Найти в Дзене
Альтернативная история

Фердинанды с красными звёздами. Трофейные немецкие САУ на завершающем этапе Великой Отечественной войны

Оглавление

На заключительной стадии боевых действий, когда инициатива находилась в руках советских войск, нередко удавалось заполучить самоходные артиллерийские установки (САУ) немецкой армии, брошенные из-за нехватки топлива или незначительных поломок. Охватить весь спектр немецких САУ в рамках одной статьи не представляется возможным. В данном обзоре речь пойдет о наиболее интересных и часто встречающихся трофейных экземплярах.

Вторая Мировая Война | Блог альтернативная история | Дзен
САУ - Самоходные артиллерийские установки | Блог альтернативная история | Дзен

Тяжелая самоходная артиллерийская установка «Фердинанд»

Вероятно, наиболее известной немецкой противотанковой САУ является тяжелая установка «Ferdinand». Она официально обозначалась как 8,8 cm StuK.43 Sfl.L/71 Panzerjäger Tiger (P) и была разработана на базе шасси не принятого на вооружение тяжелого танка VK4501 (P), спроектированного Фердинандом Порше.

САУ «Фердинанд» была вооружена 88-мм орудием 8,8 Kw.K.43 L/71 и защищена 200-мм лобовой броней. Толщина бортовой брони соответствовала танку «Тигр» – 80 мм. Машина, весившая 65 тонн, могла развивать скорость до 35 км/ч на дорогах с твердым покрытием. По бездорожью САУ двигалась с черепашьей скоростью. Крутые подъемы и воронки часто становились непреодолимыми преградами. Запас хода по пересеченной местности составлял около 90 км.

Мощное 88-мм орудие отлично справлялось с уничтожением вражеской бронетехники на любых дистанциях, и немецкие экипажи САУ действительно демонстрировали впечатляющие результаты по уничтожению советских танков. Толстая лобовая броня делала САУ почти неуязвимой для снарядов калибром 45–85 мм. Бортовая броня пробивалась 76,2-мм танковыми и дивизионными орудиями с расстояния 200 метров.

Вместе с тем, излишне тяжелая САУ, изначально не оснащенная пулеметным вооружением, была уязвима для пехотных противотанковых средств. Низкая проходимость по слабому грунту приводила к тому, что «Фердинанды» нередко застревали на поле боя.

Вокруг этой самоходки ходит множество легенд. Как и в случае с танком «Тигр», согласно донесениям, направляемым в вышестоящие штабы, советские войска уничтожили САУ «Фердинанд» в несколько раз больше, чем их было произведено. Часто бойцы РККА называли «Фердинандом» любую немецкую САУ с задним расположением боевого отделения. Всего в мае–июне 1943 года было выпущено 90 САУ «Фердинанд», из которых 8 машин, в разной степени сохранности, были захвачены Красной Армией.

ПТ САУ «Фердинанд», захваченная Красной Армией.
ПТ САУ «Фердинанд», захваченная Красной Армией.

В Советском Союзе одна захваченная вражеская машина была детально изучена с целью анализа конструкции. Не менее двух экземпляров подверглись обстрелу на полигоне для разработки тактики противодействия и выявления слабых мест. Остальные машины участвовали в испытаниях, и впоследствии почти все были утилизированы на металл, за исключением одной.

Противотанковая САУ «Насхорн» и самоходная гаубица «Хуммель»

«Насхорн» (что означает «Носорог»), официально обозначавшийся как 8.8 cm PaK.43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf), часто ошибочно принимали за «Фердинанд». До конца января 1944 года эта САУ носила название «Hornisse» («Шершень»).

Противотанковая самоходная артиллерийская установка «Nаshorn».
Противотанковая самоходная артиллерийская установка «Nаshorn».

Серийное производство «Насхорнов» началось весной 1943 года и продолжалось почти до завершения войны. Всего было изготовлено 494 единицы этой САУ. В качестве базы для «Насхорна» использовали унифицированное шасси Geschützwagen III/IV, у которого от танка Pz.IV Ausf.F позаимствовали опорные и поддерживающие катки, подвеску, направляющие колеса и гусеницы, а от Pz.III Ausf.J – ведущие колеса, двигатель и трансмиссию. Карбюраторный двигатель мощностью 265 л.с. позволял 25-тонной машине развивать скорость до 40 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 250 км.

Основным вооружением этого истребителя танков являлась 88-мм противотанковая пушка 8,8 cm Pak.43/1 L/71, чьи характеристики были идентичны орудию 8.8 Kw.K.43 L/71, установленному на «Фердинанде». Для борьбы с пехотой противника имелся пулемет MG.42.

