Продолжаем вспоминать отдельные, наиболее яркие эпизоды боевой деятельности американских эсминцев типа "Флетчер" в ходе самых известных сражений, где они участвовали, и подробности боевой службы наиболее известных из их представителей.
Продолжение, начало ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ. А Затем было продолжение - ТУТ, и ВОТ ТАМ.
Как уже можно было заметить (см. ранее представленные материалы, ссылка выше), боевые схватки у Соломоновых островов осенью 1943 года продолжались.
Так в ночь с 1 на 2 октября 1943 года американское ударное соединение (DD-466 «Уоллер», DD-508 «Кони», DD-510 «Итон», DD-499 «Реншо», DD-465 «Софли», DD-446 «Рэдфорд», DD-435 «Грейсон» (тип «Гливс») и DD-448 «Ла Валетт») при поддержке группы прикрытия из 2 лёгких крейсеров и эсминцев DD-570 «Чарльз Осборн» (флагман 23 эскадры А.А.Бёрка), DD-572 «Дайсон», DD-357 «Селфридж» (тип «Портер»), DD-512 «Спенс» и DD-571 «Клакстон» успешно перехватило большой японский конвой из Вельи-Лавельи. При этом «Итон» добавил к общему счёту японскую подводную лодку I-20, которая находилась на поверхности и оказалась недостаточно проворной, чтобы уйти от снарядов эсминца. Как видите, доля "флетчеров" среди американских эсминцев к этому времени существенно увеличилась.
За 2 месяца таких перевозок японцы потеряли примерно 46 барж и множество мелких кораблей, было повреждено несколько эсминцев. И всю эту работу, в основном, проделали «флетчеры». Японские гарнизоны на Велье-Лавелье, Арунделе и Коломбангре оказались в ловушке и требовали помощи или эвакуации. Поэтому японское командование в Рабауле решило вновь рискнуть и отправить конвои для эвакуации. В результате произошёл ряд столкновений эсминцев с конвоями, одно из которых известно как «бой у острова Велья-Лавелья» 6 октября 1943 года.
В ночь с 6 на 7 октября для эвакуации японского гарнизона был направлен конвой из двух соединений – транспортное (баржи и 3 эсминца эскорта) и поддержки (6 эсминцев). Предупреждённые самолётами-разведчиками об их приближении три американских эсминца «Селфридж», DD-452 «Шевалье» и DD-450 «О'Бэннон» приготовились к бою. Им на помощь отправили ещё три эсминца («Ральф Талбот», DD-468 «Тэйлор», DD-448 «Ла Валетт»). Уокер, командир соединения, не стал дожидаться поддержки, так как не был уверен, что она успеет до конца эвакуации, и решил вступить в бой самостоятельно.
Наличие радаров позволило американцам первыми начать бой. Американские эсминцы с дистанции 6300 м выпустили 14 торпед и осыпали градом снарядов ближайший к ним эсминец «Югумо», который вскоре был охвачен пламенем. После этого японцы отвернули, прикрываясь дымовой завесой. «Югумо» был повреждён, но он успел выпустить свои торпеды. Американским кораблям, видимо, также следовало отвернуть, чтобы уклониться от неизбежной торпедной атаки японцев. Вместо этого они продолжали идти старым курсом, не прекращая стрельбы. В результате одна из торпед «Югумо» попала в DD-452 «Шевалье» в районе второго орудия и разорвала корабль пополам (есть данные, что в атаке участвовали торпедные катера японцев, и это их торпеда попала в «Шевалье»).
В книге Т.Роско так описан данный момент: «…торпеда попала в левый борт напротив артиллерийского погреба. Взрывом был оторван нос корабля до самого мостика…. Все люди на мостике ударной волной были сбиты с ног. … Из развороченного корпуса и изуродованных механизмов под мостиком хлестала нефть...».
Беда не приходит одна, кормовая часть «Шевалье» пересекала путь «О'Бэннона», который не успел остановиться и протаранил машинное отделение эсминца, при этом и сам получил серьёзные повреждения носовой части.
«…послышался скрежет раздираемого металла. Повреждённый эсминец вздрогнул и накренился… Хотя винты «О`Бэннона» вращались на задний ход, его форштевень ударил «Шевалье». Пробоина была не слишком большой, но достаточно глубокой, чтобы море хлынуло в кормовое машинное отделение…. «Шевалье» сильно накренился, получив смертельное ранение…».
Спустя пару минут по крайней мере одна торпеда от «Шевалье» или «Селфриджа», как предполагалось, поразила «Югумо». В свою очередь торпеда, выпущенная из «Самидарэ» или «Сигурэ», практически лишила «Селфридж» носовой части.
