Несколько лет лежали у нас на складе коробки с забракованной цветной позитивной киноплёнкой. Одна стопка - цветной позитив "Кодак 2393", а другая стопка - "Кодак 2383". Говорят, привезли эту пленку с какой-то киностудии уже в забракованном виде - там уже высокая вуаль. Передали нам для технических нужд.
Обычно позитивная киноплёнка после проявки выглядит прозрачной в неэскпонированных местах, а здесь вся плёнка была затянута вуалью. На "Кодаке 2393" вуаль был серо-зеленоватая, неравномерными пятнами, а на "Кодаке 2383" - сиреневая. На фотографии ниже вы можете видеть эти две плёнки. Третья приложенная пленка внизу - свежий "Кодак 2383" для сравнения.
Чтобы вам было понятно, что внизу находится также цветная плёнка, я соскоблил эмульсию в том месте, где плёнка была проэкспонирована на копировальном аппарате - пурпурный краситель сверху ушёл и остались голубой и жёлтый красители, которые при наложении дают зелёный цвет.
На позитивной киноплёнке печатают кинофильмы. И, конечно, основа плёнки должна быть прозрачной, без всякой вуали.
О кинопленке "Кодак 2383" вы, наверное, слышали, она выпускается до сих пор. У нас было опубликовано две статьи на эту тему:
А вот про киноплёнку "Кодак 2393" вы, скорее всего, ничего не знаете. Поэтому позвольте, коротко рассказать.
Первая "2" в названии плёнки указывает на то, что это лавсан, основа - лавсановая (бывают ещё триацетатные основы). Следующая "3" говорит о том, что это - позитивная кинопленка. А "93", или, как говорят, 93-й Кодак - это специальная киноплёнка с названием "Премьер" (Premier). Она отличается от обычного 83-го Кодака завышенным коэффициентом контрастности. На 93-м Кодаке можно получить более плотную "черноту" в тенях и более яркие света. Поэтому киноплёнку рекомендуют использовать для премьерного показа в кинотеатре, на фестивалях и на творческих вечерах.
Обычно в фильмокопии самоё чёрное место - это перемычка между кадрами.
Там максимальная плотность достигает значения D=3,00 Б (поток проходящего света уменьшается в 1.000 раз).
А на 93-м Кодаке можно получить невероятную максимальную плотность (DENSITY), около D=5, это "пуленепробиваемая" чернота, световой поток уменьшается в 100.000 раз.
Коэффициент контрастности, гамма - около 4.
Кодак начал выпускать данную киноплёнку в 1998 году:
- Цветная пленка для печати KODAK VISION Premier 2393.
В 2003 году учёным-исследователям фирмы Kodak, доктору Лесли Гуитеррезу, Диане Кестнер, Джеймсу Мерриллу и Дэвиду Никельвичу была присуждена научно-техническая премия Академии кинематографических искусств и наук, за разработку и создание цветной плёнки KODAK VISION Premier 2393. Об этом вы можете прочитать на сайте Кодака:
В 2012 году пленка для печати KODAK Vision Premier 2393 была снята с производства. Поэтому тем коробкам, которые лежали у нас на складе, было не менее 12 лет. По-видимому, плёнка много лет хранилась в неподходящих температурных условиях, отчего на ней поднялась вуаль - потемнение в неэкспонированных местах.
Вначале я попробовал проявить киноплёнку не в родном процессе ECP-2, где используется проявляющее вещество CD-2, а в процессе ECN-2 (для цветных негативов), с менее активным проявляющим веществом CD-3. Но вуаль не ушла. Попробовал снизить температуру на несколько градусов. Вуаль немного снизилась, но пятнистость осталась. К тому же, из-за недопроявки возник сильный разбаланс по контрастности: три характеристические кривые, которые должны быть параллельны, разошлись веером. Это означало, что на такой пленке невозможно передать градации серых тонов - в тенях и светах будет разный цветовой оттенок.
Поэтому я принял кардинальное решение - проявить кинопленку не в цветном проявителе, а в чёрно-белом негативном. Температура цветного проявителя 36°С, а чёрно-белого проявителя - 21°С (комнатная температура). К тому цветной проявитель сильно щелочной, с высоким значением рН, а чёрно-белый - менее щелочной, менее активный, в нём будет сильная недопроявка.
В чёрно-белом проявителе красители не выходят, образуется только чёрно-белое серебряное изображение. Это привело к тому, что вуаль полностью ушла и сильно упал контраст (снизился наклон характеристической кривой), до значения гаммы 1,6 (на графике - 1,59).
Гамма 1,6 - это норма для черно-белых дубль-позитивных киноплёнок. Другими словами говоря, теперь киноплёнку Кодак 2393, обработанную в чёрно-белом проявителе, можно использовать в качестве дубль-позитива для изготовления страховых копий.
