Продолжаю делиться своими наблюдениями в части изменений на 2025г.
С 1 января 2025 года вводится ряд изменений, направленных на усиление контроля со стороны налоговых органов за самозанятыми и введение дополнительных требований.
1. Новые требования к предоставлению статистической отчетности
С 2025 года вводится обязанность предоставления статистических данных. Хотя порядок и сроки подачи данных еще не утверждены, сам факт введения такой обязанности говорит о стремлении государства усилить контроль за доходами этой категории налогоплательщиков.
Росстат будет уведомлять самозанятых через Личный кабинет Госуслуг о необходимости представления сведений, связанных с предпринимательской деятельностью. Самостоятельно (инициативно) подавать данные не требуется.
Данные могут быть поданы в бумажной или электронной форме. Для предоставления данных в электронной форме, возможно, потребуется усиленная электронно-цифровая подпись (УКЭП).
По данным на 13.01.2025 г. на сайте Росстата нет информации о формах статистического учета в отношении самозанятых - https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/251978
1. Введение пилотного проекта по электронному документообороту
До марта 2025 года ФНС тестирует систему электронного документооборота (ЭДО) для взаимодействия с самозанятыми. Это должно упростить процесс оформления документов и проверок. Участие в пилотном проекте добровольное, но рекомендуется для тех, кто работает с крупными заказчиками.
В рамках пилотного проекта, самозанятые смогут с помощью мобильного приложения оператора ЭДО или смартфона с NFC составлять, подписывать и направлять своим заказчикам Акты выполненных работ/услуг в электронном виде.
По итогам пилотного проекта ФНС оценит перспективы расширения ЭДО для компаний и ИП и привлечения к нему самозанятых.
1. Ужесточение контроля за соблюдением режима
Налоговые органы усиливают контроль за статусом самозанятых. Договор с самозанятым может быть переквалифицирован в трудовой при выявлении следующих признаков:
· Организационная зависимость (самозанятый выполняет задачи в рамках штатного расписания компании).
· Инфраструктурная зависимость (самозанятый использует офисные ресурсы заказчика).
· Аналогия условий договора с трудовыми отношениями (фиксированная оплата, регулярные платежи).
2. Четкие правила формирования чеков
При оплате наличными или электронными деньгами чек должен быть выдан сразу.
При безналичной форме оплаты, чек должен быть сформирован до 9-го числа следующего месяца. Достоверность чека, оформленного через приложение, можно подтвердить в личном кабинете «Мой налог».
3. Включение в реестр МСП
В ближайшей перспективе планируется приравнять самозанятых к категории микропредприятий и включить в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
По мнению законодателей, включение самозанятых в реестр МСП позволит поддержать стабильный рост сектора МСП и откроет самозанятым возможность участвовать в государственных закупках в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Спустя несколько месяцев я планирую сделать обзор практического применения описанных выше изменений, как на практике реально СМЗ этим будут пользоваться и какие выводы можно сделать. Возможно, кто-то из подписчиков взаимодействует с самозанятыми, буду рада, если также будете делиться своим практическим опытом.
В Федеральный закон о защите персональных данных (далее ПДн) и с декабря 2024 г. введена даже уголовная ответственность за незаконное использование ПДн.
Отмечу, что трансграничная передача персональных данных или трансграничное перемещение носителей информации, содержащих такие данные, наказываются лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 2 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового.
Что же такое трансграничная передача (ТГП)?
Это передача персональных данных за границу иностранной компании или иностранному физическому лицу. Как только мы передаем персональные данные за границу, считается, что мы используем трансграничную передачу ПДн.
Каким образом сейчас, по сути ненароком, мы передаем данные заграницу:
- Использование для пересылки документов и общения с кандидатами и сотрудниками WhatsApp и Телеграм.
- Отправление письма кандидатам, сотрудникам на их электронную почту в gmail.com и прочих почтовых серверах с расширением сom.
- Использование рабочих сервисов Google и его облачных хранилищ.
- Передача данных сотрудников для бронирования гостиниц в зарубежных командировках.
Так как данные при вышеперечисленных действиях хранятся на серверах, которые находятся за рубежом – это приравнивается к трансграничной передаче данных.
Использовать трансграничную передачу ПДн возможно, но при наличии специального разрешения Роскомнадзора, направленного ДО начала трансграничной передачи данных.
Обращаю внимание, что не каждая компания имеет такое разрешение.
Необходимо направить в Роскомнадзор Уведомление, где указывается цель обработки, правовое основание, перечень персональных данных (пока не ясно, что будет включать), страну, в которую планируется передача, а также предоставить информацию о том, какие меры защиты персональных данных использует иностранная компания или иностранное физическое лицо и их контактные данные.
Список стран, которые по мнению Роскомнадзора выполняют адекватную защиту ПДН состоит из 108 наименований.
Роскомнадзор оставляет за собой право в любой момент отозвать разрешение на ТГП.
Что предстоит изменить в работе:
- С 01.02.2025 запрещается передача документов через мессенджеры.
- С 01.02.2025 просим кандидатов, сотрудников предоставить электронную почту для коммуникации без gmail.com и прочих почтовых серверах с расширением сom.
- До 10.02.2025 уведомляем действующих сотрудников о необходимости замены почты и просим сообщить новую в соответствии с актуальными требованиями, и оформляем соответствующий ДС к трудовым договорам.
Если вам понравилась статья, предлагаю оставить отметку ниже, а также можно написать свой комментарий.
Другие статьи автора
#ЗаметкиЕленыТеличко