Найти в Дзене
Extreme Sound

От блюза до гранжа: Как рок-музыка завоевала мир и почему мы до сих пор её слушаем

Рок-музыка – это не просто жанр, это целая эпоха, бунтарский дух и саундтрек жизни для многих поколений. Но с чего все начиналось? Давайте окунемся в захватывающую историю рок-н-ролла, от его скромных корней до стадионных гимнов.

Корни рока: Взгляд в прошлое

Рок-музыка впитала в себя соки различных афроамериканских жанров конца 1940-х – начала 1950-х: госпела, ритм-н-блюза, кантри, джамп-блюза и джаза, не забывая и про буги-вуги.

Хоть сам термин «рок-н-ролл» появился лишь в начале 50-х, его отголоски можно было услышать в блюзовых записях еще 1920-х и 1930-х годов.

История рока: Кратко о главном

  • Истоки: Рок впитал влияния афроамериканских жанров (госпел, блюз, джаз), а также буги-вуги и кантри.
  • Термин: «Рок-н-ролл» появился в 1950-х, но его предвестники звучали в блюзе 1920-30-х.
  • Характерные черты: Электроинструменты, мощная энергетика, четкие ритмы и разнообразные тексты.
  • Первая рок-песня (спорно): "It’s Too Soon to Know" (The Orioles) или "Rocket 88" (Jackie Brenston).
  • 1950-е: Взлет рока в США с Элвисом Пресли и Чаком Берри.
  • 1960-е: «Британское вторжение» (The Beatles, The Rolling Stones).
  • 1970-е: Новые поджанры: хард-рок, глэм-рок, панк-рок
  • 1980-е: Новая волна, пост-панк, альтернативный рок – рок становится разнообразнее.
  • 1990-е: Гранж как бунтарский флагман
  • 2000-е: Интернет ускоряет эволюцию рока, появляются новые смелые миксы стилей.
  • 2010-е: Рок все чаще затрагивает политические темы, протест и критика выходят на первый план.
  • Наследие: Рок-музыка продолжает жить и развиваться во множестве поджанров под общим знаменем рок-н-ролла.

Из чего же сделан рок-н-ролл? Ключевые характеристики

Вот четыре столпа, на которых держится рок-н-ролл, каким мы его знаем:

  1. Электроинструменты
    Рок-н-ролл родился в эпоху музыкально-технического прогресса. Усилитель, микрофон, электрогитара и пластинки на 45 оборотов – все это свежие изобретения того времени.
    Классический состав рок-группы почти всегда включает электрогитару и бас-гитару. Но многие команды добавляли клавишные и акустические гитары. Традиционно это две электрогитары (соло и ритм), бас и ударная установка.
  2. Драйв и Энергия
    Та самая неудержимая энергия – вот за что миллионы полюбили рок. На фоне популярной музыки 40-50-х годов рок выделялся невероятным напором, особенно цепляя молодежь.
  3. Ритмы
    Большинство рок-песен написаны в размере 4/4 (четыре четверти), но встречаются и исключения, например, размеры 12/8 или вальсовый ¾.
    Что касается темпа, то рок-композиции обычно укладываются в диапазон 100-140 ударов в минуту.
  4. Тексты песен
    В отличие от кантри или фолк-блюза, рок-н-ролл предоставил огромное пространство для глубоких и впечатляющих текстов. Иногда их сравнивают с настоящей поэзией, что подчеркивает важность лирики в этом жанре.

Какая песня была первой в роке? Вечный спор

Вопрос о «первой рок-песне» до сих пор вызывает споры. Некоторые считают таковой "It’s Too Soon to Know" группы The Orioles, написанную Деборой Чесслер и выпущенную в ноябре 1948 года.
Однако, поскольку в этой песне не было характерного «перегруженного» гитарного звука (дисторшна), многие музыканты и фанаты отдают пальму первенства "Rocket 88" Джеки Бренстона. Она вышла в 1951 году, на три года позже.