В отличие от «Фердинанда», САУ «Насхорн» имела значительно более слабую защиту, а рубка не была оборудована броневой крышей. Толщина лобовой брони корпуса составляла 30 мм, бортовой и кормовой – 20 мм. Бронезащита рубки толщиной 10 мм защищала экипаж от пуль и легких осколков.

Эта противотанковая САУ могла эффективно поражать бронетехнику из засад на дистанциях свыше 2000 метров. Однако слабая броня «Насхорна» была уязвима для огня практически любого советского танка.

Схожей по конструкции с «Насхорном» была самоходная 150-мм гаубица «Hummel» («Шмель»). Полное название – 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel. Эта машина также использовала универсальное шасси Geschützwagen III/IV, но вооружалась 150-мм полевой гаубицей sFH 18 L/30. В качестве дополнительного вооружения применялся 7,92-мм пулемет MG.34 или MG.42. Защищенность и подвижность «Хуммеля» были примерно аналогичны «Насхорну». С начала 1943 по весну 1945 года было выпущено 705 самоходок, оснащенных 150-мм гаубицами. Помимо этого, на шасси Geschützwagen III/IV было произведено 157 транспортеров боеприпасов. В войсках часть транспортеров была переоборудована в самоходные гаубицы.

Дальность прямого выстрела из 150-мм гаубицы составляла около 600 метров. Экипаж самоходки, помимо бронебойных и кумулятивных снарядов, предназначенных для борьбы с танками, мог использовать мощные осколочно-фугасные снаряды. Эффективная дальность стрельбы при этом достигала 1500 метров. Скорострельность составляла примерно 3 выстрела в минуту.

Трофейные САУ «Хуммель» 366-го ГСАП, 4-я Гвардейская танковая армия, 3-й Украинский фронт. 1945 г.
Трофейные САУ «Хуммель» 366-го ГСАП, 4-я Гвардейская танковая армия, 3-й Украинский фронт. 1945 г.

Захваченные советскими войсками немецкие САУ «Nаshorn» и «Hummel» были переименованы в РККА в СУ-88 и СУ-150 соответственно. Например, 16 марта 1945 года в составе 366-го Гвардейского самоходно-артиллерийского полка (4-я Гвардейская армия) находилось: 7 СУ-150, 2 СУ-105, 4 СУ-75, а также 2 танка Pz.Kpfw.V и 1 танк Pz.Kpfw.IV. Эти трофейные машины приняли участие в сражениях у озера Балатон.

В отдельном САП (27-я армия), служившем противотанковым резервом, на 7 марта 1945 года числилось 8 СУ-150 («Хуммель») и 6 СУ-88 («Насхорн»). Эти машины были уничтожены в ходе отражения контрнаступления немецких войск в районе Шарсентагота.

Самоходные артиллерийские установки StuG.III и StuG.IV

Наиболее распространенной трофейной САУ немецкого производства являлась StuG.III, получившая советское обозначение СУ-75. Эти трофейные самоходки, оснащенные 75-мм орудиями StuK.37 с длиной ствола в 24 калибра, активно применялись Красной Армией на начальном этапе войны.

В марте 1942 года началось производство САУ StuG.III Ausf. F, вооруженной 75-мм орудием StuK.40/L43 с длиной ствола в 43 калибра. Причиной разработки данной машины послужила недостаточная эффективность короткоствольного 75-мм орудия StuK.37 против новейших советских танков. На поздних версиях 50-мм лобовая броня усиливалась за счет установки 30-мм дополнительных экранов. Вес этой САУ составлял 23 400 кг.

Начиная с сентября 1942 года, начались поставки САУ StuG.III Ausf. F/8, оснащенных орудием StuK.40/L48 с длиной ствола в 48 калибров. Самоходка с таким орудием могла эффективно поражать все существовавшие на тот момент советские танки на дистанциях свыше 1000 м. В дополнение к усиленному вооружению, лобовая проекция этой САУ была защищена 80-мм броней, которую советские 76,2-мм танковые и дивизионные орудия могли пробить на расстоянии менее 400 м. Толщина бортовой брони, как и у предыдущих модификаций, оставалась 30 мм.

Наиболее массовой модификацией стала StuG.III Ausf. G. С декабря 1942 года по апрель 1945 года было выпущено 7 824 единицы этой техники. Для повышения защиты от 14,5-мм противотанковых ружей и 76,2-мм кумулятивных снарядов полковых орудий использовались 5-мм броневые экраны, прикрывавшие ходовую часть и борта машины. Для борьбы с пехотой на крыше устанавливался дистанционно управляемый пулемет.

