Зимой 1974 года фотограф Джилл Фурмановски провела шесть недель в туре с Pink Floyd, документируя концерты "Обратной стороны Луны". Большинство ее снимков так и не увидели свет.
Летом 1974 года 21-летняя Джилл Фурмановски получила заказ от Сторма Торгерсона из Hipgnosis: запечатлеть зимний тур Pink Floyd "Обратная сторона Луны" для потенциальной фотокниги, текст к которой должен был написать друг Роджера Уотерса Ник Седжвик.
К сожалению, как рассказала Фурмановски в интервью The Telegraph, группа сочла получившиеся фотографии "слишком откровенными", и идея была навсегда похоронена.
"Они были безразличны к этому", - признается 71-летняя фотограф. "Дело в том, что у Floyd не было за кулисами людей из звукозаписывающей компании. У них не было групп поддержки. Они были в своего рода - как сказал мне [барабанщик] Ник [Мейсон] - пузыре. У них были свои собственные погодные условия, и их концерты бронировались в зависимости от спортивных сооружений. Хороший корт для сквоша, или поле для гольфа, а летом - крикет. Это было до появления видеомагнитофонов. Так что, если бы шел "Матч дня" и концерт затягивался, они, вероятно, ускорили бы последнюю песню, чтобы успеть его посмотреть!
"Они были спортивными ребятами, что стало для меня неожиданностью", - добавляет она. "Я думала, они будут накуриваться. Но я ничего подобного не видела. Они вечно играли в какой-нибудь вид спорта или в нарды".
К сожалению, миру так и не выпала честь увидеть снимки Роджера Уотерса и Дэвида Гилмора, сражающихся за доской для игры в нарды, сделанные фотографом из Южной Родезии, поскольку книга так и не получила зеленого света на публикацию.
"Книга, по-видимому, была слишком откровенной, и ее положили на полку", - объясняет Фурмановски. "Так что фотографии в итоге стали пресс-фотографиями, а остальные просто долгое время пролежали в шкафу".
В сопроводительном эссе к фотографиям она пишет: "В то время было ощущение, что мы раздвигаем границы, причем не только Pink Floyd со своим шоу "Темная сторона", но и я. После тура я почувствовала, что преодолела барьер юности и застенчивости, чтобы стать профессиональным фотографом, и это значило для меня целый мир".
Мемуары Ника Седжвика "In The Pink (Not A Hunting Memoir)" в конечном итоге были опубликованы строго ограниченным тиражом в 2017 году, но без фотографий Фурмановски, сделанных во время тура.
Записки о туре Pink Floyd "Темная сторона Луны" 1974 года
Летом 1974 года, вскоре после окончания Центральной школы искусства и дизайна, мне позвонил Сторм Торгерсон из Hipgnosis. Вместе со своим деловым партнером Обри "По" Пауэллом он предложил мне присоединиться к ним и фотографировать британский зимний тур Pink Floyd "Темная сторона Луны".
У Floyd и Hipgnosis были особые отношения. Сид Барретт, Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор были знакомы с По и Стормом еще со школьной скамьи в Кембридже. Все они приехали в Лондон в середине 1960s годов, чтобы создать то, что впоследствии стало одним из самых креативных союзов музыки и дизайна. Я, как и большинство студентов-графиков, была в восторге от их работ. У Hipgnosis была тесная, грязная студия с раковиной вместо туалета над греческим книжным магазином на Дания-стрит в Сохо. Было загадкой, как из этого места выходили такие безупречные, прекрасные произведения искусства.
Хотя они постоянно спешили уложиться в давно прошедшие сроки, Сторм и По находили время для встреч со студентами. В 1973 году я отправилась к ним, чтобы показать свое портфолио, в котором уже была представлена значительная подборка фотографий Pink Floyd.
Я также фотографировала группу в июне 1972 года в Брайтон Доум, где была исполнена ранняя версия "The Dark Side Of The Moon" до ее записи. Среди фотографий, сделанных мной там, были и редкие снимки из гримерки.
4 ноября 1974 года Сторм, По, я и еще один член команды Hipgnosis Питер Кристоферсон отправились на первый концерт тура "The Dark Side of the Moon" в Эдинбургский Usher Hall. Предполагалось, что все мы будем фотографировать группу на протяжении всего тура, а затем эти снимки будут использованы в книге о туре, которую напишет друг Роджера Ник Седжвик. В то время книга так и не увидела свет, но в 2017 году без фотографий с тура вышла книга "In the Pink (Not A Hunting Memoir)".
