На предстоящей неделе в Казани должен состоятся фестиваль цифрового искусства НУР 2025 (обзор) в рамках которого 444 участника из 31 страны мира продемонстрируют всё своё мастерство в области цифрового творчества. С 22 по 25 мая в Казань приедут электронные музыканты, цифровые художники, медиахудожники и перформеры, а в различных цифровых инсталляциях примут участие не только люди, но и роботы. Но центром фестиваля - его сердцем - должно стать маппинг-шоу.
Если с цифровыми художниками и электродными музыкантами всё более-менее понятно, то что же такое "mapping show" до текущего момента лично для меня оставалось загадкой.
Давайте поближе познакомимся с этим направлением цифрового искусства, посмотрим на него через призму технологий, лежащих в основе этого культурного проявления, а также поговорим о гаджетах, реализующих маппинг-шоу.
Определение.
Маппинг или проекционное картографирование (видеокартографирование) заключается в адаптации видео, предварительно созданного с помощью методов записи или синтеза изображения, таких как 3D-рендеринг, к определенной поверхности, например, к фасаду здания, картонному кубику или даже к человеческому лицу.
История возникновения.
В это тяжело поверить, но современное маппинг шоу своими корнями уходит в далёкий 1969 год.
Первым известным примером проекционного картографирования является маппинг-шоу, устроенное в 1969 году компанией Дисней. В своём парке Дисней решила "оживить" бюсты особняка с привидениями. Для этого было решено использовать рудиментарную технику 3D-картирования лиц. Так, используя разнонаправленный свет и интенсивность освещения человеческих лиц, специалисты компании записали на 16-миллиметровую плёнку снимок головы нескольких актеров, поющих жуткую тематическую песню. Полученный результат спроецировали на 5 бюстов "мрачных ухмыляющихся призраков". Получилось весьма эффектно.
Итак, мы нашли первые гаджеты, которые были использованы для маппинг-шоу - ими стали обычные кинопроекторы.
Этот метод, каким бы блестящим и креативным он ни казался на момент своего возникновения, не имел ничего общего с технологиями, потому что к проецируемому изображению нельзя было применить высокотехнологичные функции, используемые в настоящее время и с которыми знаком любой пользователь смартфона, увлекающийся мобильной съёмкой. Я имею в виду смешивание краев, деформация и коррекция цвета. На тот, без преувеличения, исторический момент технологии редактирования просто ещё не были разработаны. Единственное, что могли сделать иллюзионисты - это продумывание и построение иллюзии непосредственно во время съёмки видеоматериала.
Техники построения маппинг-шоу.
С развитием компьютерных технологий и разработок в области искусственного интеллекта возникло несколько различных техник построения видеопроекции.
Угловой штифт.
Одной из первых появилась техника углового штифта. Она заключается в адаптации четырёх углов видео к четырём углам выбранной поверхности. Таким образом достигается характерная оптическая 3D-иллюзия: видео кажется частью поверхности, или поверхность кажется плоским экраном, на котором воспроизводится видео. Так, например, на одной из Всемирных выставок, проходивших в Испании в 2012 году специалисты маппинг-шоу, используя технику проекционного картографирования, из 1500 круглых контейнеров сформировали единый экран, на который выводилась информация о различных проектах выставки.
Маскировка.
Для создания более "правильной", более красивой проекции на различные объекты, специалисты используют широкий набор методов маскирования. Набор методов позволяет разрабатывать точные проекции на объекты и поверхности неправильной формы.
Эти методы включают в себя выборочное сокрытие проецируемого изображения или обнажение определенных областей поверхности, тем самым позволяя создавать сложные формы, тени и иллюзии. Маски могут использоваться для проецирования изображений на городские здания, скульптуры или даже человеческие тела, создавая иллюзию, как будто проецируемое изображение является частью самого объекта.
В основе методов маскирования лежит специализированное программное обеспечение. Наиболее известными приложениями в этом аспекте можно назвать MadMapper, Resolume Arena или TouchDesigner.
Маппинг-шоу в Казани.
Скорее всего, маппинг-шоу в Казани будет относится к архитектурному картированию и 3D-проекции.
Архитектурное картографирование, как некое направление маппинг-шоу, может быть реализовано даже на фасадах зданий. Поверхность фасада может быть относительно небольшой, например, длиной 20 метров и высотой 8 метров - обычный фасад городского магазина или Спасской башни Казанского кремля, только в последнем случае размеры надо поменять местами. При создании проекции такого формата не требуется большого количества проекторов.
Если же перед мастерами-профессионалами маппинг-шоу ставится задача показать что-то грандиозное и создать проекцию на какие-нибудь гигантские городские постройки, например, на небоскрёбы Москва-сити, то в этом случае потребуется сумма нескольких проекторов нужной марки.
Если же требуется создать проекцию на здания с неровными поверхностями, например, на здание древнего собора или исторического объекта, в этом случае необходимо повышенное внимание к деталям и глубокое понимание архитектуры, дабы точно спроецировать изображение на каждую арку и шпиль сложной структуры. Именно такие проекты показывают мастерство владения технологией. Казанский кремль, безусловно, древний памятник архитектуры, а потому мастера, взявшиеся его украсить в рамках фестиваля НУР 2025 должны быть самого высокого класса.
Как правило, подобные маппинг-шоу включают в себя аудиосоставляющую. Увидеть высокий профессионализм мастеров со всего света позволит аудиовизуальное шоу на фестивале НУР 2025, которое оживит городскую архитектуру города и продемонстрирует её уникальные особенности.
Лазерные проекторы.
Использование лазеров для создания подобных проекций значительно улучшает качество иллюзии, добавляя интерактивности и визуальной привлекательности. Использование лазеров обеспечивает новый слой глубины в проекции, создавая по-настоящему завораживающие интерактивные изображения.
Первые видеопроекции ограничивались плоскими стенами. Сегодня компании, занимающиеся проекционным картографированием, стараются использовать смешанную технику лазерного и видеопроецирования. Итоговый результат выглядит гораздо масштабнее и креативнее.
Проекции огромных масштабов, как правило, применяются на фестивалях, а маломасштабные проекции нашли своё коммерческое применение.
Видеокартографирование применено к различным поверхностям внутри магазинов, ресторанов или банков.
Одним из примеров современного использования этой техники является оформление торговых помещений в Дубае, Дохе и Эр-Рияде. Специалисты маппинга использовали 3D-картографирование на скульптурных стенах и полах, тем самым улучшив впечатление посетителей торговых центров и, провоцируя их на совершение покупок.
Итог.
В настоящее время проекционное картографирование (маппинг/видеокартографирование) приобрело весьма широкую популярность и, фактически, стало мощным инструментом по созданию захватывающих и запоминающихся образов, имеющих не только художественную, но и коммерческую природу. Используя возможности современных программных, лазерных и видео технологий, проекционное картирование может быть использовано для повышения осведомленности по широкому кругу важных вопросов, от коммерчески-рекламных до социальных.
Создаваемые проекции стали носить интерактивный, динамичный, аудиовизуальных характер, привлекая к себе внимание сильнее, чем традиционные средства массовой информации. В результате видеокартографирование может оставаться важным подходом к повышению осведомленности об актуальных проблемах или демонстрации проектов культурного характера.
Материал написан в рамках проекта Дзен.
Благодарю Вас за уделенное время! Если Вам понравился обзор, поставьте, пожалуйста лайк или подпишитесь на канал. Спасибо!