Боевая масса САУ StuG.III Ausf. G составляла 23 900 кг. Карбюраторный двигатель мощностью 300 л. с. позволял развивать скорость до 38 км/ч по шоссе. Запас топлива в 310 литров обеспечивал запас хода в 155 км по шоссе и 95 км по грунтовым дорогам.

Улучшение вооружения и защиты САУ StuG.III происходило параллельно с модернизацией среднего танка Pz.Kpfw.IV. При одинаковой толщине брони и идентичном 75-мм орудии, самоходка оказывалась более предпочтительной в огневых дуэлях с танками противника на средних и дальних дистанциях. Лобовая броня корпуса и рубки имела наклон, а низкий силуэт САУ снижал вероятность попадания. Кроме того, маскировка StuG.III на местности была значительно проще, чем у более высокого танка Pz.Kpfw.IV.

75-мм орудие StuK. 40/L48 было вполне эффективным средством борьбы с танками. Сквозное пробитие лобовой брони танка Т-34-85 калиберным бронебойным снарядом при курсовом угле 0° достигалось на дистанциях до 800 метров, а при курсовом угле 30° – до 200–300 метров.

Близкие значения указывались и в рекомендациях по дальности открытия огня по танкам для 75-мм орудий, составлявшей 800–900 метров. Результаты германских исследований статистики поражения танков и САУ в 1943–1944 годах показали, что около 70 % целей поражалось 75-мм орудиями на дистанциях до 600 метров, и лишь около 15 % – на дистанциях свыше 800 метров. Даже при отсутствии сквозного пробития, 75-мм снаряды могли вызывать опасные вторичные осколки с тыльной стороны брони при обстреле с дистанции 1000 м. Возможности 75-мм орудия в борьбе с тяжелыми танками были значительно более ограниченными. Так, танк ИС-2 считался достаточно устойчивым к огню немецких 75-мм орудий с длиной ствола 48 калибров на дистанциях свыше 300 м.

С учетом выпуска более 10 000 САУ StuG.III всех модификаций, эта самоходка стала наиболее массовым образцом немецкой бронетехники, применявшейся во Второй мировой войне. Самоходные установки семейства StuG.III, оснащенные орудиями StuK.40, являлись неплохими истребителями танков, сочетавшими в себе достаточную огневую мощь и относительно низкую стоимость.

САУ StuG.IV, созданная на шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV, имела характеристики, сходные с StuG.III Ausf. G. Разработка этой боевой машины была обусловлена недостаточным количеством хорошо зарекомендовавших себя самоходок StuG.III. Производство StuG.IV осуществлялось на мощностях компании «Krupp-Gruzon Werke», выпускавшей танки Pz.Kpfw.IV.

По уровню защиты и огневой мощи самоходки, созданные на базе «тройки» и «четвёрки», были сопоставимы. САУ StuG.IV вооружалась тем же 75-мм орудием StuK.40 L/48. На крыше рубки устанавливался пулемет винтовочного калибра. Толщина лобовой брони составляла 80 мм, бортовой – 30 мм. Боевая масса машины составляла около 24 тонн, максимальная скорость по шоссе – 40 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 210 км, по пересеченной местности – 130 км.

С декабря 1943 года по апрель 1945 года было выпущено 1170 StuG.IV. Примечательно, что со второй половины 1944 года немецкие предприятия производили больше самоходок на шасси «четверки», чем танков Pz.Kpfw.IV, что объясняется более низкой стоимостью и простотой производства САУ.

Истребитель танков Jagd.Pz.IV

В январе 1944 года началось серийное производство истребителя танков Jagd.Pz.IV (Jagdpanzer IV). Как видно из обозначения, при создании этой машины использовалось шасси танка Pz.Kpfw.IV Ausf. H.

Первые переходные модификации ПТ САУ были вооружены 75-мм орудиями с длиной ствола 48 калибров. С августа 1944 года по март 1945 года выпускались ПТ САУ Panzer IV/70, оснащенные «пантеровской» пушкой. Этот истребитель танков с мощным орудием рассматривался как более экономичная альтернатива «Пантере».

ПТ САУ Panzer IV/70(V) на сборном пункте аварийных машин.
ПТ САУ Panzer IV/70(V) на сборном пункте аварийных машин.

ПТ САУ Panzer IV/70 выпускались на предприятиях «Vomag» и «Alkett» и имели существенные отличия. Всего немецкая танковая промышленность сумела сдать 1 976 самоходок.

