Найти в Дзене
Альтернативная история

Безжалостная британская «Катапульта»

Франция и Великобритания вступили во Вторую мировую войну как союзники. Несмотря на традиционные экономические и политические разногласия, свойственные любым амбициозным государствам, общая германская угроза вновь сблизила их. Однако вскоре после начала войны Великобритания предприняла попытку уничтожить значительную часть французского флота, что казалось невероятным. 24 октября 1940 года на железнодорожной станции Монтуа состоялась встреча между 84-летним маршалом Филиппом Петеном, героем Первой мировой войны и главой французского государства, и рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером. Рукопожатие лидеров победившей и побежденной стран закрепило итоги их беседы. Эта встреча подвела черту под историей Третьей республики, которая формально прекратила свое существование в конце июня — начале июля 1940 года (22 июня был подписан акт о капитуляции Франции, а 10 июля парламент страны в Виши принял новую конституцию). Франция превратилась в авторитарное государство, тесно связанное с наци
Оглавление

Франция и Великобритания вступили во Вторую мировую войну как союзники. Несмотря на традиционные экономические и политические разногласия, свойственные любым амбициозным государствам, общая германская угроза вновь сблизила их. Однако вскоре после начала войны Великобритания предприняла попытку уничтожить значительную часть французского флота, что казалось невероятным.

Вторая Мировая Война | Блог альтернативная история | Дзен

Побеждённая Франция: между молотом и наковальней

24 октября 1940 года на железнодорожной станции Монтуа состоялась встреча между 84-летним маршалом Филиппом Петеном, героем Первой мировой войны и главой французского государства, и рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером. Рукопожатие лидеров победившей и побежденной стран закрепило итоги их беседы. Эта встреча подвела черту под историей Третьей республики, которая формально прекратила свое существование в конце июня — начале июля 1940 года (22 июня был подписан акт о капитуляции Франции, а 10 июля парламент страны в Виши принял новую конституцию). Франция превратилась в авторитарное государство, тесно связанное с нацистской Германией.

Французские военнопленные возвращаются домой из немецкого плена. vokrugsveta.ru
Французские военнопленные возвращаются домой из немецкого плена. vokrugsveta.ru

Через неделю, 30 октября, маршал Петен, пытаясь оправдать свой поступок в глазах сограждан, в своём обращении к нации призвал её к примирению и сотрудничеству с Германией:

«Французы!
В минувший четверг я встретился с рейхсканцлером. Наша встреча пробудила надежды и породила беспокойство; я должен дать на этот счёт некоторые пояснения. […] Я принял приглашение фюрера по свободной воле. Я не подвергался какому-либо «диктату», какому-либо давлению с его стороны. Мы договорились о сотрудничестве между нашими двумя странами. […] Министры несут ответственность только передо мной. Надо мной одним свершит свой суд история. До сих пор я говорил с вами как отец, сегодня я говорю с вами как глава нации. Следуйте за мной! Храните вашу веру в вечную Францию!»
Встреча главы французского государства маршала Филиппа Петена (слева) с рейхсканцлером Адольфом Гитлером (на переднем плане справа). Правее Гитлера на втором плане – министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп
Встреча главы французского государства маршала Филиппа Петена (слева) с рейхсканцлером Адольфом Гитлером (на переднем плане справа). Правее Гитлера на втором плане – министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп

Франция, единственная из великих держав антигитлеровской коалиции, потерпела поражение и была оккупирована. Тем не менее сформированное в таких условиях правительство не только оставалось у власти более четырех лет, но и, сохранив большую часть своей колониальной империи, вело переговоры о месте Франции в новой «германской Европе».

Оценивая решения Филиппа Петена, важно учитывать события, подтолкнувшие Францию к сотрудничеству с жестоким агрессором. В период с 3 по 8 июля 1940 года Королевский флот Великобритании провел серию операций под общим названием «Катапульта» в портах Англии, Египта и французских заморских владениях, что серьезно осложнило англо-французские отношения на несколько лет вперед. Вслед за этим вишистское правительство Франции разорвало дипломатические отношения с Великобританией, что предопределило дальнейшую ориентацию внешней политики Франции на Германию.