Для меня, как для фанатки Floyd, следившей за группой с подросткового возраста, это было мечтой, ставшей реальностью, хотя и пугающей перспективой. Хотя я и фотографировала группу несколько раз в период с 1972 по 1974 год, я была далека от того, чтобы быть частью их ближайшего окружения. К тому же, в художественной школе я прошла всего лишь двухнедельное обучение фотографии, так что в техническом плане я была не в своей тарелке. Самым сложным было то, что я была молода: мне только что исполнился 21 год, и я была очень наивна в отношении рок-н-ролльного бизнеса, так что этот тур стал для меня боевым крещением.
Floyd яростно оберегали свою частную жизнь. Они никогда не испытывали потребности угождать боссам звукозаписывающих компаний или представителям прессы, которым редко, если вообще когда-либо, предоставлялся доступ за кулисы, а разбавляющих действо групп поддержки не было. Они действовали в своем собственном пузыре.
Сторм был очень требовательным и немного нетерпеливым. Он выдавал мне задания, как из пулемета: снимать дорогу, установку и выгрузку оборудования, саундчеки, гримерку, фанатов, шоу со всех сторон, спортивные перерывы (которых было много), ужины после концертов, номера в отелях и так далее. Разные виды освещения и разнообразие ситуаций проверяли меня на прочность во всех отношениях.
В дороге было много людей, и быть частью огромной команды было страшновато. Высококвалифицированные специалисты по свету и звуку были неотъемлемой частью сложного шоу, которое ломало стереотипы в звуковом и визуальном плане. Я не хотела злить их, спотыкаясь о кабели или загораживая им обзор. Вероятно, мне помогало то, что я была маленькой и тихой. Я как бы заставляла себя быть невидимкой, и в большинстве случаев это срабатывало.
Группа и приглашенный саксофонист Дик Пэрри, а также бэк-вокалистки Карлена Уильямс и Венетта Филдс терпимо, хотя и без энтузиазма, относились к тому, что за ними ходят по пятам и фотографируют. Они и съемочная группа вскоре перестали меня замечать, что является наилучшей ситуацией для фотожурналиста.
Самым приятным в этой работе было то, что каждый вечер я слышала эту божественную музыку, исполняемую вживую. Блаженство.
Я оказалась в необычном положении фанатки, столкнувшейся лицом к лицу со своими кумирами, и, что неудивительно, мои иллюзии были разрушены. Они были гораздо более обычными, чем я думала. Во-первых, они не были теми одурманенными личностями, какими их (ошибочно) представляла их музыка многим людям. Напротив, отели бронировались в зависимости от близости к спортивным сооружениям. Я сфотографировала Роджера, играющего в гольф, и Ника, Рика и Дэвида, играющих в сквош. Летом у Pink Floyd была своя команда по крикету. Они были невероятно спортивны.
Фотографировать освещение и спецэффекты было одно удовольствие. Сторм призывал меня экспериментировать с длинными выдержками и необычной пленкой, например, инфракрасной. Еще он предлагал намазывать вазелин на фильтр объектива, чтобы края снимков были размытыми. Оглядываясь назад, я понимаю, что перестаралась с последним, но это было время экспериментов. Огромный круглый экран проецировал сюрреалистические образы Hipgnosis и режиссера Яна Эмеса, над коленями зрителей клубился сухой лед, вокруг гонга пылало пламя, а лучи света, отражаясь от гигантского зеркального шара, завораживали толпу. В какой-то момент над головами зрителей пролетала модель самолета, с громким грохотом врезаясь в задник сцены, что эхом разносилось по залу из квадрофонических динамиков.
Карлена и Венетта добавили в общее звучание американской проникновенности и женской душевности. "Жми, Дэйв!" - выкрикивали они во время одного особенно потрясающего соло. И он жал, пусть даже и прятался за усилителем и сухим льдом.
В те времена гастрольный график рок-групп был довольно примитивным. Гримерки в старинных театрах были очень простыми, в них были гнутые проволочные вешалки, брючный пресс Corby, обои с изображением овец и грязные ковры, усеянные переполненными пепельницами. На концерты мы ездили в основном на поезде. Первым классом, конечно! Одним из ярких моментов было то, как гастролирующая группа заняла спальный вагон поезда Эдинбург-Лондон - это было похоже на фильм "Carry On".
Это было время, когда группа находилась на пике своего творческого пути и была в хороших отношениях друг с другом. Это видно по близости между ними, как на сцене, так и вне ее.
В то время было ощущение, что мы раздвигаем границы, причем не только Pink Floyd со своим шоу "Темная сторона", но и я. После тура я почувствовала, что преодолела барьер юности и застенчивости, чтобы стать профессиональным фотографом, и это значило для меня целый мир.