Или что происходит, когда философский трактат становится реквизитом. «Добро пожаловать в пустыню реального», — говорил Морфеус.
«Это не совсем то, что я имел в виду», — вероятно, подумал Жан Бодрийяр. Самое знаменитое появление его книги «Симулякры и симуляция» — конечно же, не на кафедрах философии, а в кинокартине Матрица (1999). Той самой, где небо из цифр, реальность под вопросом, а черные кожаные плащи торжествуют над здравым смыслом. В начале фильма Томас Андерсон, известный также как Нео, прячет свои «диски» в вырезанную книгу, и камера как бы невзначай задерживается на заголовке. Но не обольщайтесь — перед нами не подлинник философского трактата, а бутафория. И это, конечно, идеально по Бодрийяру: книга, как и сама Матрица, притворяется чем-то большим, чем является. Ведь настоящее издание — тоненькое, примерно 200 страниц, — и не предназначено для того, чтобы в нем можно было что-то прятать. Любопытно, что сам Бодрийяр к фильму отнесся, скажем так, прохладно. Его приглашали сня