Почему именно «рок-н-ролл»? Загадка названия

Говорят, моряки еще в XVII веке использовали фразу "rocking and rolling" (качаться и раскачиваться) для описания движения корабля по волнам.
Со временем термин эволюционировал и стал использоваться для обозначения танцев или даже флирта и «обжимашек». И, в отличие от многих других словечек с двойным дном, эта фраза быстро вошла в обиход как общепринятый сленг.
Позже, когда рок-музыка начала набирать популярность, термин прижился среди музыкантов и их поклонников.

Путешествие сквозь десятилетия: Стили и жанры рока

С момента своего зарождения рок-н-ролл прошел через множество изменений, как в звучании, так и в коммерческом плане.

Истоки: Рождение легенды

Рок-н-ролл зародился на юге США, во многом благодаря миграции бывших афроамериканских рабов в 1940-х годах.
Тесное соседство американцев европейского происхождения и афроамериканцев привело к взаимопроникновению их музыкальных культур. Сплав европейских инструментов с африканскими музыкальными традициями и породил рок-н-ролл.
Белые музыкальные стили, такие как блюз и кантри, и афроамериканские жанры, вроде свинга и джаза, оказали прямое влияние на рок-н-ролл. Однако на заре своего существования рок-н-ролл не так сильно полагался на гитары. Часто ведущим инструментом был саксофон, использовалось и фортепиано.
Стоит отметить, что рок-н-ролл появился в период расцвета индустрии звукозаписи. Независимые лейблы, такие как Chess и Atlantic, уже существовали и обслуживали нишевую аудиторию, которой на тот момент и считался рок-н-ролл.

1950-е: Рок-н-ролл набирает обороты

В 50-е годы рок-н-ролл начал свое триумфальное шествие по Соединенным Штатам, особенно среди подростков.
Пионеры вроде диджея Алана Фрида сыграли огромную роль в популяризации рока в середине XX века. Тогда рок-н-ролл отличался от любого другого жанра своей раскрепощенной лирикой и бешеной энергетикой.

Чак Берри
Чак Берри

В начале 50-х ведущие рок-н-ролльщики, такие как Чак Берри и Фэтс Домино, взяли на вооружение заводные ритмы 4/4, классические блюзовые гармонии и запоминающиеся аккордовые последовательности, которые пришлись по вкусу американским тинейджерам.
Консервативные настроения доминировали в культуре страны в 1950-х, и неудивительно, что это отражалось в музыке и других видах искусства.
Растущая популярность жанра столкнулась с определенными трудностями, поскольку его рассматривали как протест против традиционных ценностей. Тем не менее, это не помешало людям, особенно молодежи, слушать рок-музыку.

-3

В этот же период взошла звезда Элвиса Пресли, который впоследствии создал наследие, сделавшее его бесспорным «Королем рок-н-ролла» по мнению огромного числа музыкальных критиков и фанатов.

1960-е: «Британское вторжение» начинается

1962 год ознаменовал начало «Британского вторжения» – британского взгляда на американский рок. Этот период характеризовался доминированием британских групп на рок-сцене.
Команды вроде The Beatles, The Searchers, Gerry & the Pacemakers и Freddie & The Dreamers правили балом.

-4

Их музыка находилась под влиянием американского рок-н-ролла, ритм-н-блюза и соула. Лондонские группы, такие как The Rolling Stones, были еще сильнее подвержены влиянию ритм-н-блюза, выводя жанр на новый уровень свободы и необузданности.

-5

Эти группы сочетали американские влияния с высокой энергетикой, создавая стиль рок-н-ролла, определивший «Британское вторжение» того периода.
Следуя успеху Чака Берри, новые группы смогли выпускать полноценные рок-н-ролльные альбомы, а не только синглы. Они также подхватили темы молодежного и сексуального бунтарства, часто сопровождавшие этот новый стиль музыки.