За эти пять минут 104 американских моряка погибли и 66 получили ранения. Затем, когда к месту действия подошли «свежие» американские эсминцы, японцы отошли. Пока американцы спасали повреждённые корабли, японские малые суда сумели быстро эвакуировать ожидавших солдат и уйти. Эсминец DD-452 «Шевалье» был добит своим систершипом – эсминцем DD-448 «Ла Валлет», второму «флетчеру», «ветерану» «О`Бэннону», потребовался серьёзный ремонт носовой части.
Следующей целью американцев на Тихом океане был остров Бугенвиль. И «флетчеры» активно участвовали как в обстрелах целей на острове, так и в борьбе с надводным и подводным противником.
1-2 ноября 1943 года при осуществлении высадки союзников на острове произошло очередное морское сражение, известное как Сражение в заливе Императрицы Августы или Морское сражение у берега Бугенвильского залива.
Японская эскадра из 4-х крейсеров («Мёко», «Хагуро», «Агано», «Сэндай») и 6 эсминцев («Сигурэ», «Самидарэ», «Сирацую», «Наганами», «Хацукадзэ» и «Вакацуки») под командованием контр-адмирала Сентаро Омори в бухте императрицы Августы встретила оперативную группу контр-адмирала Меррилла – 4 крейсера («Монпелье», «Кливленд», «Колумбия» и «Денвер») и 8 эсминцев типа «флетчер». Как видим, к концу 1943 года именно «флетчеры» стали составлять основу миноносных соединений американского флота у Соломоновых островов. «Флетчеры» относились к двум дивизионам: DD-570 «Чарльз Озборн», DD-572 «Дайсон», DD-478 «Стэнли», DD-571 «Клакстон» действовали под командованием капитана 2-го ранга А.Бёрка (45 DESDIV); DD-512 «Спенс», DD-514 «Тэтчер», DD-509 «Конверс» и DD-511 «Фут» – под командованием капитана 2-го ранга Остина (46 DESDIV).
Начало боя внушило американцам определённые надежды на успех. Превосходно используя свои радары, американские эсминцы атаковали первыми, примерно в 02:45 выпустив 25 торпед по японцам с фронта и флангов. К этому времени у эсминцев Бёрка была выработана определённая тактика, учитывающая низкую эффективность боёв в начале года. Одна из особенностей заключалась в том, что первым наносится торпедный удар по обнаруженному противнику, а артиллерия крейсеров и эсминцев подключалась после того, как торпеды достигнут цели. Но в этот раз данный тактический приём не сработал – японцы обнаружили противника и отвернули со своего курса. В результате японские эсминцы избежали торпедных попаданий, хотя противоторпедные манёвры разрушили их строй.
Около 02:50 американские крейсера открыли огонь, сразу поразив «Сэндай», который загорелся и вышел из строя с заклинившим рулём. Американцы выиграли первую фазу боя, но после маневрирования потеряли друг друга и потратили время на то, чтобы избежать столкновений и собраться в боевой порядок. Организованный бой превратился в ночной хаос, где каждый из кораблей действовал практически в одиночку.
Под огнём противника японские корабли пришли в замешательство, что привело к нескольким столкновениям, однако им удалось выполнить пуски торпед, которые нашли свои цели. Японским кораблям не хватало радара, и они испытывали значительные трудности в обнаружении противника. Стремясь вести бой на больших дистанциях, им едва удавалось следить за движением американцев. Однако одна из первых торпед, вероятно от «Сендай», попала в эсминец DD-511 «Фут», в результате чего тот потерял ход и управление и в дальнейшем был отбуксирован на базу для ремонта, где провёл почти год.
В свою очередь американские эсминцы, отчаянно маневрируя, засыпали вражеские корабли снарядами, стараясь выйти на них в торпедную атаку. Так флагман А.Бёрка эсминец DD-570 «Чарльз Озборн» в один момент оказался недалеко от горящего крейсера «Сендай», и его снаряды помогли противнику отправиться на дно. Обнаружив, что японские эсминцы «Самидарэ» и «Сирацую» отходят, эсминцы Бёрка на полном ходу погнались за противником.
В ночной темноте осветительные ракеты помогли японцам сориентироваться, их крейсера дали торпедный залп и открыли артиллерийский огонь. После трёх попаданий в «Денвер», тот вынужден был отвернуть, скрываясь в дымовой завесе. После этого Омори также отвернул и отдал приказ об отступлении, считая, что сделал уже достаточно.
