Найти в Дзене
Маркин у руля

Топ-5 худших машин советской эпохи, на которых мне доводилось ездить

Разбирал вчера кладовку. Нашел заднее крыло от «Запорожца» и набор свечей. Подумал — выкинуть, а потом решил — пусть лежат. Может, кому пригодятся. Я много проработал интервьюером и мне довелось рассмотреть много техники, но пять машин особенно запомнились. Это такая маленькая машинка, чуть больше мотоцикла. Мотор от ИЖа, 14 лошадей. Заводилась она ручкой, как старый мотоцикл — одной рукой крутишь, другой газ держишь. Зимой холодно в ней, печка слабая. Часто на ней ездили в телогрейке, а руки в рукавицах. СМЗ С-ЗД часто ломалась — то трос газа порвется, то карбюратор засорится. Стеклоочиститель ручной был, неудобный. Зато и хорошее: расход маленький, места занимает мало, припарковать можно где угодно. В ремонте простая, все детали доступные. В 1980-м отправили меня на курсы повышения квалификации в Ереван. Там впервые увидел эти микроавтобусы. ЕрАЗ внешне похож на РАФ, только угловатее. Нам даже довелось на нем поездить, когда нас возили на экскурсию. Водитель, армянин лет 50, всю доро
Оглавление

Разбирал вчера кладовку. Нашел заднее крыло от «Запорожца» и набор свечей. Подумал — выкинуть, а потом решил — пусть лежат. Может, кому пригодятся.

Я много проработал интервьюером и мне довелось рассмотреть много техники, но пять машин особенно запомнились.

Мотоколяска СМЗ С-3Д

Это такая маленькая машинка, чуть больше мотоцикла. Мотор от ИЖа, 14 лошадей. Заводилась она ручкой, как старый мотоцикл — одной рукой крутишь, другой газ держишь. Зимой холодно в ней, печка слабая. Часто на ней ездили в телогрейке, а руки в рукавицах.

СМЗ С-ЗД часто ломалась — то трос газа порвется, то карбюратор засорится. Стеклоочиститель ручной был, неудобный. Зато и хорошее: расход маленький, места занимает мало, припарковать можно где угодно. В ремонте простая, все детали доступные.

ЕрАЗ-762 из Армении

-2

В 1980-м отправили меня на курсы повышения квалификации в Ереван. Там впервые увидел эти микроавтобусы.

ЕрАЗ внешне похож на РАФ, только угловатее. Нам даже довелось на нем поездить, когда нас возили на экскурсию. Водитель, армянин лет 50, всю дорогу говорил о проблемах — сиденье низкое, руль высоко, рычаг передач неудобно расположен.

Главная проблема — шумно. Двигатель прямо в салоне, между водителем и передним пассажиром. Когда едешь, разговаривать трудно, надо громко говорить. А в жару мотор так нагревает кабину, что дышать тяжело.

На обратном пути с экскурсии у нашего ЕрАЗа отказали тормоза. Ехали под гору, водитель смог остановиться, направив машину на обочину с подъемом. Потом показывал мне тормозные колодки — стертые почти до металла. По его словам, это обычная проблема, запчасти достать сложно, вот и ездят на том, что есть.

Один вечер пообщался с местными водителями в гостинице. Они на ЕрАЗах работали, возили почту и грузы. Жаловались, что машины ломаются часто, но ремонтировать можно своими силами. Запчасти хоть и с трудом, но доставали — многие детали подходили от «Волги» и УАЗа.

ГАЗ-69

-3

Когда мы были с интервью на автобазе, там было штук десять ГАЗ-69. Их называли «козликами» — потому что прыгали на каждой кочке. Простая машина: брезентовый верх, жесткие сиденья, печка слабая.

Наше хозяйство было сельскохозяйственным, поэтому ГАЗ-69 использовали для поездок по полям, на отдаленные участки. Проходимость у них была хорошая, могли проехать по грунтовке в распутицу, где легковушка застряла бы.

Зимой с ними была проблема. Мороз за двадцать — не заведешь просто так. Водители носили с собой паяльную лампу, грели картер минут десять, потом заводили. В салоне холодно, через брезент дует, печка еле теплая.

ГАЗ-69 часто ломались, но чинить их было несложно. Карбюратор, зажигание — все простое, понятное. У водителей всегда с собой был набор инструментов, запасные свечи, трамблер. Запчасти в магазинах были, но водители все равно припасали что могли.

КАЗ-608 «Колхида»

-4

В начале 80-х к нам в город по разнарядке пригнали три КАЗ-608 «Колхида», седельных тягача Кутаисского автозавода.

Машины пришли новые, но уже при приемке обнаружили недостатки: где-то гайки не затянуты, где-то провода не закреплены. Слесари потратили неделю, чтобы их довести до ума.

Двигатель слабый для такой машины, еле тянет полуприцеп. На подъеме скорость падает до 20 км/ч. И главное — постоянно что-то ломается.

Водители сразу невзлюбили «Колхиды». Сухов, водитель нашего завода, отказывался на ней ехать дальше области. Говорил: «Она в любой момент встать может. А запчастей нигде не достать».

На «Колхидах» возили в основном строительные материалы по области. Для дальних рейсов старались использовать МАЗы или КрАЗы — они надежнее были. Но если уж приходилось отправлять «Колхиду» далеко, выделяли машину сопровождения со слесарем и запчастями.

ЗАЗ-968 «Запорожец»

-5

В 1978 году сосед по гаражу купил себе первую машину — «Запорожец» ЗАЗ-968. Новый, с завода, темно-вишневый. Стоил 5400 рублей — почти две его годовые зарплаты.

Жили они тогда в двухкомнатной квартире с женой и маленьким сыном. Тесновато, мебели не хватало. Жена, когда узнала, что он машину собрался покупать, не обрадовалась: «Лучше бы стенку купили и диван». Но он настоял.

Машина была маленькая, тесная. Особенно сзади — колени упираются в передние сиденья. Багажник спереди, крошечный.

Мотор у «Запорожца» сзади, воздушного охлаждения. Шумный, особенно на трассе, но неприхотливый. Главная проблема летом — жара в салоне. Двигатель нагревается, и все тепло идет внутрь. Я прорезал дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отсеке, стало чуть лучше.

Зимой другая проблема — холод и запотевающие стекла. Печка работала от нагрева двигателя, но дула слабо. Он утеплял как мог — поролоном щели закрывал, на сиденья меховые накидки. А стекла постоянно протирал тряпкой — дворники внутри не предусмотрены.

Рекомендую ознакомиться:

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!