Найти в Дзене
Госфильмофонд России

14. Какую пользу можно извлечь из старой бракованной киноплёнки?

Несколько лет лежали у нас на складе коробки с забракованной цветной позитивной киноплёнкой. Одна стопка - цветной позитив "Кодак 2393", а другая стопка - "Кодак 2383". Говорят, привезли эту пленку с какой-то киностудии уже в забракованном виде - там уже высокая вуаль. Передали нам для технических нужд.

Обычно позитивная киноплёнка после проявки выглядит прозрачной в неэскпонированных местах, а здесь вся плёнка была затянута вуалью. На "Кодаке 2393" вуаль был серо-зеленоватая, неравномерными пятнами, а на "Кодаке 2383" - сиреневая. На фотографии ниже вы можете видеть эти две плёнки. Третья приложенная пленка внизу - свежий "Кодак 2383" для сравнения.

Сверху вниз - Кодак 2393 с серо-зелёной вуалью, Кодак 2383 с сиреневой вуалью и Кодак 2383 без вуали
Сверху вниз - Кодак 2393 с серо-зелёной вуалью, Кодак 2383 с сиреневой вуалью и Кодак 2383 без вуали

Чтобы вам было понятно, что внизу находится также цветная плёнка, я соскоблил эмульсию в том месте, где плёнка была проэкспонирована на копировальном аппарате - пурпурный краситель сверху ушёл и остались голубой и жёлтый красители, которые при наложении дают зелёный цвет.

На позитивной киноплёнке печатают кинофильмы. И, конечно, основа плёнки должна быть прозрачной, без всякой вуали.

Фрагмент кинопфильма, отпечатанный на киноплёнке Кодак 2383
Фрагмент кинопфильма, отпечатанный на киноплёнке Кодак 2383

О кинопленке "Кодак 2383" вы, наверное, слышали, она выпускается до сих пор. У нас было опубликовано две статьи на эту тему:

А вот про киноплёнку "Кодак 2393" вы, скорее всего, ничего не знаете. Поэтому позвольте, коротко рассказать.

-3

Первая "2" в названии плёнки указывает на то, что это лавсан, основа - лавсановая (бывают ещё триацетатные основы). Следующая "3" говорит о том, что это - позитивная кинопленка. А "93", или, как говорят, 93-й Кодак - это специальная киноплёнка с названием "Премьер" (Premier). Она отличается от обычного 83-го Кодака завышенным коэффициентом контрастности. На 93-м Кодаке можно получить более плотную "черноту" в тенях и более яркие света. Поэтому киноплёнку рекомендуют использовать для премьерного показа в кинотеатре, на фестивалях и на творческих вечерах.

Обычно в фильмокопии самоё чёрное место - это перемычка между кадрами.

-4

Там максимальная плотность достигает значения D=3,00 Б (поток проходящего света уменьшается в 1.000 раз).

Замер самого тёмного участка фильмокопии
Замер самого тёмного участка фильмокопии

А на 93-м Кодаке можно получить невероятную максимальную плотность (DENSITY), около D=5, это "пуленепробиваемая" чернота, световой поток уменьшается в 100.000 раз.

Характеристические кривые кинопленки Кодак 2393
Характеристические кривые кинопленки Кодак 2393

Коэффициент контрастности, гамма - около 4.

Sensitometric Curves, SPECTRAL-SENSITIVITY Curves | Kodak 2393

Кодак начал выпускать данную киноплёнку в 1998 году:

  • Цветная пленка для печати KODAK VISION Premier 2393.

В 2003 году учёным-исследователям фирмы Kodak, доктору Лесли Гуитеррезу, Диане Кестнер, Джеймсу Мерриллу и Дэвиду Никельвичу была присуждена научно-техническая премия Академии кинематографических искусств и наук, за разработку и создание цветной плёнки KODAK VISION Premier 2393. Об этом вы можете прочитать на сайте Кодака:

History of Film

В 2012 году пленка для печати KODAK Vision Premier 2393 была снята с производства. Поэтому тем коробкам, которые лежали у нас на складе, было не менее 12 лет. По-видимому, плёнка много лет хранилась в неподходящих температурных условиях, отчего на ней поднялась вуаль - потемнение в неэкспонированных местах.