ПТ САУ Panzer IV/70(A), подбитая во время боев на улице Будапешта. Февраль 1945 года
ПТ САУ Panzer IV/70(A), подбитая во время боев на улице Будапешта. Февраль 1945 года

Толщина лобовой брони самоходки Panzer IV/70(V) с орудием длиной 70 калибров была увеличена с 60 до 80 мм, а вес вырос с 24 до 26 т и превзошёл предельное значения нагрузки для шасси PzKpfw IV. Вследствие этого, машина получилась перетяжелённой, а передние катки испытывали чрезмерную нагрузку. Из-за большой длины орудийного ствола механику водителю следовало быть очень аккуратным на пересечённой местности, так как существовал большой риск повредить ствол о препятствие при развороте или зачерпнуть грунт дульной частью.

Даже учитывая проблемы с надёжностью ходовой части и посредственную подвижность на поле боя, истребитель танков Panzer IV/70 был очень опасным противником. Бронебойный снаряд, выпущенный из орудия 7,5 cm Pak.42 L/70, мог поразить средние советские танки на дистанции до 2 км.

Трофейная ПТ САУ Jagd.Pz.IV(V)
Трофейная ПТ САУ Jagd.Pz.IV(V)

В ходе войны наши войска захватили несколько сотен исправных StuG.III, StuG.IV и Jagd.Pz.IV. В официальных отчётах, подаваемых в вышестоящие штабы, между этими машинами не делали разницы и именовали как СУ-75.

-8

Трофейные САУ, вооруженные 75-мм орудиями, наряду с другими немецкими и отечественными самоходными артиллерийскими установками эксплуатировались в самоходных артиллерийских и танковых полках РККА. Ими также вооружали отдельные батальоны, укомплектованные трофейной бронетехникой.

Трофейная САУ StuG.IV
Трофейная САУ StuG.IV

Сейчас сложно установить, сколько на завершающем этапе войны в Красной Армии имелось СУ-75. По всей видимости, речь может идти о нескольких десятках машин. Судя по всему, эти самоходки не слишком часто участвовали в прямых столкновениях с вражеской бронетехникой. И по большей части рассматривались как мобильный противотанковый резерв.

Трофейная САУ StuG.III
Трофейная САУ StuG.III

Несмотря на это, зафиксированы случаи активного использования трофейных САУ СУ-75 в боевых операциях.

12 марта 1945 года в ходе боев в районе города Эньинг (Венгрия) командование 3-го Украинского фронта предприняло попытку задействовать сводный танковый батальон, включавший, помимо прочей бронетехники, и СУ-75. Однако, прежде чем трофейные самоходки успели вступить в сражение, батальон подвергся атаке советской авиации, что привело к уничтожению двух машин и затруднило передвижение еще пяти, пытавшихся уйти из-под огня.

В 366-м ГТСАП в боях под Балатоном наряду с САУ ИСУ-152 применялись СУ-75, а в 1506-м САП одна из батарей имела на вооружении шесть трофейных СУ-75 и одну СУ-105.

В отличие от танков Pz.Kpfw.V и Pz.Kpfw.VI, освоение СУ-75 не представляло серьезных проблем для советских экипажей, прошедших надлежащую подготовку. По сравнению с «Пантерами» и «Тиграми», отличавшимися сложностью в эксплуатации, САУ на базе «троек» и «четверок» демонстрировали достаточную надежность и ремонтопригодность. Благодаря этому трофейные самоходки, вооруженные длинноствольными 75-мм орудиями, использовались в качестве истребителей танков практически до конца войны.

Захваченные у противника StuG.III и StuG.IV (наряду с танками Pz.Kpfw.IV) в РККА также находили применение в качестве бронированных ремонтно-эвакуационных машин, тягачей, бронированных машин передовых артиллерийских наблюдателей, а также транспортеров горючего и боеприпасов.

С этой целью в полевых танкоремонтных мастерских с самоходок демонтировали орудия, а с танков снимали башни. Высвободившийся внутренний объем и запас грузоподъемности позволяли устанавливать на машины дополнительное оборудование, такое как лебедка, стрела подъемного крана, сварочный аппарат или внешняя цистерна для топлива.

В первые послевоенные годы трофейная демилитаризованная бронетехника эксплуатировалась в гражданском секторе.

Самоходная артиллерийская установка StuH.42

Помимо САУ StuG.III, созданной на шасси танка Pz.Kpfw.III, выпускалась самоходная установка StuH.42, оснащенная орудием 10,5 cm StuH.42 с баллистическими характеристиками легкой 105-мм полевой гаубицы leFH18/40.

