. При этом еще и называет Ту-154М предшественником в своем классе, умалчивая про то, что на самом деле предшественником МС-21 был Ту-214.
Более того, несмотря на то, что оба самолета являются узкофюзеляжными среднемагистралами, однако Ту-154М и МС-21 все же разного класса.
Стоит отметить, что Кирилл Иванович Сыпало является выпускником аэрокосмического факультета в области систем управления космическими летательными аппаратами Московского авиационного института (МАИ), имеет почётное учёное звание «Профессор Российской академии наук» и является главой ЦИАМ, под управлением которого находится ещё 4 крупных авиационных института нашей страны - ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС.
Для справки, Ту-154М это реактивный самолет с силовой установкой на базе трех двигателей Д-30КУ с тягой на взлете 10,78 тс каждый, тогда как МС-21-30 - это двухдвигательный лайнер с силовой установкой на базе 2-х турбовентиляторных двигателей американского производства PW1400G с тягой на взлете до 14,3 тс каждый. То есть получается Ту-154М реактивный, тогда как МС-21 турбовентиляторный самолет с силовой установкой большой степени двухконтурности.
С таким же успехом можно было сравнить МС-21-300 с Ту-144. Также не стоит забывать, что эти самолёты отличаются не только двигателями, пассажирвместимостью, но и дальностью полета.
Согласно заявленным характеристикам, дальность Ту-154М с максимальной коммерческой нагрузкой составляет 3800 км, а по факту не более 3500 км, тогда как у МС-21-300 заявлено более 5000 км.
У меня, как у человека, имеющего отношение к авиации, хоть и в области эксплуатационно-технического обслуживания, на фоне этого интервью возникает вопрос к главе ЦАГИ по замалчиванию глобальных проблемам в программе возобновления производства самолетов Ту-214 для отечественных авиакомпаний. И в какое это время предшественником МС-21 в классе двухдвигательных узкофюзеляжных среднемагистралов стал Ту-154М?
В мох материалах я неоднократно акцентировался на проблемах программы Ту-214, который собственно и является предшественником МС-21 в классе двухдвигательных узкофюзеляжных среднемагистралов. Кому интересно могут найти на канале.
Восстановление производства этого лайнера безусловно, идея отличная. Я всегда восхищался этой машиной и по этой причине многострадальная судьба Ту-214 мне не безразлична. Однако стоит уже признать, что самолет действительно требует глобальной доработки и доведения его до современных стандартов.
Как ранее и предполагалось, Ту-214 не будет востребован коммерческими авиаперевозчиками из-за своей коммерческой неэффективности, в том числе и по расходу топлива. Тем не менее он продолжает активно рекламироваться представителями Туполева и ОАК.
Однако как заявляют авиаэксперты и авиаперевозчики, этот самолет может быть еще востребован и составлять конкуренцию на рынке отечественных воздушных судов. Однако для этого необходима модернизация казанской тушки. Особенно если учитывать тот факт, что на момент своего появления Ту-214 на авиалиниях, он уже уступал одноклассникам от Боинг и Аэрбас, находящихся в эксплуатации у авиаперевозчиков, считают эксплуатанты.
Более того, казанская "Тушу" с трехчленной кабиной экипажа и двигателями прошлого поколения сегодня предлагается авиаперевозчикам за тот же космоценник, как и МС-21, в надежде найти своего покупателя.
Стоит также отметить, что ранее чуть менее 42 млрд. рублей уже было выделено и ФНБ на программу Ту-214. Однако кроме новостей от Туполева, как они строят новые промышленные мощности на Казанском авиазаводе, увы до сих пор нет.
Хотелось бы уже услышать хорошие новости по реальным результатам модернизации самолета, о которых так активно говорили в 2022 году? Тут стоит напомнить, что срок летной годности борта составляет 30 лет, в то время как ни один коммерческий авиаперевозчик не намерен нести убытки.
Раз Кирилл Сыпало упускает неудобные моменты в вопросе топливной эффективности Ту-214, в таком случае я все же исправлю это и сравню ее с МС-21-300.
Для справки, Ту-214 при полной загрузке — порядка 4 тонн в час, МС-21-300 с американскими двигателями потребляет 2,5 тонны в час, при том что расход Ту-154М составляет порядка 5 – тонн в час, в модификации же Ту-154Б-2 с менее мощными двигателями НК-8-2 — расход доходил до 5,5 тонн в час.
А учитывая проблему с перетяжелением планера Ту-214 порядка 15 тонн, то становится очевидным, что без глубокой модернизации этой линейки воздушных судов, этому проекту печальной истории уже не избежать.
В данный момент единственный плюс Ту-214, это то что на фоне санкционной политики западных стран он может без проблем осуществлять перевозки на международных линях, так как является единственным российским самолетом в своем классе с международной сертификацией. Однако ситуация с санкциями в любое время может измениться.
Также возникают вопрос, почему Сыпало сравнивает, так называемый «полуфабрикат» МС-21-300, а не импортозамещенную версию МС-21 с российскими двигателями ПД-14. Не по той ли причине, что ОДК ранее запросили у Минпромторга выделить дополнительные средства на доработку этих двигателей.
Для тех любителей кто постоянно спорить в комментариях, что с двигателями ПД-14 все замечательно и то что они соответствуют западным аналогам, отвечу заранее…
На днях официально было заявлено, что Министерство промышленности и торговли РФ выделило 14,2 млрд рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению качеств двигательной установки ПД-14 для самолета МС-21. Подчеркивается, что в рамках ОКР должны быть улучшены параметры топливной эффективности, снижена масса и уровень шума ПД-14.
Данная тендерная закупка по доработке двигателя для российского флагмана МС-21 в формате открытого конкурса была опубликована 9 апреля 2025 года под названием «Совершенствование ПД-14». Заявки по данному тендеру принимаются до 28 апреля. Согласно контракту, все работы по ОКР должны быть исполнены до 10 декабря 2027 года.
Как вам такой поворот?
Тем временем на неудобный запрос, что опять не так с двигателем, в пресс-центре Минпромторга ответили сухо: «Вся информация есть в техзадании и доступна конкурсантам».
При этом в ведомстве отметили, что на сегодняшний день двигатель ПД-14 обеспечивает большую экономическую эффективность за счет более низких технических рисков и более низкой стоимости технического обслуживания и ремонта.
Более того, сообщается, что на сегодня ПД-14 обладает конкурентными преимуществами, но только на внутреннем рынке, рынках стран СНГ и ближнего зарубежья, а также стран, лояльно настроенных на приобретение российской продукции.
Причем с каким двигателем ведется сравнение — не сообщается. Похоже, что в данном контексте в ведомстве сравнивают именно ПД-90А, который собственно планировалось устанавливать на так называемые «новые» Ту-214.
Тут стоит отметить, что ранее бывший глава Минпромторга Денис Мантуров сообщал уже о проблемах в программе импортозамещенния МС-21.
Того же мания, кстати, похоже придерживается и глава ЦАГИ. В интервью РИА новости Кирилл Сыпало намекнул, что пришло время МС-21 также необходима доработка.
Однако по его словам, внедрение каких-либо кардинальных новшеств и принципиально отличающихся компоновок по сравнению с классической схемой самолета МС-21 потребует дополнительных гигантских расходов.
Тем не менее пожелаем удачи нашему флагману, так как в ближайшее время полностью отечественный МС-21 приступит к программе летных испытаний.