Вначале я попробовал проявить киноплёнку не в родном процессе ECP-2, где используется проявляющее вещество CD-2, а в процессе ECN-2 (для цветных негативов), с менее активным проявляющим веществом CD-3. Но вуаль не ушла. Попробовал снизить температуру на несколько градусов. Вуаль немного снизилась, но пятнистость осталась. К тому же, из-за недопроявки возник сильный разбаланс по контрастности: три характеристические кривые, которые должны быть параллельны, разошлись веером. Это означало, что на такой пленке невозможно передать градации серых тонов - в тенях и светах будет разный цветовой оттенок.

Поэтому я принял кардинальное решение - проявить кинопленку не в цветном проявителе, а в чёрно-белом негативном. Температура цветного проявителя 36°С, а чёрно-белого проявителя - 21°С (комнатная температура). К тому цветной проявитель сильно щелочной, с высоким значением рН, а чёрно-белый - менее щелочной, менее активный, в нём будет сильная недопроявка.

В чёрно-белом проявителе красители не выходят, образуется только чёрно-белое серебряное изображение. Это привело к тому, что вуаль полностью ушла и сильно упал контраст (снизился наклон характеристической кривой), до значения гаммы 1,6 (на графике - 1,59).

Цветной Кодак в чёрно-белом проявителе
Цветной Кодак в чёрно-белом проявителе

Гамма 1,6 - это норма для черно-белых дубль-позитивных киноплёнок. Другими словами говоря, теперь киноплёнку Кодак 2393, обработанную в чёрно-белом проявителе, можно использовать в качестве дубль-позитива для изготовления страховых копий.

Дело в том, что в задачу Госфильмофонда входит изготовление страховых копий с киноплёнок на нитратной основе. Нитратная основа использовалась примерно до середины 60-х гг. ХХ века, она горючая, подвержена гидролизу (разложению), и чтобы для потомков сохранить фильм, мы переводим его на негорючую лавсановую основу. Согласно рекомендациям Международной федерации киноархивов FIAF (куда входит и Госфильмофонд), оригинал фильма нужно хранить до его полного разложения. И пока эмульсия не осыпалась и не разложилась основа, мы должны сделать страховую копию фильма.

С оригинального негатива, путем печати на копировальном аппарате на малой скорости, изготавливаем дубль-позитив. Дубль-позитив - это такой же позитив, только малоконтрастный.

Обычный позитив мало пригоден для сканирования. Это, пожалуй, самый худший вариант сохранения фильма. Вот, посмотрите на кадр французской хроники, у нас в наличии есть только позитив. Мы замечаем, что окна полностью выбелены - там отсутствует фактура, белые титры не читаются на светлом фоне. Исправить ситуацию уже ничем нельзя. Изображение очень контрастное.

Кадр из французской хроники
Кадр из французской хроники

Будь у нас в наличии негатив, ситуацию можно было бы исправить, поскольку у негативной кинопленки большая широта, и там, за окнами, в негативе должны присутствовать хоть какие-то детали. Но контрастный позитив проваливает плотности в тенях и срезает детали в светах.

Для сканирования и для сохранности фильма нужно малоконтрастное изображение: либо негатив, либо малоконтрастный позитив. И вот это малоконтрастное позитивное изображение и называется дубль-позитивом (лавандой).

Это примерно как RAW-файл в цифровой фотографии. Он сам по себе малоконтрастный, в нём не пропадают детали в тенях и нет перемодуляции в светах.

Вот как выглядит чёрно-белая лаванда (дубль-позитив). Отпечатано с негатива фильма "Сталинградская битва", 1949 года выпуска.

-9

Кадр из фильма "Сталинградская битва", 1949 г.
Кадр из фильма "Сталинградская битва", 1949 г.

