За 14 лет работы наших кружков и онлайн-занятий мы много раз проходили вместе с родителями и детьми путь с полного нуля до одаренного уровня в тех случаях, когда другим казалось, что ребенок не математик и заниматься ему надо чем-то другим.
10 секретов родились из десятков интервью с родителями, у которых получилось. Дети не просто смогли вылезти из двоек, из страха по отношению к математике, но и дошли до побед в перечневых олимпиадах, поступили в физмат школы, потом в университет своей мечты, реализовали себя в любимом деле по окончании университета.
Уметь сказать «так надо»
Решение заниматься математикой, тем более в раннем возрасте, всегда зависит от родителей — других вариантов просто нет.
Не бывает «прирождённых математиков» или «гуманитариев». Всё зависит только от того, учился ребёнок или нет.
Ребёнку может не нравиться этот предмет изначально, но родители записывают ребенка в кружок и говорят: «так надо» и через некоторое время математика становится любимым предметом, а ребенок способным математиком.
И да, если ваш ребёнок серьёзно изучает математику, вам обязательно скажут, что вы «лишаете его детства» — хотя это, конечно же, не так и умные родители знают, что математика — новая суперсила, которая пригодится в жизни.
Понимать и отвечать за образовательный вектор своего ребенка в глобальном смысле, взять ответственность за образование ребенка — это значит держать связь с педагогами в школе, вникать, разбираться, разговаривать, чтобы понимать до конца чем занимается ребенок, что им движет, куда он движется, в чем в данный конкретный момент его мотивация.
Множество раз возвращаться к значимым вопросам в разговорах с ребенком, искать аргументы, примеры из жизни — это мягкая родительская сила, которая работает.
Родители определяют направления развития ребенка до того момента, как он сам твердо определится со своими интересами, научится отвечать за все взятые обязательства, такую роль родители играют примерно до восьмого-девятого класса.
Не помогать с домашними заданиями
Не помогать с домашними заданиями с самого начала, но так организовать его время, чтобы домашние задания он делал регулярно и полностью. Для математики это критично. Донести до ребенка, что он отвечает за это сам.
При этом ребенок знает, что если ему нужна помощь, он может спросить и ему помогут, но инициатива должна исходить от него.
Включить скрытую мотивацию делать домашние задания быстро с помощью домашних ритуалов, например вечернего чая с разговорами по душам и тогда ребенок будет сам стремиться все сделать вовремя, чтобы к вечеру освободить свое время для общения.
Важно поднимать уровень желаний. Например, если ребенок говорит, что задачи со звёздочкой сказали решать по желанию, то родители с юмором, но прямо говорят, что для тебя это важно и решать их ты желаешь.
Помочь пережить поражения
Уметь эмоционально поддержать ребенка в случае неудач, особенно когда он на грани бросить все, мудро отнестись к его желаниям и найти способ как вернуть интерес даже когда все кажется рухнуло и ребенок больше заниматься математикой или чем-то еще не хочет. Проявлять ежедневный искренний интерес к тому, чем он занят и не давать бросать, если понимаем, что сейчас важно не бросать.
Тут есть две стратегии.
Первая - принять его самостоятельное решение и согласиться, но потом, он скорее всего упрекнет в том, что не настояли. Если, все таки, обдумав мудро все варианты вместе с ребенком вы позволили ему бросить какое-то занятие, не переживайте. Скорее всего то, что он попробовал когда-то, останется с ним и появится в его жизни позже как хобби или части профессии.
Вторая - начать снова искать подходы и способы, чтобы зажечь интерес. У мудрых родителей получается находить баланс и использовать такой инструмент как семейный совет с детьми и родителями для решения самых сложных вопросов и заново находить мотивацию к важному по-вашему мнению занятию.
Поддерживать в самостоятельно принятых решениях
Давать ребенку опыт принятия самостоятельных решений всегда, когда это возможно. Когда ребенок добился сам результата, получил право на этот выбор, даже если выбор не понятен сначала, родители выслушивают, вникают и дают ребенку получить этот опыт.