САУ StuH.42
САУ StuH.42

В ходе боевого применения штурмовых самоходок StuG.III выяснилось, что иногда поражающего действия 75-мм снаряда не достаточно для разрушения полевых фортификационных сооружений. В связи с чем, поступил заказ на САУ с 105-мм орудием, способным вести огонь всеми видами штатных выстрелов 105-мм лёгкой полевой гаубицы с раздельно-гильзовым заряжанием. Производство САУ StuH.42 было начато в октябре 1942 года. До февраля 1945 года удалось сдать 1 212 машин.

Для борьбы с танками в боекомплект входили кумулятивные снаряды с бронепробиваемостью 90–100 мм. С целью повышения скорострельности был создан унитарный выстрел с кумулятивным снарядом в специальной удлинённой гильзе. Дальность стрельбы по визуально наблюдаемым целям осколочно-фугасным снарядом – до 3 000 м, кумулятивным – до 1 500 мм. Боевая скорострельность – 3 выстр/мин.

На завершающем этапе боевых действий в РККА имелось несколько САУ StuH.42, которые под обозначением СУ-105 использовались совместно с СУ-75.

Самоходные артиллерийские установки Marder III

В первой половине 1942 года стало совершенно очевидно, что лёгкий танк PzKpfw.38(t) (чешский LT vz.38) безнадёжно устарел и в первоначальном виде не имеет никаких перспектив. В связи с этим на производственных мощностях предприятия «Boehmisch-Mahrish-Maschinenfabrik» в Праге (бывшая чешская «CzKD») с использованием шасси PzKpfw.38(t) осуществлялся выпуск нескольких типов САУ.

В апреле 1942 года сборочный цех пражского завода покинул первый серийный истребитель танков, имевший обозначение 7,62 cm Pak(r) auf Fgst. Pz.Kpfw. 38(t). В марте 1944 года самоходку переименовали Panzerjager 38 fuer 7,62cm Pak.36. Но гораздо больше эта САУ известна как Marder III.

Истребитель танков Marder III с орудием 7,62 cm Pak.36 (r)
Истребитель танков Marder III с орудием 7,62 cm Pak.36 (r)

Основным вооружением самоходной установки являлась пушка 7,62 cm Pak. 36 (r) L/51,5, которая представляла собой модернизированную версию захваченной советской 76-мм дивизионной пушки образца 1936 года (Ф-22). Для защиты от пехоты использовался пулемёт MG.37(t) калибра 7,92-мм.

Поскольку орудие Ф-22 изначально разрабатывалось для более мощного боеприпаса и обладало значительным запасом прочности, в конце 1941 года был предложен проект её модернизации. У трофейных орудий образца 1936 года была расширена камора, что позволило использовать гильзу большего объёма. Изначальная советская гильза имела длину 385,3 мм и диаметр фланца 90 мм, в то время как новая немецкая гильза была длиной 715 мм и диаметром фланца 100 мм. Это позволило увеличить пороховой заряд в 2,4 раза. В связи с увеличением силы отдачи был установлен дульный тормоз. Фактически немецкие инженеры вернулись к концепции, которую предлагал В.Г. Грабин ещё в 1935 году.

Увеличение дульной энергии привело к значительному повышению бронепробиваемости. Немецкий бронебойно-трассирующий снаряд 7,62 cm Pzgr. 39 с баллистическим наконечником, весивший 7,6 кг, имел начальную скорость 740 м/с и на расстоянии 500 метров мог пробить броню толщиной 108-мм под прямым углом.

В меньших количествах производились выстрелы с подкалиберным бронебойным снарядом 7,62 cm Pzgr.40. При начальной скорости 990 м/с, снаряд массой 3,9 кг на дистанции 500 м под прямым углом пробивал 140-мм броню. В боекомплект также входили кумулятивные снаряды 7,62 cm Gr. 38 Hl/B и 7,62 cm Gr. 38 Hl/С массой 4,62 и 5,05 кг соответственно, обеспечивавшие пробитие 90–100-мм брони вне зависимости от дальности при попадании под прямым углом.

Для объективной оценки целесообразно сравнить 7,62 cm Pak. 36(r) с 75-мм противотанковым орудием 7,5 cm Pak. 40, которое по совокупности характеристик, включая стоимость и боевые возможности, считалось одним из лучших, массово выпускаемых в Германии во время войны. На дальности 500 м 75-мм бронебойный снаряд пробивал 118-мм броню под прямым углом, а подкалиберный снаряд в тех же условиях обеспечивал пробитие 146-мм брони.