К сожалению, операция «Катапульта» не является единственным примером боевых действий союзников против вишистской Франции. В течение нескольких лет произошло множество столкновений, отдельные из которых были сопоставимы с полномасштабными локальными войнами. Необходимо разобраться, что побудило Великобританию к эскалации конфликта с Францией.

«Владычица морей» нервничает

Правительство Виши, помимо центральной и южной частей Франции, с середины 1940 года с некоторыми ограничениями сохраняло контроль над обширными колониями в Америке, Африке, Азии и Океании. Ограничения касались того, что некоторые территории в Экваториальной Африке и Южной Азии (Пондишери и другие города Французской Индии) довольно быстро перешли под управление союзников и «Свободной Франции» де Голля, а Индокитай, формально оставаясь французским, фактически превратился во франко-японское совместное владение уже с лета 1940 года. Особенно прочными позиции вишистского режима были в Северной и Западной Африке.

Французская сухопутная армия была практически полностью уничтожена в ходе войны. Однако военно-морской флот, значительная часть которого находилась за пределами метрополии, а также в портах средиземноморского побережья, не оккупированного Германией, сохранил большую часть своего боевого потенциала. Четвертый по величине флот в мире после поражения Франции оказался в неопределенном положении. Согласно статье 8 германо-французского соглашения о прекращении огня, корабли должны были вернуться в порты довоенной приписки; к примеру, самые современные французские линкоры должны были вернуться в оккупированный Германией Брест. Затем, под контролем немецких и итальянских представителей, суда должны были быть разоружены, а экипажи демобилизованы.

29 июня французам удалось добиться на переговорах с итальянцами и немцами условия, согласно которому разоружение и демобилизация экипажей должны были проводиться в африканских портах и в неоккупированном Тулоне. К сожалению, британское Адмиралтейство из-за объективных трудностей связи с военно-морскими силами Франции не получило вовремя информацию об этой небольшой дипломатической победе вишистского правительства. Возможно, если бы эта информация была получена вовремя, роковая операция «Катапульта» через четыре дня не состоялась бы.

Если буквально понимать соглашение о прекращении огня, то французские корабли не должны были достаться Германии. Однако британское правительство справедливо полагало, что Германия может достаточно свободно толковать подобный договор. В любом случае, если бы Германия захотела «приватизировать» французские корабли, прибывшие для разоружения во Францию, французы вряд ли смогли бы этому помешать.

По мнению некоторых французских историков, причиной англо-французских осложнений были различные значения слова «контроль», который Германия должна была осуществлять над французскими кораблями в соответствии с соглашением о перемирии, во французском и английском языках. Во французском «контроль» означает нечто близкое к «наблюдению», в то время как в английском это слово подразумевает «управление».

Великобритания, к середине 1940 года почти в одиночку сражавшаяся против Германии и ее союзников, обладала несколькими сильными преимуществами, которые позволили ей выстоять в этой борьбе. Островное положение и значительно более мощный военно-морской флот, чем у Германии, обеспечивали относительную безопасность метрополии. Обширные колониальные владения позволяли снабжать экономику страны необходимыми ресурсами, но стабильное снабжение было возможно только при условии уверенного превосходства на море. Если бы мощный французский флот попал в руки немцев, то флоты стран Оси в Средиземноморье и Северной Атлантике (включая итальянский) чувствовали бы себя гораздо увереннее.

Англичане довольно легко решили вопрос с французскими кораблями, находившимися в портах Англии на момент поражения Франции. 3 июля в Портсмуте только экипаж подводной лодки «Сюркуф» оказал вооруженное сопротивление при захвате судна британскими морскими пехотинцами. Два устаревших линкора, два эсминца, пять подводных лодок и восемь торпедных катеров сдались абордажным командам без боя. Взятие под английский контроль и разоружение французских кораблей (старый линкор «Лориан», 4 крейсера и несколько эсминцев) в египетской Александрии также прошли довольно гладко.

Однако суда, находившиеся в портах, контролируемых вишистским правительством, также вызывали серьезную обеспокоенность у британского правительства.

В Алжире на трех военно-морских базах находились следующие суда: в Мерс-эль-Кебире – 2 старых линкора («Прованс» и «Бретань»), два новых линейных крейсера («Дюнкерк» и «Страсбург»), гидроавианосец «Коммандан Тест», 6 лидеров и ряд вспомогательных кораблей; неподалеку, в Оране – 9 эсминцев, 6 подводных лодок, сторожевые корабли и тральщики; в городе Алжире – 6 легких крейсеров и 4 лидера.

