Нет, на картине не страхи наших консерваторов, это не семья из двух пап и ребенка.
Испания, 17 век. Магдалена Вентура была обычной уважаемой дамой, воспитывала трех детей, вела хозяйство и ничем не выделялась. Однако в 37 лет с ней произошло странное – начала расти борода. А к 50 годам еще догнали залысины, полный комплект. Про гормональные сбои в те времена не слышали, поэтому реакция была примерно такая: смотрите, бородатая женщина, гыгы.
Вице-король Неаполя был примерно из таких, поэтому заказал портрет необычной женщины в качестве шутки. Хосе де Рибера взялся за заказ и спустя три года написал-таки картину.
Необычный портрет и удивительная история. Ну, не совсем.
Испанцы вообще любили изображать странные и даже страшные проявления человеческой внешности. Сразу вспоминаются Веласкес с его шутами и мастер домашнего дизайна Гойя.
Да и бородатые женщины на тот момент уже мелькали на портретах. Например, испанец Хуан Санчес Котан написал «Портрет Бригиды дель Рио, бородачки из Пеньяранды». А до него и другие художники не проходили мимо похожих дам.
Но Рибера пошел другим путем. Он не просто написал портрет с необычной женщиной, он создал мощный образ. Главная героиня выглядит в разы мужественнее своего мужа (стоит сзади). И дело не в роскошной бороде.
Обратите внимание на позу, это же кремень. Монолитный взгляд, трудовые руки, тянущие троих детей, хозяйство и сомнительную популярность.
Все детали картины указывают на женский пол героини: платье, украшения, грудь, кормление ребенка, головной убор, справа на камнях лежит веретено (еще один символ женственности). Правда есть версия, что веретено по-испански звучит как «barva», что созвучно слову борода – «barba», этакий каламбур от автора.
В любом случае, Рибера не зовет нас на цирк уродов. Он приглашает нас разделить маленькое горе маленькой семьи. В котором поучаствовал и сам художник: все время написания картины семейство Вентуры удерживалось в дворце вице-короля Неаполя. Все это время несчастная пара позировали Рибере и развлекали гостей.
Художник очень удачно использовал наработки Караваджо, на картине видны все морщины и слезы, создается объем и очень реалистичное изображение. Этакий гиперреализм 17 века.
И важно, что автор сочувствует героям.
Рибера как будто говорит нам: не борода нас делает мужчиной. И не грудь женщиной.