Дело в том, что в задачу Госфильмофонда входит изготовление страховых копий с киноплёнок на нитратной основе. Нитратная основа использовалась примерно до середины 60-х гг. ХХ века, она горючая, подвержена гидролизу (разложению), и чтобы для потомков сохранить фильм, мы переводим его на негорючую лавсановую основу. Согласно рекомендациям Международной федерации киноархивов FIAF (куда входит и Госфильмофонд), оригинал фильма нужно хранить до его полного разложения. И пока эмульсия не осыпалась и не разложилась основа, мы должны сделать страховую копию фильма.
С оригинального негатива, путем печати на копировальном аппарате на малой скорости, изготавливаем дубль-позитив. Дубль-позитив - это такой же позитив, только малоконтрастный.
Обычный позитив мало пригоден для сканирования. Это, пожалуй, самый худший вариант сохранения фильма. Вот, посмотрите на кадр французской хроники, у нас в наличии есть только позитив. Мы замечаем, что окна полностью выбелены - там отсутствует фактура, белые титры не читаются на светлом фоне. Исправить ситуацию уже ничем нельзя. Изображение очень контрастное.
Будь у нас в наличии негатив, ситуацию можно было бы исправить, поскольку у негативной кинопленки большая широта, и там, за окнами, в негативе должны присутствовать хоть какие-то детали. Но контрастный позитив проваливает плотности в тенях и срезает детали в светах.
Для сканирования и для сохранности фильма нужно малоконтрастное изображение: либо негатив, либо малоконтрастный позитив. И вот это малоконтрастное позитивное изображение и называется дубль-позитивом (лавандой).
Это примерно как RAW-файл в цифровой фотографии. Он сам по себе малоконтрастный, в нём не пропадают детали в тенях и нет перемодуляции в светах.
Вот как выглядит чёрно-белая лаванда (дубль-позитив). Отпечатано с негатива фильма "Сталинградская битва", 1949 года выпуска.
В этом малоконтрастном изображении белые объекты передаются светло-серым тоном. А самые глубокие тени - не чёрные, а тёмно-серые.
Если посмотреть на перфорации с правой стороны, то можно заметить, что они двойные. Дело в том, что за 75 лет хранения негативная плёнка сильно усела - уменьшились ее размеры. Усадка происходит не только по длине пленки, но и по ширине. При печати выравнивание двух пленок (негатива и позитива) пленки происходит по левым перфорациям. Из-за уменьшения размера кадра (усадка по горизонтали) перфорации с правой стороны сместились. Светлые перфорации (см. следующий кадр ниже) - это лавсановая пленка, позитив, а темные участки перфораций справа - это отпечатки негативных перфораций с нитратной основы.
В таком малоконтрастном изображении не пропадают детали в тенях и светах и, что не менее важно, все детали размещаются на прямолинейном участке, а не на загибах кривой. Это обеспечивает пропорциональность плотностей с негатива во время копирования.
Когда возникнет необходимость показа фильма, изображение на компьютере просто делают более контрастным, контролируя при этом тени и света.
Стоит сказать, что вначале Отдел технического контроля настороженно отнёсся к моей идее проявлять цветную кинопленку в чёрно-белом проявителе. Пришлось собираться и обсуждать этот вопрос несколько раз. Большее всего волновал вопрос сохранности такого изображения.
Я в своём архиве отыскал подобный эксперимент. Когда-то в 2001 году, во время работы во ВГИКе, я уже обрабатывал цветной позитив в чёрно-белом негативном проявителе. Использовал позитивную пленку в качестве негативной. В такой проявке и без того малая чувствительность позитивной киноплёнки (1,5 - 2 ISO) стала ещё ниже, примерно 0,6 ISO.
Чтобы проэкспонировать такой малочувствительный материал, пришлось использовать длинную выдержку и установить фотоаппарат на штативе. Проезжающие мимо здания ВГИКа автомобили получились смазанными.
И вот с момента съёмки и проявки прошло 23 года, а с материалом ничего не произошло. И это при том, что он все время хранился при комнатной температуре, а не при температуре +2..+3°С, как рекомендует фирма Кодак для проявленного изображения. Он не усел, не скрутился трубочку - лавсан обладает хорошей "плоскостностью". И ничего с плёнкой в ближайшие годы не произойдёт, потому что там, на плёнке, осталось только серебро.
На этой завуалированной киноплёнке "Кодак-2393" мы отпечатали 4 полнометражных фильма (один был двухсерийный), т.е. фактически 5 фильмов. Покупка современной дубль-позитивной чёрно-белой кинопленки "Кодак 2366" для подобной работы обошлась бы в 4 миллиона рублей - из-за санкций киноплёнка стала очень дорогой. А так мы использовали плёнку, которая несколько лет лежала на складе, и на которой, возможно, с течением времени напечатали бы просто защитные ракорды. Но благодаря моему рацпредложению плёнка пошла в дело.
Разрешающая способность позитивной киноплёнки очень высокая - более 500 линий на миллиметр (у чёрно-белого негатива - 100..110 лин/мм), поэтому изображение получилось чётким и пластичным.
*
Леонид Коновалов – ведущий технолог Госфильмофонда, начальник лаборатории и заместитель директора производственного департамента ГФФ
Сканировал фильм Андрей Клемин, начальник отдела исследований