Таким образом, можно заключить, что орудия обладали сопоставимой бронепробиваемостью и эффективно поражали средние танки на реальных дистанциях боя. Создание 7,62 cm Pak. 36(r) было оправдано, поскольку модернизация обходилась значительно дешевле производства нового орудия.

Орудие «Мардер III» устанавливалось на крестообразный лафет, который монтировался в неподвижной, низкопрофильной клепаной рубке, открытой сверху и сзади. Само орудие защищалось п-образным щитом толщиной 14,5 мм, предохранявшим от пуль и осколков. Лобовая часть корпуса и рубки имели толщину 50 мм, борта и корма корпуса – 15 мм, борта рубки – 16 мм.

Машина с боевой массой 10,7 тонн оснащалась карбюраторным двигателем мощностью 140 л. с. и развивала скорость до 38 км/ч по шоссе. Запас хода по шоссе составлял 185 км.

Серийное производство ПТ САУ Marder III, оснащённых орудием 7,62 cm Pak. 36(r), продолжалось до ноября 1942 года. Всего было построено 344 новых САУ, а ещё 19 были переоборудованы из линейных лёгких танков Pz.Kpfw. 38(t).

Прекращение выпуска «Мардер III» было обусловлено нехваткой на складах трофейных 76-мм дивизионных пушек Ф-22.

Острая потребность Вермахта в истребителях танков на Восточном фронте требовала не только продолжения, но и наращивания ежемесячного выпуска «Мардеров».

С ноября 1942 года на шасси Pz.Kpfw. 38 (t) вместо 7,62 cm Pak 36 начали устанавливать противотанковую пушку 7,5 cm Pak. 40/3. Эта модификация «Мардер III» первоначально называлась Panzerjäger 38 (t) mit Pak. 40/3 Ausf. H, а в ноябре 1943 года ПТ САУ получила окончательное обозначение – Marder III Ausf. H.

Истребитель танков Marder III Ausf. H с орудием 7,5 cm Pak. 40/3
Истребитель танков Marder III Ausf. H с орудием 7,5 cm Pak. 40/3

Как и на предыдущей модификации, неподвижная рубка открытого типа устанавливалась в средине корпуса.

Визуальные отличия между моделями с 76,2-мм и 75-мм пушками заключались в конструкции рубки и во внешних различиях орудий.

Защищенность машины осталась практически такой же. Боевая масса – 10,8 т. Скорость по шоссе – 35 км/ч, запас хода по шоссе – 240 км.

Серийный выпуск ПТ САУ Marder III Ausf. H продолжался с ноября 1942 по октябрь 1943 года. За этот период было выпущено 243 САУ, ещё 338 самоходок данного типа переделали из линейных лёгких танков.

В мае 1943 года появилась новая модификация Marder III Ausf. М с неподвижной рубкой открытого типа в кормовой части корпуса бронемашины. Орудия Marder III Ausf. H и Marder III Ausf. М были абсолютно идентичными.

-14

Истребитель танков Marder III Ausf. М

Данная ПТ САУ хорошо подходила для действий из засад. За счёт уменьшения толщины броневых листов в лобовой проекции до 20 мм удалось снизить стоимость производства, а боевая масса стала меньше на 300 кг. Двигатель мощностью 150 л. с. разгонялся на шоссе до 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 190 км.

Самоходная установка Marder III Ausf. М оказалась наименее защищенной модификацией, зато наиболее мобильной, скоростной и проходимой, а также наименее заметной. В целом же, несмотря на конструктивные отличия, Marder III Ausf. H и Marder III Ausf. М обладали практически одинаковыми показателями боевой эффективности.

До мая 1944 года было построено 975 самоходок ПТ САУ Marder III Ausf. М. Всего до июня 1944 года заказчику сдали 1 919 самоходных артиллерийских установок Marder III, вооруженных 76,2 и 75-мм орудиями.

-15

С учётом того, что истребители танков Marder III всех модификаций очень активно применялись в боевых действиях на Восточном фронте, они иногда захватывались Красной Армией.

По уровню защищённости рубки Marder III находился примерно на одном уровне с советской САУ СУ-76М. При этом противотанковые возможности немецкой самоходки были существенно выше. Известно, что несколько трофейных «Мардеров» эксплуатировались в 1943–1944 гг. в частях, где имелись танки Т-70 и самоходные установки СУ-76М. Как минимум одна ПТ САУ Marder III была захвачена партизанами.