Песня The Beatles "I Want to Hold Your Hand" навсегда ассоциируется с «Британским вторжением» благодаря тому, что она 7 недель продержалась на первом месте Billboard Hot 100. А всего в чарте сингл пробыл целых 15 недель.
Выступление группы на «Шоу Эда Салливана» в феврале 1964 года привлекло внимание около 73 миллионов зрителей по всем 50 штатам.

Доминирование The Beatles на этом не закончилось: однажды группа целую неделю удерживала 12 позиций в Billboard Hot 100, включая все топ-5. Все это привело к тому, что The Beatles стали самой продаваемой рок-группой всех времен (с поправкой на инфляцию).


Конечно, в чартах были и другие британские рок-исполнители и группы, помимо The Beatles: The Mindbenders, The Rolling Stones, The Animals, Herman’s Hermits, The Kinks, The Dave Clark Five, Petula Clark и Manfred Mann.

1970-е: Эра хард-рока и новых горизонтов

В 70-е родилось множество поджанров рока: хард-рок, софт-рок, хеви-метал и глэм-рок.

Поскольку в 60-х преобладала психоделическая рок-музыка, появление в 70-х более тяжелых, мрачных и агрессивных поджанров было закономерным. Pink Floyd, Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath и Aerosmith были одними из самых ярких имен в индустрии того времени.


В этот же период сформировался глэм-рок – поджанр, где участники групп носили экзотический макияж, одежду и прически. Дэвид Боуи – идеальный пример глэм-рок стиля.

-6

Queen также впитали некоторые влияния глэм-рока. Группа выпустила свой культовый клип "Bohemian Rhapsody" в 1975 году; многие считают его революционным. Он проложил дорогу для массовой популярности MTV.

Более того, появились бунтарские группы, отвергавшие коммерциализацию рока и создавшие свою субкультуру с панк-роком. Панк-рок был призван помочь начинающим артистам пробиться в индустрию с минимальными ресурсами, следуя негласному девизу: «Если умеешь играть три аккорда – можешь основать группу».

Среди самых известных британских панк-рок групп были The Stooges (хотя они американцы, но оказали огромное влияние), The Sex Pistols, The Ramones (тоже американцы, пионеры панка) и The Damned.

The Damned
The Damned

1980-е: Новая волна, хеви-метал и альтернатива

В начале 1980-х чрезмерная коммерциализация рок-н-ролла предыдущих лет начала сходить на нет, что привело к появлению еще большего числа поджанров, чем панк. Музыканты назвали стиль рока того периода «новой волной», которая заимствовала элементы из панк-рока, регги, поп-музыки, синти-попа, фанка и арт-рока.

The Cure
The Cure

С одной стороны, хард-рок уступил место более агрессивному и тяжелому стилю, так родился хеви-метал. С появлением таких поджанров, как трэш-метал, дэт-метал и глэм-метал, гитарные тона стали более искаженными, гитарные соло – длиннее, барабанные партии – быстрее, а общая громкость музыки – выше. Группы вроде Iron Maiden, Van Halen и AC/DC в хеви-метале, Bon Jovi и Guns N’ Roses в глэм-метале, и Metallica в трэш-метале полностью трансформировали рок в нечто новое.

AC/DC
AC/DC

С другой стороны, английские группы, такие как Depeche Mode, склонялись к интровертной лирике, прокладывая путь для пост-панка. Американские группы, такие как R.E.M., последовали тем же путем по ту сторону океана. The Police также были громким именем на сцене, смешивая рок с различными влияниями, такими как регги и панк.

Многие из этих групп выпустили популярные хиты, которые получили широкое распространение на студенческих радиостанциях, из-за чего этот стиль музыки стали называть «колледж-рок», который позже эволюционировал в то, что мы сегодня знаем как альтернативный рок.