Линейный крейсер «Страсбург» korabli.eu
Линейный крейсер «Страсбург» korabli.eu

Гидроавианосец «Коммандан Тест» naviearmatori.net
Гидроавианосец «Коммандан Тест» naviearmatori.net

Также из крупных кораблей в Африке находились ещё два новых однотипных французских линкора – в Дакаре (Сенегал) – «Ришелье», а во французской части Марокко, в Касабланке – однотипный с ним недостроенный «Жан Бар».

Линейный корабль «Ришелье» dennilfloss.blogspot.com
Линейный корабль «Ришелье» dennilfloss.blogspot.com

В Тулоне, на средиземноморском побережье Франции, базировались 4 тяжёлых крейсера. В Америке, на Гваделупе, с двумя лёгкими крейсерами («Эмиль Бертэн» и учебным «Жанна д’Арк») находился построенный из корпуса незаконченного линкора типа «Нормандия» авианосец «Беарн». В начальный период Второй мировой этот корабль возглавлял поисковое соединение «L» французского и британского флотов, которое разыскивало карманный линкор кригсмарине «Граф Шпее», а после капитуляции Франции ушло к берегам французских владений в Новом Свете.

Авианосец «Беарн» ww2db.com
Авианосец «Беарн» ww2db.com

Залп «Катапульты»

Чтобы не допустить перехода французского флота под контроль Германии, британское командование разработало операцию "Катапульта", предполагавшую одновременные удары по французским кораблям в различных частях света – от Гваделупы до Александрии, чтобы обеспечить эффект неожиданности. Атака началась 3 июля, за исключением Дакара, где она задержалась до 8 июля.

О событиях 3 июля в Англии и Египте уже упоминалось. Во Французской Вест-Индии кризис был разрешен мирным путем благодаря вмешательству Франклина Рузвельта, президента США, которые в то время сохраняли нейтралитет. Атака британского флота была предотвращена, и позднее, в 1942 году, между правительством Виши и США было достигнуто соглашение о разоружении этих судов.

В Северной Африке события 3 июля 1940 года развивались иначе. Ранее, 24 июня, сэр Дадли Норт, глава британской морской станции в Гибралтаре, встретился с французским адмиралом Жансулем на борту "Дюнкерка". Норт предложил Жансулю присоединиться к Великобритании и продолжить борьбу против Германии, но Жансуль отказался, заявив, что подчиняется только приказам правительства Виши. Однако он заверил британца, что ни один французский корабль не попадет в руки немцев.

До капитуляции Франции французский флот отвечал за Западное Средиземноморье. Теперь же англичане в срочном порядке формировали в Гибралтаре соединение "Н" для действий в этом регионе. Основу соединения составляли линейный крейсер "Худ" и авианосец "Арк Ройал". К 30 июня формирование соединения, включавшего, помимо "Худа" и "Арк Ройала", два устаревших линкора, два легких крейсера, одиннадцать эсминцев и две подводные лодки, было завершено. Именно эти силы приняли участие в атаке на французские корабли 3 июля.

Французские силы в Мерс-эль-Кебире (базе в западной части Оранского залива) включали не только корабли, но и береговые батареи с орудиями калибром от 75 до 240 мм. Авиация базы располагала, по разным оценкам, от 42 до 50 исправными истребителями "Хок-75" и M.S.406.

Вице-адмирал Джеймс Сомервилл, командующий соединением "Н", до последнего момента пытался убедить Адмиралтейство отказаться от атаки на французские корабли. Адмиралтейство планировало предложить Жансулю 4 варианта действий:

  1. продолжение войны на стороне англичан;
  2. репатриация в британском порту;
  3. разоружение под наблюдением англичан;
  4. затопление кораблей в течении 6 часов.

Сомервилл настоял на включении в список условий еще одного варианта: предоставить французским морякам возможность эвакуироваться во французские владения в Вест-Индии или в нейтральные американские порты. Там корабли должны были пройти демилитаризацию и быть переданы под контроль США, что и произошло с судами в Гваделупе.

