Давненько не было у нас прерафаэлитов и драм на канале. Расскажу про «Святую Евлалию» Уотерхауса, предупреждаю сразу – пост не из простых.
Давайте сперва напомню немного про саму святую. Евлалия была простой тринадцатилетней девочкой, которая отказалась уверовать в римских богов и выдержала ужасные пытки. В конце концов ребёнка раздели и распяли (в некоторых источниках ещё и обезглавили). И тут произошло чудо: из уст великомученицы вылетел белый голубь (её чистая душа), а также внезапно выпал снег, который окутал маленькую праведницу в природный саван. В Барселоне до сих пор чтят святую Евлалию, она считается покровительницей города.
Мрачноватый сюжет, зато количество трагедии и символов с лихвой хватит на картину. И тут вступает в игру любитель разных легенд Джон Уильям Уотерхаус.
Очень необычная работа. Автор создал неожиданную композицию, потому как Евлалия лежит на переднем плане, перегружая деталями полотно, тогда как центр практически пустой. Это немного сбивает с толку, но хитрому художнику это и надо.
Интересно, что он выбрал совсем другую тональность для своего рассказа. Другие мастера изображали настырность, мучения, несправедливость и насилие. У Габриэля Паленсия уже взрослая Евлалия устало, но твердо претерпевает муки, святость и терпение на её лице, снег как дань легенде, римлян не видно – разговор про святую. Отличная картина.
Менее качественные работы получились у Флёжье (Флогье), базовые сюжеты (можно подставить целую толпу мучеников), да и исполнено на троечку, моя субъективная оценка.
Примерно так и принято показывать святых под пытками. Но Уотерхаус пошёл другим путём. Посмотрите ещё раз на картину. Какое чувство она вызывает у вас? Есть в ней некоторое умиротворение, какая-то тихая грусть, не правда ли?
При этом полотно излучает ощущение монументальности, внушительности – спасибо прямым линиям, колоннам и позам персонажей – они стоят, будто бы позируют Жаку Луи Давиду.
Сочетание камерного и монументального уравновешивает настроение картины, маэстро не впадает в излишний пафос, но и важность момента подчёркивает достаточно явно.
Художник сыграл в рулетку и выиграл. Перенос акцента на голую девочку в 1885 году могло порушить репутацию Уотерхауса, вспомните эксперименты того же Мане. Но англичанин был удачливый, да и не бросал вызова критикам и зрителям, поэтому картину приняли.
Ещё бы!