Противотанковая самоходная артиллерийская установка Hetzer

К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что легкие противотанковые САУ Marder III уже не в полной мере соответствуют поставленным перед ними задачам. «Мардеры», имевшие мощное вооружение, были прикрыты противопульной бронёй. Открытая сверху и сзади рубка не защищала расчёт от миномётных мин и осколочных гранат.

В связи с тем, что Восточный фронт перемалывал самоходки, построенные на шасси Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, быстрей, чем их успевали выпускать, в начале 1944 года остро встал вопрос о создании новой адекватно защищённой ПТ САУ, способной действовать в одних боевых порядках с линейными танками.

Новая противотанковая самоходка должна была стать максимально простой, дешёвой, пригодной для выпуска в больших количествах, подвижной эффективной на поле боя. Поскольку германские танкостроительные предприятия в силу бомбёжек и нехватки ресурсов хронически не справлялись с выпуском требуемого количества бронетанковой техники, то чтобы не снижать выпуск немецких танков, новую машину было предложено строить на базе устаревшего лёгкого танка Pz.Kpfw 38(t). За эталон технологичности приняли танк Pz.Kpfw.V. За те же человеко-часы, затрачиваемые на производство одной «Пантеры», надо было сделать 3 самоходки с равноценной огневой мощью.

В создании новой ПТ САУ большая заслуга принадлежит инженерам пражского предприятия «Boehmisch-Mahrish-Maschinenfabrik» (BMM). Проектирование и сборка машин осуществлялись высокими темпами. Первые 3 машины для испытаний изготовили в марте 1944 года, а уже в апреле истребитель танков был принят на вооружение под названием Sd.Kfz.182 Jagdpanzer 38 (t) Hetzer. К производству «Хетцеров» также подключилась фирма «Skoda», которая в июле 1944 года сдала первые 10 машин. Данные по объёмам производства сильно разнятся, но с большой долей вероятности можно утверждать, что до апреля 1945 года фирмам «BMM» и «Skoda» удалось построить около 3 000 САУ Jagdpanzer 38 (t).

Противотанковая самоходная артиллерийская установка «Хетцер»
Противотанковая самоходная артиллерийская установка «Хетцер»

В качестве основного вооружения на «Хетцере» применялась 75-мм пушка PaK.39/2 с длиной ствола 48 калибров. По баллистическим характеристикам PaK.39/2 идентична пушкам KwK.40 и StuK.40. Прицельные приспособления допускали ведение огня бронебойными калиберными снарядами на дистанцию до 2 000 метров, подкалиберными – до 1 500 метров и осколочно-фугасными – до 3 000 метров. На крыше перед левым люком размещался пулемет MG.42 с дистанционным управлением.

Защита САУ была дифференцированной. Лобовая броня толщиной 60 мм, установленная под углом 60°, неплохо держала 45–76,2-мм бронебойные снаряды. Бортовая 15–20-мм броня защищала от пуль и осколков. Снижению уязвимости способствовали относительно небольшие размеры и низкий профиль.

ПТ САУ «Хетцер» приводилась в движение карбюраторным двигателем мощностью 150 л. с. Наибольшая скорость – 40 км/ч, запас хода по шоссе – 175 км и 130 км по пересечённой местности. Так как масса машины была относительно небольшой – 15,75 т, удельное давление на грунт не превышало 0,76 кг/см². Благодаря чему проходимость «Хетцера» в условиях бездорожья была выше, чем у большинства немецких танков и самоходок.

Как и любой образец бронетанковой техники, «Хетцер» имел недостатки. Экипажи жаловались на стеснённые условия работы и плохой обзор из машины, что было нехарактерно для Панцерваффе. В то же время данная САУ хорошо себя проявила в боевых действиях. Скромные размеры, подвижность и манёвренность позволяли чувствовать себя уверенно на пересечённой местности и в уличных боях, а мощности вооружения было достаточно для решения большинства задач.

-17

На завершающем этапе войны Красная Армия захватила несколько десятков исправных и пригодных к восстановлению Jagdpanzer 38 (t). Однако достоверной информации об использовании в РККА трофейных «Хетцеров» нет.

Противотанковая самоходная артиллерийская установка Waffentrager

Ещё одной интересной самоходной установкой, построенной с использованием базы PzKpfw.38(t) и захваченной нашими войсками в ходе боевых действий на территории Германии, стала Waffentrager 8,8 cm PaK.43 L/71. Техническое задание на разработку этой боевой машины, которая в немецкой классификации именовалась Waffentrager (носитель вооружения), было сформулировано отделом артиллерийско-технического снабжения в конце 1942 года.