Для ведения переговоров с адмиралом Жансулем Сомервилл выбрал капитана Холланда, бывшего военно-морского атташе во Франции, обладавшего обширными связями среди французских офицеров и свободно владевшего французским языком. Несмотря на усилия Холланда, утренние переговоры 3 июля не принесли результатов, в частности, из-за того, что Жансуль накануне получил сведения о требовании Германии к Франции вывести все французские суда из британских портов под угрозой прекращения перемирия. В 12:30 британские торпедоносцы "Суордфиш" с авианосца "Арк Ройал" установили магнитные мины на выходе из гавани, заблокировав французский флот. Французские линкоры были пришвартованы кормой к морю, что лишало "Дюнкерк" и "Страсбург" возможности эффективно использовать главный калибр, поскольку обе башни каждого корабля находились в носовой части.

В 13:10 Сомервилл уведомил французов, что в случае отклонения ультиматума он откроет огонь в 14:00. Однако шанс на мирное разрешение конфликта еще оставался. Жансуль в ответном сообщении заявил о готовности не выводить корабли в море и ждать ответа французского правительства на британский ультиматум. В 14:00 британцы не стали открывать огонь, ограничившись в 14:30 повторной постановкой магнитных мин на выходе из гавани Орана.

В 15:00 капитан Холланд возобновил переговоры с французской стороной. Казалось, что французы и англичане близки к достижению временного "джентльменского соглашения", которое закрепило бы текущий статус-кво: французы остаются в Мер-эль-Кебире, а англичане прекращают враждебные действия. Однако в ход переговоров вмешался случай.

Британское Адмиралтейство перехватило приказы французского военно-морского министерства, предписывающие крейсерским эскадрам в Алжире и Тулоне соединиться в Оране для оказания помощи блокированным кораблям Жансуля. Поскольку использование французской авиации было ограничено условиями перемирия с Германией, немецкая комиссия была уведомлена о необходимости использования самолетов в Северной Африке. Немцы не возражали. Жансуль получил приказ отвечать силой на силу еще в 13:05, и как только Адмиралтейство узнало об этом, оно немедленно сообщило Сомервиллу: "Действуйте быстро, иначе столкнетесь с французским подкреплением".

В 16:15 Сомервилл повторно пригрозил Жансулю потоплением его кораблей, установив время "Ч" на 17:30.

Схема начальной фазы сражения в гавани Мерс-эль-Кебир 3 июля 1940 года
Схема начальной фазы сражения в гавани Мерс-эль-Кебир 3 июля 1940 года

Французские корабли к этому моменту были готовы к бою и в 16:40 получили приказ покинуть гавань. В 16:50 в воздух были подняты три французских разведывательных самолета, истребители также находились в состоянии готовности. В 16:54 британцы открыли огонь первыми. Бой проходил в крайне неблагоприятных для французов условиях. Неподвижные в начале боя, французские корабли представляли собой легкую мишень для британских артиллеристов, ведущих огонь с дистанции 90 кабельтовых. Силуэты французских кораблей частично перекрывали друг друга, затрудняя ведение огня, а британские "перелеты" часто поражали суда, находившиеся позади намеченных целей.

Схема общего хода сражения с побегом «Страсбурга» hmshood.org.uk
Схема общего хода сражения с побегом «Страсбурга» hmshood.org.uk

Последовавший примерно часовой бой с применением авиации завершился потоплением одного старого французского линкора «Бретань», повреждением нового«Дюнкерка» и второго старого линкора, а также успешным прорывом в Тулон практически неповреждённого «Страсбурга». При этом повреждения «Дюнкерка» оказались не критичными, и рано утром 6 июля англичане предприняли авианалёт с целью «добить» его. В его результате линкор получил серьёзные повреждения и вышел из строя до июля 1941 года, когда на ограниченных мощностях Орана был завершён его частичный ремонт.

В тактическом плане сражение у Мерс-эль-Кебира, несомненно, выиграли англичане. Их совокупные потери составили всего шесть самолётов, причём большая часть экипажей была спасена. Лишь 2 члена экипажа палубного самолёта «Скьюа» погибли. Французы в операциях 3 и 6 июля потеряли, по официальным данным, 1297 человек. Линкор «Бретань» был потерян безвозвратно, как и несколько меньших судов.