Как следует из названия, альтернативный (или инди) рок был просто альтернативой мейнстримной рок-музыке того времени. Большинство альтернативных рок-групп заключали сделки с небольшими, независимыми лейблами, отсюда и название «инди»-рок.
Признание альтернативного рока привело к тому, что Billboard создал специальный чарт для альтернативного рока в 1988 году.
В то же время классический рок и хард-рок все еще присутствовали на сцене, как со старыми группами, так и с новыми коллективами. Группы и артисты, такие как Dire Straits, Journey, Bruce Springsteen, U2, продолжали творить.

1990-е: Альтернативный рок захватывает мир

Альтернативный рок продолжал процветать и в 90-е. Это десятилетие прошло под знаком гранжа – поджанра альтернативной рок-музыки, зародившегося в Вашингтоне. Этот стиль рока был вдохновлен панковским движением, заимствуя элементы из хеви-метала и хардкор-панка.

Его характерными чертами были «фузз» (эффект гитарного перегруза), фидбэк, апатичная лирика, темы социального отчуждения, черный юмор и гитарные дисторшны.

Гранж был способом артистов бунтовать против мейнстримной музыки, отвергая приукрашенные образы популярных музыкантов того времени.
Сначала гранж рассматривался как локальное явление, особенно в Сиэтле и его окрестностях, но после того, как "Smells Like Teen Spirit" группы Nirvana стала мегахитом, гранж получил более широкое признание.
Группы вроде Pearl Jam, Soundgarden, Alice In Chains, Mudhoney и Melvins возглавили гранж-движение последнего десятилетия XX века.


Различные гранж-альбомы вошли в топ-100 самых продаваемых, включая "Badmotorfinger" Soundgarden, "Ten" Pearl Jam и "Dirt" Alice in Chains. Звукозаписывающие лейблы наперебой подписывали гранж-группы из Сиэтла.
Тем не менее, популярность поджанра со временем начала угасать, уступая место «пост-гранжу» – стилю альтернативного рока, и брит-попу.


90-е также показали пик альтернативного рока, с такими группами, как Radiohead, Oasis, Muse и Foo Fighters, выходящими на сцену и собирающими огромную аудиторию.

2000-е: Эпоха интернета пожимает руку рок-музыке

2000-е стали периодом стремительного распространения интернета. Это позволило музыкантам-любителям легко изучать корни рок-музыки и все различные поджанры, сформировавшиеся за эти годы.

Артисты использовали элементы старой рок-музыки и смешивали их творчески. Например, The Arctic Monkeys разработали свой собственный стиль инди-рока, в то время как The Strokes сделали акцент на пост-панке. В то же время группы вроде Linkin Park и Coldplay были одними из тех, кто сотрясал мир в начале 2000-х своими уникальными стилями, смешивая различные жанры эпохи.

2010-е и далее: Рок и новая реальность

В начале 2010-х различные группы стали пионерами нового стиля психоделического рока, неслыханного ранее. Они смешивали в своих произведениях шугейз 90-х и гитарный рок 60-х. Среди других заметных артистов, возродивших истоки рок-музыки, можно назвать Лану Дель Рей и St. Vincent.

Начиная с 2010-х, политика стала одной из главных тем в рок-музыке: от произведений, говорящих о расизме, до откровенно политических песен, критикующих определенные политические движения. Боб Дилан, Гэри Кларк-младший и Good Souls были среди артистов, проложивших путь для подъема протестной музыки.

Не просто музыка, а наследие

Это был краткий обзор истории рок-музыки. Жанр существует уже более 70 лет, и за эти годы появились десятки поджанров, каждый из которых так или иначе является частью большой семьи рок-н-ролла.
Неудивительно, что ранние работы рок-музыкантов настолько прочно вошли в историю, что они популярны и сегодня, даже на фоне появления совершенно иных стилей рок-музыки.

А какие рок-группы и эпохи ваши любимые? Делитесь в комментариях!