Первоначально предполагалось создать недорогую единую универсальную платформу для 88–127-мм противотанковых орудий и 150-мм гаубицы. Однако из-за перегруженности конструкторских бюро и заводов другими заказами до стадии практической реализации удалось довести только проект ПТ САУ, вооруженной 88-мм противотанковым орудием PaK.43. В феврале 1944 года получил одобрение окончательный вариант на шасси серийной самоходки Jagdpanzer 38(t) Hetzer.

Выбор вооружения был связан с тем, что пушка 8,8 cm Pak.43 в боевом положении весила 4 400 кг, и её перекатывание на поле боя силами расчёта было практически невозможным. Для транспортировки Pak.43 требовался достаточно мощный тягач. Проходимость сцепки тягача с орудием на слабых грунтах была неудовлетворительной. В то же время 88-мм орудие Pak.43 было очень мощным и обеспечивало уверенное поражение всех советских танков, применявшихся во Второй мировой войне.

Противотанковая пушка 8,8 cm PaK.43 L/71 монтировалась на тумбовой установке и могла вести огонь в круговом секторе. Правда, стрельба с ходу не допускалась. Для защиты от попаданий пуль легкого стрелкового оружия устанавливался броневой щит толщиной 5 мм. Корпус самоходной установки имел сварную конструкцию и собирался из катаных листов броневой стали толщиной 8–20 мм.

Противотанковая самоходная артиллерийская установка Waffentrager 8,8 cm PaK.43 L/71
Противотанковая самоходная артиллерийская установка Waffentrager 8,8 cm PaK.43 L/71

Карбюраторный двигатель мощностью 100 л. с. находился в передней части корпуса. Боевая масса машины составляла 11,2 т. Максимальная скорость движения по шоссе 36 км/ч. Запас хода по шоссе – 110 км, по просёлку – 70 км.

В целом самоходная установка, вооруженная 88-мм орудием PaK.43, оказалась весьма удачной. Стоила она дешевле, чем другие германские ПТ САУ, выпускаемые в 1944–1945 гг., а эффективность при использовании с заранее выбранных позиций могла быть весьма высокой. В случае налаживания массового выпуска установка Waffentrager имела шансы стать одной из лучших лёгких САУ финального периода войны.

Уже после капитуляции Германии трофейная САУ Waffentrager 8,8 cm PaK.43 L/71 была испытана на полигоне в СССР. В отчёте по итогам испытаний говорилось:

«Немецкая самоходная артиллерийская установка с пушкой РАК-43 относится к классу открытых самоходных установок с круговым обстрелом. По весу (11,2 т) она может быть отнесена к легким самоходным установкам типа СУ-76, а по мощности выстрела (52500 кгм) к тяжелым самоходным установкам типа ИСУ-152 и «Фердинанд».

На дистанции 1 000 метров вероятные отклонения снаряда по высоте и направлению не превышали 0,22 м. Бронебойный снаряд уверенно пробивал броню основного советского танка Т-34-85 со всех проекций и тяжелого танка ИС-2 с бортовой и кормовой проекции.

Темп стрельбы составил 7,4 выстрела в минуту. Работа орудийного расчета облегчалась ещё и тем, что из-за невысокой линии огня пушку можно было заряжать, даже стоя на земле.

Вдобавок к этому, у двух членов экипажа не было чётко закреплённых мест. При стрельбе командир находился вне машины, а заряжающий мог быть слева или справа от орудия.

Высокая маневренность огня, обеспеченная круговым обстрелом и унитарным выстрелом.

Установка быстро переводилась из походного положения в боевое».

-19

Установить, сколько удалось построить противотанковых самоходок Waffentrager, сейчас не представляется возможным. Вероятно, до прекращения работы германских заводов, занятых выпуском бронетехники, удалось собрать несколько десятков САУ.

Две самоходки были захвачены в мае частями 3-й армии (1-й Белорусский фронт) при штурме Берлина.

В 1945 году один из трофейных Waffentrager был представлен на выставке трофейного вооружения и техники в ЦПКиО им. Горького в Москве.

Весной 1946 года эту машину отправили на полигон в Кубинке, где её подвергли всесторонним испытаниям.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Сергей Линник. Использование трофейных немецких танков и САУ в РККА на завершающем этапе войны и в послевоенное время - Альтернативная История
Сергей Линник. Послевоенная служба немецких танков и САУ Второй Мировой Войны в вооруженных силах других стран - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/ferdinandy-s-krasnymi-zvyozdami-trofejnye-nemeczkie-sau-na-zavershayushhem-etape-velikoj-otechestvennoj-vojny/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