Но это не про демократию во всех смыслах этого слова. На практике родители дают принимать решения только в рамках выработанной ими стратегии образования.
Наладить разностороннее развитие
Развивать интересы ребенка во всех направлениях, театр, музыка, история, художественная школа.
Кстати, упоминание спорта присутствует во всех интервью с родителями о ребятах, которые добиваются результатов в математике.
Ребята, которые достигают успехов в математике оказываются способными ко многим другим направлениям, как бы само собой.
Научить управлять режимом дня и расписанием
Родители отмечают, что важно помочь ребенку научиться управлять своим расписанием, уметь контролировать нагрузку, помочь ребенку составить расписание так, чтобы он успевал и заниматься и делать домашние задания, выстроить баланс по кружкам.
Например, если ребенок учится в школе, то каждый день поставить один кружок дополнительно, но не больше. А если он на домашнем обучении, то помогать организовать погружения в тот или иной предмет. Помогать отказываться от каких-то занятий на определенных этапах. Включить в расписание прогулки, спорт.
Режим дня помогает поддерживать здоровье ребенка.
Один из общих моментов, который прозвучал в разных интервью, ребенку любого возраста важно ложиться вовремя спать, не позднее десяти часов вечера в учебном году.
Контроля графика участия ребенка в различных олимпиадах, конкурсах лежит на родителях до старшей школы.
Убрать телефон и организовать живую интересную жизнь
Замещать игры на телефоне чем-то другим, спортом, семейными играми, походами, прогулками.
Физически убрать телефон в младшей школе совсем, кроме тех случаев, когда ребенок к нему равнодушен и пользуется только для звонков.
Если вы дали ребенку телефон, то важно привить ребенку интерес к научно-популярным подкастам, которые он может смотреть по дороге в школу.
У некоторых детей телефон не создает зависимости и это хорошо. Но в большинстве случаев родителям приходится специально организовывать интересную жизнь и не давать телефон.
И ни о какой демократии речи не идет в вопросе с телефоном.
Создать среду и окружить развивающим контентом
Когда ребенок маленький, играть дома в логические игры, решать вместе задачи, задавать друг другу вопросы.
Когда постарше важно найти ему среду, где он будет в компании разносторонних детей, захочет к ним стремиться. Тут помогают поездки в детские лагеря, где такие дети собираются.
Обеспечить непрерывное образование
Следить за тем, чтобы обучение было разнообразным. Летом менять форму обучения, но не прерывать процесс развития ребенка. Да, дети занимаются летом. И да, вам обязательно скажут, что вы «лишаете его отдыха».
В этом помогают семейные познавательные путешествия, детские математические лагеря, летние занятия, развивающие тетради, совместное решение задач, настольные игры.
Никаких перерывов, но важно объяснить ребенку для чего это нужно и сделать этот процесс интересным, привлекательным, комфортным и разнообразным.
Летом уникальный шанс разнообразить занятия так, чтобы расширялся кругозор и создавались условия для новых открытий и развития интереса.
Иметь чувство юмора для сложных моментов
Уметь доброжелательно общаться в семье, переводить все сложные ситуации в юмор, вовремя разрядить обстановку, посмотреть на проблему с другой стороны и вместе повеселиться очень способствует хорошей атмосфере и взаимопониманию, повышает возможности донести до ребенка свои мысли.
Например, если вы договорились с учителем, чтобы он просигналит когда ребенок перестал включаться на уроке, в шутку сказать ребенку, что у него «волшебная таблетка закончилась».
А когда ребенок отказывается прилагать усилия и говорит, что своих детей он не будет заставлять заниматься математикой, с юмором парировать: «записываю видео для внуков» и подготовиться к веселой съемке.
Если вы хотите не просто секреты, а системный подход, то ответьте на несколько вопросов, чтобы записаться на первое занятие. Попробуйте открыть в ребенке интерес к математике. Математика — это ключ к любым профессиям и наукам.
Получить 10 полезных материалов для развития математических способностей ребенка в телеграм
🔔 Подпишитесь — расскажем, как превратить «не хочу» в «дай задачу посложнее».
Вам может быть интересна статья: