Я задалась вопросом актуальности наличия сменного графика в современном мире, обратилась сначала к ИИ, что она думает. Ответ был таким: Сменный график работы становится особенно актуальным в современном мире по нескольким важным причинам:
- Рост потребности в круглосуточных услугах и производстве: Современная экономика требует непрерывной работы предприятий, таких как сферы здравоохранения, транспорта, производства и обслуживания, чтобы обеспечить высокий уровень сервиса и конкурентоспособность.
- Глобализация и международные рынки: Работа в разных часовых поясах и необходимость взаимодействия с партнерами по всему миру требуют гибкости в графике работы сотрудников.
- Технологические инновации: Развитие технологий позволяет работать удаленно и в нестандартное время, что делает сменные графики более удобными и необходимыми для балансировки работы и личной жизни.
- Повышение эффективности и использования ресурсов: Сменный график позволяет оптимизировать использование оборудования и помещений, снижая издержки и увеличивая производительность.
- Адаптация к новым социальным реалиям: В условиях пандемий и других кризисных ситуаций необходимость обеспечения непрерывной работы без перебоев делает сменные графики особенно важными для поддержания стабильности экономики.
Таким образом, сменный график отвечает современным требованиям бизнеса и общества, обеспечивая гибкость, эффективность и устойчивость в условиях быстро меняющегося мира.
Если не обращаться к ИИ, что мы сами знаем о сменном графике, давайте рассуждать и изучать ТК РФ.
Какие есть виды сменного графика? Какой из них самый удобный?
Как его организовать правильно?
Какие ошибки чаще всего допускают работодатели при организации сменного графика, какие юридические нюансы важно учесть?
Как правильно рассчитать оплату при сменном графике и какие есть особенности?
Какие инструменты или программы помогают в управлении сменным графиком?
Какие есть виды сменного графика. Какой из них самый удобный (моя собственная точка зрения)
Статья 103 Трудового кодекса РФ говорит, что сменная работа (работа в 2,3,4 смены) вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (8 часов по производственному календарю), а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Таким образом, график работы предусмотрен для непрерывных производств (круглосуточный режим) или для производств, где смена превышает 8 часов рабочего времени.
В своей практике я сталкиваюсь с работниками охраны, которые работают сутки/трое (например, с 8,00 текущего дня до 8,00 следующего дня и последующими 3-мя выходными днями), с сотрудниками складов, которые работают по 10-12 часов в день или в ночь (например, сотрудник работает первый день с 8,00 до 20,00, второй день с 20,00 до 8,00 следующего дня, далее отсыпной день и 2 выходных дня; затем график повторяется), с специалистами тех.поддержки, которые обеспечивают непрерывный (круглосуточный) процесс автоматики за счет работы по 8 часов в 3 смены (например, график сотрудника первый день с 8,00 до 17,00, второй день с 16,00 до 01,00 следующего дня, третий день с 0,00 до 8,00, далее отсыпной и 2 выходных). А есть и более сложные графики, где рисунок сменности имеет продолжительность более 10 календарных дней. Такие графики считаются весьма сложными и потенциально опасными как из-за нагрузки на здоровье и психическое состояние, так и потому, что работодателю необходимо круглосуточно обеспечивать безопасные условия труда работников.
Иногда в вакансиях мы встречаем описание режима работы как «график 2/2» или «3/3». С точки зрения Трудового кодекса, это не совсем корректно, т.к. чередование смен – это сложный процесс, заточенный на производственные потребности организации.
Какие ошибки чаще всего допускают работодатели при организации сменного графика, какие юридические нюансы важно учесть
Графики смен работы зависят от организации производственного процесса в каждой конкретной компании. Есть разница, идет ли речь о больнице или о магазине, работает ли магазин круглосуточно или, например, 12 часов. Исходя из организации производственного процесса в компании, выбирается соответствующий график.
Когда работодатель принимает решение о вводе сменного режима работы сотрудников, уже работающих сотрудников необходимо уведомить об этом за 2 месяца до изменений. За один месяц до перехода на новый режим работы сотрудников необходимо ознакомить будущим графиком работы под роспись и ответить на все их вопросы.