В это время «флетчеры» арьергарда терпели одну неудачу за другой. Один эсминец вышел из строя ещё в начале боя (тот самый «Фут»). Оставшиеся три эсминца маневрировали, избегая обнаружения под осветительными снарядами противника, стараясь при этом не мешать стрельбе крейсеров. Вскоре DD-512 «Спенс» и DD-514 «Тэтчер» столкнулись, получив при этом тяжёлые повреждения, однако продолжили двигаться, выходя на удобную для торпедной атаки позицию.
Как пишет Т.Роско: «…эсминцу «Спенс», замыкавшему колонну, повезло меньше. Положив руль право на борт, чтобы открыть директрису крейсерам, он скребанул бортом эсминец «Тэтчер». При столкновении на скорости 30 узлов посыпались фонтаны искр, но оба эсминца помчались дальше на высокой скорости…».
Но в этот момент DD-512 «Спенс» получил попадание снаряда ниже ватерлинии и временно снизил ход, но это не помешало ему и «Тэтчеру» попробовать добить повреждённый «Сэндай». Скорее всего, они попали, но крейсер продолжил двигаться в сопровождении эсминцев, добить позднее его сумели эсминцы Бёрка. Запасы топлива на DD-512 «Спенс» подходили к концу, к тому же остатки были загрязнены соленой водой, поэтому Остин повернул «Спенс», чтобы выйти из боя, «Тэтчер» принялся его сопровождать, но словно всех этих неудач было мало для одного дивизиона, этот манёвр привел эсминцы прямо под снаряды эсминцев А.Бёрка.
К счастью, им удалось остаться невредимыми и не получить повреждений от «дружественного» огня. Уворачиваясь, DD-512 «Спенс» обнаружил японский эсминец «Хацукадзэ», и его артиллеристы начали всаживать снаряд за снарядом в повреждённый японский эсминец. «Хацукадзэ» вскоре загорелся и начал погружаться, его машины встали. Команда хотела прикончить противника, но снаряды на «Спенсе» (DD-512) закончились, и добивать «японца» снова пришлось эсминцам А.Бёрка, которые вернулись на поле боя.
Уже после этого сумбурного боя американская эскадра попала под массированный японский авианалет, который не причинил серьёзных повреждений. Вообще американские соединения довольно часто попадали под атаки японских бомбардировщиков и торпедоносцев, но высокая скорость, умелое маневрирование и плотный зенитный огонь спасали американцев от серьёзных повреждений.
Оценивая действия американских кораблей в бухте Императрицы Августы, в первую очередь эсминцев типа «Флетчер», можно сказать, что они были не совсем удачными, однако они выполнили свою задачу, не допустив противника к берегу. Большое значение имело то, что теперь инициатива находилась в руках американцев.
В течение следующих трёх недель «флетчеры» участвовали в сопровождении эшелонов пополнения запасов до Бугенвиля. Во второй половине ноября эсминцы Бёрка были, наверное, самыми занятыми эсминцами на Соломоновых островах, принимая участие в патрулированиях и конвоях. Одним из последних боёв в районе Соломоновых островов в 1943 году можно считать бой у мыса Сент-Джордж, в котором американским «флетчерам», наконец-то, удалось закрепить своё превосходство в борьбе с японскими эсминцами.
Японским командованием было принято решение перебросить 900 солдат в качестве пополнения гарнизона Буки и снять с острова 700 авиатехников, поскольку аэродром на острове практически утратил стратегическое значение. Операцию запланировали на ночь с 24 на 25 ноября. Эсминцы «Амагири», «Югири» и «Удзуки» использовались в качестве транспортов, а «Онами» и «Макинами» – в качестве прикрытия.
Для предотвращения эвакуации японских подразделений американское командование в лице адмирала Хэлси отправило эскадру А.Бёрка в составе пяти «флетчеров». Совершая переход к месту перехвата, эсминцам пришлось долгое время идти на скорости 31 узел, за что за их командиром закрепилось прозвище «31-узловый Бёрк».
Японские эсминцы попали на экраны радаров «флетчеров» Бёрка, занимавшихся патрулированием между мысом Сент-Джордж и островом Бука (поэтому бой назвали сражением у мыса Сент-Джордж), ночью 25 ноября на дистанции около 20000 м.
Бёрк преследовал ничего не подозревающих японцев, используя проверенную временем тактику атаки одного дивизиона (DD-570 «Чарльз Осборн», DD-572 «Дайсон» и DD-571 «Клакстон»), в то время как второй (DD-509 «Конверс» и DD-512 «Спенс») обеспечивал прикрытие.