Но в стратегическом масштабе нападение на Мерс-эль-Кебир как самая кровавая из серии операций «Катапульта» для британцев стало провальным. Непосредственная задача по уничтожению линкоров была выполнена только частично. Дипломатические отношения между Британией и вишисткой Францией были немедленно разорваны, а бывший вполне проанглийским французский флот стал считать англичан противниками.

Последним эпизодом «Катапульты» была атака британской эскадрой 8 июля 1940 года линкора «Ришелье» в Дакаре. Французский линкор был повреждён торпедой, сброшенной с самолёта (в состав атакующей эскадры входил авианосец «Гермес»), а после обстрела 381-мм орудиями линкоров «Резолюшн» и «Бархем» на «Ришелье» взорвалась башня главного калибра.

Плачевные итоги

Непосредственным выгодополучателем от операции «Катапульта» в итоге оказалась Германия. Отношения между Великобританией и Францией были испорчены настолько, что военно-морское министерство последней отдало приказ атаковать любые британские суда, где бы они ни находились. Французские суда из Северной Африки переводились в Европу, в Тулон, находившийся относительно недалеко от германской оккупационной зоны. По воспоминаниям генерала де Голля, приток добровольцев в вооружённые силы «Свободной Франции» резко сократился сразу после событий в Мерс-эль-Кебире.

Но даже колабрационистское правительство Петена в конце концов рассудило, что Франции хватает проблем в связи с оккупацией половины страны Германией, и уже с 5 июля (ещё до повторной атаки «Дюнкерка») военно-морское министерство страны издало новое распоряжение, согласно которому британские суда следовало атаковать только в 20-мильной зоне у французского побережья. Следующей попыткой деэскалации стало заявление французского правительства 12 июля 1940 года, в котором было сказано о переходе исключительно к оборонительным действиям без помощи бывших врагов. Под «бывшими врагами» здесь подразумевались Германия и Италия.

Тем не менее, операция «Катапульта» не стала последним вооружённым столкновением союзников с режимом Виши. Впереди были боевые действия в Экваториальной и Западной Африке, в Сирии и на Мадагаскаре. Попытки вишисткой Франции остаться нейтральной были обречены на провал – в условиях мировой войны шансов на это практически не оставалось.

В ноябре 1942 года германская армия оккупировала Южную Францию, находившуюся до этого под контролем вишистского режима. Немцы попытались захватить и французский флот в Тулоне. Но французские моряки выполнили обещание, которое они давали англичанам в 1940 году – когда немецкие танки показались на набережной, ко дну пошли 77 французских судов. В числе затопленных оказались линкоры «Страсбург», «Дюнкерк» и «Прованс», а также гидроавианосец «Коммандант Тест». 4 французских подводных лодки и лоцмейстерское судно «Леонор Френель» сумели покинуть гавань и прорваться в Алжир, Оран и Барселону. 3 эсминца и 4 подводных лодки немцы всё же успели захватить.

Плакат Вишистской Франции «Не забудем Оран!»
Плакат Вишистской Франции «Не забудем Оран!»

«Катапульта» — одна из самых противоречивых и неоднозначных операций Второй мировой войны. Великобритания, оказавшись в сложнейшей ситуации, предприняла настолько радикальные меры, что даже внутри её военной и политической элит по этому вопросу произошёл достаточно глубокий раскол. Уже через 9 лет после окончания войны, в 1954 году, проводилось специально посвящённое событиям 3–8 июля 1940 года заседание, на котором британские адмиралы Сомервилл и Норт озвучили негативную оценку приказам своего правительства 14-летней давности. С ними полностью был согласен и адмирал Каннингем, которому удалось в те дни мирно урегулировать вопрос разоружения французских кораблей в Александрии. Адмиралы считали, что при наличии дополнительного времени в Мерс-эль-Кебире можно было бы найти мирное решение.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Порт-Артурский альбом, 1904-1905 гг. Часть 3 и последняя. - Альтернативная История
В помощь альтернативщику. Вооружение кораблей РИФ в конце 19-го – начале 20-го века. Часть 1 - орудия калибром от 305 до 203 мм. - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/aleksandr-sirota-bezzhalostnaya-britanskaya-katapulta/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