27 декабря 2024 года на аэродроме Казанского авиационного завода состоялся первый полёт самолёта Ту-214 новой постройки. Данный борт с бортовым номером 64535 был заложен на стапелях авиазавода весной 2023 года.
Буквально на днях эту казанскую Тушку новой постройки выкатили в новой ливрее с Минского завода гражданской авиации №407. 24 февраля самолёт Ту-214 б/н 64535 прибыл в Минск для покраски, а 10 марта он отправился обратно в Казань.
Эта необычная окраска сразу привлекла внимание авиационных экспертов и обозревателей. А прежде всего именно этот борт стал символом сотрудничества между Белоруссией и Россией в области отечественного авиастроения.
Согласно сообщению ряда источников, а также реестру заказов, этот самолет должны передать Минпромторгу РФ. Ранее же утверждалось, что два первых импортозамещенных самолета Ту-214 новой постройки, из четырех заказанных, должны были получить татарстанская авиакомпания «ЮВТ Аэро» еще в 2024 году.
Стоит отметить, заказанный Минпромторгом Ту-214 с бортовым номером 64535 хоть и новой постройки и заказывался как «полностью отечественный», однако стало известно, что он не является так называемой импортозамещенной версией, и был построен с применением иностранных комплектующих.
Выяснилось, что в конструкции лайнера присутствует около 45 различных "критических" бортовых систем зарубежного производства. Этот самолет в модификации Ту-214-200 обещали сдать в конце 2022 года. Однако позже стало известно, что из-за отсутствия комплектующих этот борт заложили на стапелях Казанского авиазавода с большой задержкой - только в 2023 году.
Тем временем стало известно, что для «ЮВТ Аэро» на Казанском авиазаводе все же было заложено 4 полностью импортозамещенных лайнера с бортовым номером 64536, 64537, 64538 и 64539.
Отмечается, что на сегодняшний день эти самолеты находятся в разной степени готовности, а сроки их поставки заказчикам остаются в подвешенном состоянии.
Оказалось, что в отличие от SJ-100 и МС-21, ситуация с импортозамещением зарубежных компонентов для Ту-214 до сих пор еще не решена. В добавок ко всему не завершена и и их сертификация. В то же время закупать критически важное бортовое оборудование у западных производителей не представляется возможным.
Напомню, в соответствии с комплексной программой развития авиационной отрасли РФ до 2030, Казанский авиазавод в 2024 году должен был построит три новых пассажирских Ту-214, а в последующем к 2027 году нарастить производство до 20 машин.
Теперь же в планах КАЗ на 2025 год числится выпуск только двух лайнеров – один новый и один с восстановлением летной годности. И это в то время, тогда как до конца 2030 года планировали построить 115 новых самолетов этой линейки.
То есть, несмотря на ранее сделанные громкие заявления и выделенные из ФНБ немалые средства, в том числе и на масштабирование производства, оказалось, что Казанский авиазавод по-прежнему не способен выпускать даже 3 самолета в год.
По словам вице-премьера Республики Татарстан Олега Коробченко, вопрос импортозамещения и наращивание производства самолетов Ту-214 достаточно сложный и скорее всего будет долгим.
Безусловно, учитывая все обстоятельства, задача достаточно сложная. Однако если учитывать, что наладить серийное производство в короткие сроки полностью отечественного Ту-214 ранее планировалось исключительно как временное решение для спасения кризисной отрасли до появления МС-21, то, пожалуй, дальнейшее развитие этой программы по выпуску самолетов, разработанных в начале 90-ых, сегодня уже выглядит нецелесообразным.
Тут стоит отметить, что производство большинства комплектующих для Ту-214 не находится непосредственно в сфере ответственности АО «Туполев», что на данный момент является основной проблемой в цепочки поставок для полноценного серийного производства самолетов.
Однако если учитывать, что средства ушли, сегодня становится ясным, что забрасывать проект Ту-214 уже поздно. Но для реализации и окупаемости этого проекта потребуется проделать гигантскую работу. Причем не только по налаживанию производства в стране комплектующих, расширению мощности и техперевооружению предприятия, но и по созданию в кратчайшие сроки фактически нового современного самолета на базе Ту-214.
А это как минимум, создание самолета под экипаж из двух человек с учетом облегчения конструкции, обновление салона и проработка вопроса дальнейшей ремоторизации, с целью увеличения коммерческой эффективности машины в будущем.
Помимо этого, необходимо совершенствование и модернизация цифрового бортового комплекса электронного оборудования, а также целого ряда систем и агрегатов. Потребуется и решения ряда других сложных задач, включая поддержку смежных предприятий, создание техцентров и полноценного пула подмены запасных частей, в том числе и силовых установок. А для этого необходимо дополнительно немало времени и средств.
Более того, на сегодняшний день в ОКБ «Туполева» уже давно должны идти полным ходом работы глобального масштаба по глубокой модернизации самолета. Но пока "тишина"…
Стоит отметить, ранее сообщалось, что испытания самолета Ту-214 под экипаж из двух человек планируется начать в 2026 году. Однако реалии таковы, что если это действительно так, то сертификация машины завершится не ранее конца 2027 года. И это в лучшем случае.
Более того, нюанс в том, что «Туполев» до сих пор даже не заменил иностранные комплектующие и не спешит к реализации идеи глубокой модернизации Ту-214, по-прежнему надеясь реализовывать устаревший лайнер отечественным авиаперевозчикам.
И это в то время, когда по мнению авторитетных российских экспертов, в том числе из Госкорпорации, на сегодняшний день использование устаревшей конструкции Ту-214 и запуск их в крупную серю в качестве временного заменителя выпавших западных бортов, теперь очень неоднозначна. Этот момент ранее также отметил и глава авиакомпании «Аэрофлот» Сергей Александровский.
Напомню, в сентябре 2022 года группа «Аэрофлот» подписала соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) на поставку 339 российских самолетов, из которых 40 бортов должны были быть Ту-214.
По словам Александровского, глубокая модернизация самолета - это действительно сложновыполнимая задача для производителя. Однако без этого у Ту-214 просто нет будущего. Учитывая, что в прошлом это бездействие уже привело «Туполева» к откровенному провалу данного проекта, то, в будущем эта история имеет все шансы вновь повториться, считает глава крупнейшего российского авиаперевозчика.
Тем не менее в пресс-службе госкорпорации «Ростех» и Минпромторга Республики Татарстан настаивают, что сегодня в приобретении Ту-214 заинтересован целый ряд авиаперевозчиков и лизинговых компаний. На сегодняшний день уже подписано немало соглашений. Однако на вопрос, какие компании непосредственно является потенциальными заказчиком казанской "Тушки", в Госкорпорации заявили, что эти соглашения носят конфиденциальный характер.
Учитывая, что на данный проект и реконструкцию авиазавода основные средства были выделены из Фонда национального благосостояния, то, пожалуй, такие заявления выглядят неуважительными к населению. Либо в Ростехе все же лукавят, напоминая, что группа S7 планирует заказать 100 самолетов Ту-214.
Однако умалчивается, что это только намерения и твердый контракт на поставку Ту-214 будет подписан лишь в том случае, если «Туполев» даст гарантии, что 90 из 100 бортов Казанский авиазавод поставит уже в модернизированной спецификации согласно требованиям авиакомпании.