Не зная о приближении американцев, японские эсминцы прикрытия следовали прямым курсом, в это время авангард Бёрка сократил дистанцию до 5000 м, занял идеальную позицию для торпедной атаки и выпустил по 5 торпед каждый. На этот раз американские торпеды достигли цели, не зря буквально за несколько минут до обнаружения противника Бёрк отметил: «… идеальная ночь для внезапной торпедной атаки».
Вот как описывает Т.Роско этот момент: «… напряжённое ожидание уже стало невыносимым, когда издали донёсся грохот взрывающихся торпед. Оранжевые вспышки освещали небо, когда очередная торпеда попадала в цель. Одна из целей выбросила в небо столб пламени высотой 300 футов. В воздух полетели массы обломков. Один японский эсминец переломился и сразу затонул. Другой потерял ход и накренился, охваченный пламенем…».
Получив сразу несколько попаданий, быстро затонул эсминец «Онами», «Макинами» также получил серьёзные повреждения, однако остался на плаву.
Сразу после пуска торпед американские эсминцы отвернули, чтобы уклониться от возможного ответного торпедного удара. Вскоре была обнаружена вторая группа японских эсминцев. Первый дивизион тотчас повернул, чтобы атаковать эти новые цели. Бёрк приказал «Конверсу» (DD-509) и «Спенсу» (DD-512) разобраться с первыми целями.
Но встревоженная взрывами на кораблях охранения вторая группа японских эсминцев пустилась наутек. Погоня длилась около часа, в течение которой американцам посчастливилось увернуться от японских торпед. Вскоре они приблизились на 7 километров, после чего открыли артиллерийский огонь, один из японских эсминцев («Югири») вспыхнул и начал кружить. Его добили, но остальных догнать не смогли, несмотря на продолжившееся преследование. Тем временем DD-509 «Конверс» и DD-512 «Спенс» добили «Макинами», хотя в «Конверс» попала торпеда, но она, к счастью, не взорвалась.
Победа была полной, поле боя осталось за американцами. Были потоплены три эсминца, вместе с ними погибло большое количество персонала аэродромов, которых японцы пытались эвакуировать с Буки. При этом американцы не потеряли ни одного корабля и ни одного человека. Этот бой назвали «почти идеально проведённым сражением».
После этого наступил длительный перерыв в стычках между японскими и американскими кораблями. Всё больше и больше «флетчеров» занималось сопровождением кораблей, поддержкой десантов, подводной охотой и всеми различными задачами, которые выпадали эсминцам. Но, несмотря на достигнутые успехи, впереди у «флетчеров» было много «работы» и испытаний.
На этот раз мы закончили историю, )). И кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: Гайсинский, П. «Флетчеры» - 50 лет в строю /П.Б.Гайсинский.- Харьков. 2000. – 44 с.; Дашьян, А.Корабли второй мировой войны. ВМС
Великобритании (часть 2)/А.В.Дашьян//Морская коллекция, № 5 (53) – 2003.
– 32 с.; Дашьян, А.Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный
справочник/А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Кащеев, Л.
Американские эсминцы класса Fletcher. Часть 1/Л.Б. Кащеев // Морская
коллекция, № 2 – 2011. – 32 с.; Кащеев, Л. Американские эсминцы класса
Fletcher. Часть 2/ Л.Б. Кащеев //Морская коллекция, № 3 – 2011. – 32
с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 3.-
Отработанные войной. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2013 – 168 с.; Марч, Э.
Британские эсминцы. История эволюции. 1892 - 1953. Часть 4.- Период
крушения надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.; Морисон
С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал,
август 1942 – февраль 1943/С.Э. Морисон – М: ООО «Издательство АСТ».-
СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ
во Второй мировой войне: острова Гилберта, Маршалловы и Новая Гвинея/
С.Э.Морисон – М: ООО «Издательство АСТ», СПб: Terra Fantastica, 2005. –
477 с.; Роско, Т. Сильнее «божественного ветра»: Эсминцы США: война на
Тихом океане/Т.Роско. - М: ООО «Издательство АСТ»; Транзиткнига, 2005. –
763 с.; The Destroyer The Sullivans/ Anatomy of the Ship. – 1988.- 124 p.;
Les Destroyers de I`US Navy. Tome 3: Les Benson, Gleaves et Fletcher/
Navires& Histoire. – № 34.- 2018. – 124 р.; Warship Profile. USS Charles
Ausburne. - № 9; Scutts Jerry. Fletcher DDs in action/ Warship Number
8; Warship`s Data. USS Kidd (DD661). – 1985.- 46 p.