В этом малоконтрастном изображении белые объекты передаются светло-серым тоном. А самые глубокие тени - не чёрные, а тёмно-серые.

Если посмотреть на перфорации с правой стороны, то можно заметить, что они двойные. Дело в том, что за 75 лет хранения негативная плёнка сильно усела - уменьшились ее размеры. Усадка происходит не только по длине пленки, но и по ширине. При печати выравнивание двух пленок (негатива и позитива) пленки происходит по левым перфорациям. Из-за уменьшения размера кадра (усадка по горизонтали) перфорации с правой стороны сместились. Светлые перфорации (см. следующий кадр ниже) - это лавсановая пленка, позитив, а темные участки перфораций справа - это отпечатки негативных перфораций с нитратной основы.

Чёрно-белая лаванда (дубль-позитив)
Чёрно-белая лаванда (дубль-позитив)

В таком малоконтрастном изображении не пропадают детали в тенях и светах и, что не менее важно, все детали размещаются на прямолинейном участке, а не на загибах кривой. Это обеспечивает пропорциональность плотностей с негатива во время копирования.

Когда возникнет необходимость показа фильма, изображение на компьютере просто делают более контрастным, контролируя при этом тени и света.

-12

Кадр из фильма "Сталинградская битва", лаванда
Кадр из фильма "Сталинградская битва", лаванда

-14

Стоит сказать, что вначале Отдел технического контроля настороженно отнёсся к моей идее проявлять цветную кинопленку в чёрно-белом проявителе. Пришлось собираться и обсуждать этот вопрос несколько раз. Большее всего волновал вопрос сохранности такого изображения.

Я в своём архиве отыскал подобный эксперимент. Когда-то в 2001 году, во время работы во ВГИКе, я уже обрабатывал цветной позитив в чёрно-белом негативном проявителе. Использовал позитивную пленку в качестве негативной. В такой проявке и без того малая чувствительность позитивной киноплёнки (1,5 - 2 ISO) стала ещё ниже, примерно 0,6 ISO.

Чтобы проэкспонировать такой малочувствительный материал, пришлось использовать длинную выдержку и установить фотоаппарат на штативе. Проезжающие мимо здания ВГИКа автомобили получились смазанными.

Негатив получен на цветной позитивной кинопленке, обработанной в чёрно-белом проявителе Д-76. Внизу - фотография, отпечатанная с этого негатива.
Негатив получен на цветной позитивной кинопленке, обработанной в чёрно-белом проявителе Д-76. Внизу - фотография, отпечатанная с этого негатива.

И вот с момента съёмки и проявки прошло 23 года, а с материалом ничего не произошло. И это при том, что он все время хранился при комнатной температуре, а не при температуре +2..+3°С, как рекомендует фирма Кодак для проявленного изображения. Он не усел, не скрутился трубочку - лавсан обладает хорошей "плоскостностью". И ничего с плёнкой в ближайшие годы не произойдёт, потому что там, на плёнке, осталось только серебро.

На этой завуалированной киноплёнке "Кодак-2393" мы отпечатали 4 полнометражных фильма (один был двухсерийный), т.е. фактически 5 фильмов. Покупка современной дубль-позитивной чёрно-белой кинопленки "Кодак 2366" для подобной работы обошлась бы в 4 миллиона рублей - из-за санкций киноплёнка стала очень дорогой. А так мы использовали плёнку, которая несколько лет лежала на складе, и на которой, возможно, с течением времени напечатали бы просто защитные ракорды. Но благодаря моему рацпредложению плёнка пошла в дело.

Разрешающая способность позитивной киноплёнки очень высокая - более 500 линий на миллиметр (у чёрно-белого негатива - 100..110 лин/мм), поэтому изображение получилось чётким и пластичным.

*

Леонид Коновалов – ведущий технолог Госфильмофонда, начальник лаборатории и заместитель директора производственного департамента ГФФ

Сканировал фильм Андрей Клемин, начальник отдела исследований