Найти в Дзене
ЭраАвто

Будущее без экранов: как проекция и виртуальная реальность вытесняют мультимедиа из автомобилей

Оглавление

Еще пару десятилетий назад дисплеи в автомобилях были редкостью и атрибутом премиум-класса. Сегодня — огромные сенсорные экраны встречаются даже в самых доступных моделях. Они заменили собой кнопки, регуляторы, рычаги — теперь автомобиль управляется свайпами и тапами. Но все чаще производители и пользователи начинают задумываться: а не слишком ли мы увлеклись?

Фото: metamorworks / Shutterstock / FOTODOM
Фото: metamorworks / Shutterstock / FOTODOM

Парадокс: экраны становятся привычными, но одновременно теряют актуальность. Люди хотят большего — удобства, безопасности, нового опыта. И технологии не заставляют себя ждать. Мы на пороге эпохи, когда мультимедийные комплексы, какими мы их знаем, могут исчезнуть. Что же придет им на смену?

Экраны-невидимки и минимализм

Инженеры Bentley предложили свое решение: в Continental GT дисплей скрыт за деревянной панелью и появляется только по нажатию кнопки. Эстетика, удобство, внимание к деталям.

Bentley Continental GT Speed (Фото: Bentley)
Bentley Continental GT Speed (Фото: Bentley)

Еще интереснее — концепт In2Visible от компании Continental (нет, не Bentley). Экран полностью интегрирован в текстуру панели и невидим, пока не включен. Такое решение в буквальном смысле делает технологию невидимой — до тех пор, пока она не нужна.

Continental In2Visible (Фото: Continental AG)
Continental In2Visible (Фото: Continental AG)

А стартап Slate, созданный бывшими инженерами Tesla и Rivian, пошел еще дальше: никаких мультимедийных систем вовсе. Только скромный дисплей за рулем. Все остальное — Bring Your Own Device: закрепляйте смартфон на панели и пользуйтесь тем, к чему привыкли. Минимализм в чистом виде.

Slate Truck (Фото: Slate Auto)
Slate Truck (Фото: Slate Auto)

Проекция: от лобового стекла до дополненной реальности

Первая проекция на лобовое стекло появилась еще в 1980-х годах. Тогда это была просто скорость. Сегодня — это маршруты, дорожные подсказки, звонки, управление музыкой.

BMW iDrive Panoramic Vision (Фото: BMW)
BMW iDrive Panoramic Vision (Фото: BMW)

В 2025 году BMW выводит эту идею на новый уровень с системой Panoramic Vision. Вся поверхность лобового стекла становится единым информационным пространством, которое охватывает и водителя, и пассажиров. Все нужное — прямо в поле зрения, без отвлечения от дороги.

Не отстает и российский автопром. Электромобиль «Атом» будет оснащаться проекционной системой AR HUD с изображением, сопоставимым с экраном диагональю более трех метров. Используется многослойное стекло с ПВБ-пленкой и камеры для работы ассистентов водителя. Это шаг в сторону конкурентоспособности с мировыми премиум-брендами.

Виртуальная и дополненная реальность: пока для развлечения

Технологии VR и AR пока больше играют развлекательную роль — в основном для пассажиров. Audi и Holoride уже тестировали VR-гарнитуры, которые синхронизируются с движением машины, снижая укачивание. Можно играть, смотреть кино или учиться, пока едешь.

А вот BMW пошла дальше. Используя гарнитуры Varjo, инженеры создают интерфейсы с проекцией элементов прямо в поле зрения водителя. Машина становится частью виртуального пространства. Однако есть проблема — безопасность. Гарнитура может ограничить обзор и спровоцировать ДТП. Поэтому массовое внедрение подобных решений пока под вопросом.

Следующий шаг — проекция на сетчатку глаза

Если лобовое стекло — уже привычное место для информации, то следующий уровень — проецирование изображения напрямую в глаза. Технология Retinal Projection уже существует. Она работает через специальные очки и посылает картинку прямо на сетчатку.

Пока это дорого, громоздко и технологически сложно. Но на горизонте — Retinal Homing: инфракрасный лазер извне отслеживает положение глаз и проецирует изображение прямо туда, куда вы смотрите. Фантастика? Да. Но это уже не сценарий из фильма, а рабочий прототип. Вопрос времени — когда это станет доступным.

Куда движется автомобильная мультимедиа?

Экраны, какими мы их знаем, в скором будущем могут уступить место более «естественным» интерфейсам. Мы переходим от физического взаимодействия к визуальному, от тапов — к взгляду, от отдельных дисплеев — к единому пространству, которое просто есть вокруг нас.

Пока что это история про премиум-сегмент и концепты. Но так же было и с первыми экранами в 90-х. И, вероятно, уже через 10–15 лет мы будем вспоминать нынешние огромные дисплеи как нечто устаревшее. Автомобиль становится не просто средством передвижения, а частью цифровой экосистемы. И, возможно, он уже совсем скоро начнет разговаривать с нами не через экраны, а прямо глазами.