Одна из самых больших сложностей при вводе сменного графика – это его составление с учетом нормы производственного календаря и требований Трудового кодекса по годовой сверхурочной работе (120 часов). При составлении графика учитываются отпуска сотрудников, требования законодательства по еженедельному непрерывному отдыху (не менее 42 часов). а также личные особенности сотрудников (маленькие дети, многодетность, особенности здоровья). Если в организации есть профсоюзный комитет, он обязательно участвует в согласовании графика сменности.
Поэтому график наподобие "5 смен работаем, 1 отдыхаем" недопустим. Кроме того, продолжительность отдыха после ночной смены должна быть не меньше, чем удвоенная продолжительность этой ночной смены. Например, если ночная смена длилась 8 часов, то отдых после неё должен быть не менее 16 часов.
У меня нет примеров неудачного внедрения сменного графика, зато есть положительные примеры у моих заказчиков.
Например, когда мы с командой оказывали услугу подбора персонала, один из заказчиков несколько месяцев не мог укомплектовать штат склада. Кандидаты не соглашались на вакансии из-за неудобного территориального расположения и сложной транспортной доступности.
Мы проанализировали обратную связь от кандидатов и выяснили, что им был бы удобен сменный график работы и организованная доставка. Передав эти комментарии заказчику, мы помогли ему быстро решить проблему с наймом. Внедрив сменный график и доставку, заказчик укомплектовал штат из 12 человек всего за 2-3 недели. Склад успешно работает по этому графику до сих пор. Это весьма эффективный способ решения кадровых проблем.
Как правильно рассчитать оплату при сменном графике и какие есть особенности
Работникам, работающим в сменном режиме, обязательно устанавливается суммированный учет рабочего времени, т.к. соблюсти государственную норму продолжительности рабочей недели (40 часов в неделю) довольно сложно. Нельзя устанавливать норму рабочего времени, например, 80 часов в неделю.
Работодатель обязательно определяет учетный период. Он может быть месяц, квартал, полугодие или год. Исходя из учетного периода подсчитывается время, отработанное сотрудников, и наличие в этом времени переработок или недоработок до нормы.
При выявлении переработок или недоработок и учетного периода, сотрудникам помимо выплаты заработной платы за месяц работы могут производится доплаты за сверхурочное время или за недоработку до нормы. Эта доплата производится в соответствии со статьей 152 ТК РФ.
Следует отметить, что саму заработную плату сотрудника удобнее считать не из расчета должностного оклада, а по почасовой тарифной ставке. Удобство особенно заметно, когда сотрудник работает в том числе в ночное время и за ночные часы производится отдельная доплата. Также по часовой тарифной ставке удобнее считать заработную плату в месяцах, где есть праздничные выходные дни.
Какие инструменты или программы помогают в управлении сменным графиком
Учет рабочего времени и правильная своевременная выплата заработной платы – одни из основных обязанностей работодателя.
Графики сменности работодатель в основном формирует в программе 1С: Зарплата и управление персоналом. Программа позволяет наглядно увидеть плановое рабочее время сотрудников, соблюдение нормы, просчитать в кого из сотрудников график работы попадет на выходной праздничный день, сколько ночных часов будет у сотрудников и т.д.
Фактический режим работы сотрудников может отличаться от графика. Кто-то заболел, у кого-то случились обстоятельства и смены перенесли на другие дни, ну и прогульщики, к сожалению, встречаются. Мы с командой контролируем соблюдения графика различными методами: начиная от вахтера с журналом посещаемости и заканчивая высокоточными системами контроля доступа с турникетами и пропускными картами, датчиками движения и отпечатками пальцев.
Желаю вам успешного внедрения сменного графика работы, это легко, просто, интересно. вместе мы развиваем цивилизованный рынок труда в России и формируем экспертное HR-сообщество.
Если вам понравилась статья, буду рада ваши комментариям и реакциям.
Другие статьи на канале
#заметкиЕленыТеличко #ТКРФ #рыноктруда России #управлениеперсоналом #HR #аутсорсинг #трудовоеправо #КДП