Внимание очаровательной третьеклассницы живёт пять минут ровно. Потом — пиу-пиу! — кнопка перезагрузки нажимается сама.
Её мозг — как радио, которое ловит все станции сразу. Цепочка дробей, ролики, любимый кот, новые фломастеры — всё в одной голове и всё громко.
Преподаватель спрашивает: «Если мы поделим тортик на части какая часть будет больше, одна шестая или одна седьмая?»
Соня отвечает — щёлк! — и вдруг вопрос: «А правда, что у осьминога три сердца?»
Соня все знает, но все путает. Но если спрашивать быстро и так же быстро переключаться, то оказываешься с ней на одинаковых коротких волнах.
Каждые пять минут новый сюжет
Что делать с таким ребенком, чтобы математика стала для нее самым любимым предметом и она могла освоить его на углубленном уровне. Такой талант совершено точно не достоин простой школьной программы.
Превращаем урок в короткометражный сериал. Каждая тема - ровно на пять минут в одно касание.
- Но так ничего не возможно объяснить!
За один раз может быть и невозможно, а путем многократного возвращения прекрасно получится. Да и зачем объяснять. В случае с Соней важнее задавать вопросы и использовать принцип обучения с изобретением темы самим ребенком. За пять минут маленькую идею Соня отлично осваивает. Так что задача учителя разбить всю тему на пару десятков пятиминутных фрагментов. Мы вернёмся к каждой теме примерно двадцать раз, в результате Соня прекрасно будет владеть всеми этими темами, даже опередит своих одноклассников.
Обмен с последствиями с Соней. Играем в «Ты мне, я тебе», по очереди осыпая друг друга вопросами и ответами, математическими, разумеется. Пока спрашивает Соня у нее кнопка перезагрузки срабатывает. Когда спрашивает учитель Соня уже в рабочем режиме.
Организовываем взрыв мозга каждые пять минут, так что от преподавателя ожидаем положительной энергии, эмоций, лёгких артистических наклонностей, умение управлять голосом, излучать позитив: «Число пять вместе с икс убежало, ловим!»
Придумываем фантастические единицы измерения. Придумываем сказочные задачи про любимого кота.
Объясняем дроби подружке, преподавателю, соседке по парте.
Играем в логические игры с раскрытыми картами, иначе она потеряет нить и смысл игры.
Звезда родилась! Соня каждые пять минут должна почувствовать, что она внезапно гений. Если минуты славы не будет, то ее энтузиазм погаснет. И это не только повысить самооценку, а дать энергию ее центру мозга работать дальше.
Как можно раньше познакомить с разными понятиями
В силу того, что с Соней нужно работать с микроподходами, ей нужно гораздо больше времени, чтобы освоить все детали. И даже когда она все знает, ее кнопка перезагрузки внезапно будет продолжать срабатывать и она будет совершать глупые ошибки.
Так что Соне очень полезно будучи в третьем классе, что-то узнать про логарифмы, функции, системы уравнений, подобия треугольников как будто она случайно открыла дверь в сказочную страну и понятия не имеет попала, но там что-то невероятно интересное. И только вернувшись из этого путешествия, она узнает, что это была топология. Для нее хаотичное обучение прекрасная родная стихия.
Если Соня еще и кинетик по типу восприятия, то есть ей надо делать что-то руками, двигаться, то заранее можно знакомить ее с новыми понятиями через руки - вырезать, склеивать, рисовать, веревки, кубики, палочки очень будут кстати.
Передать пульт управления и быть на одной волне
Соня нестабильна, но зато оригинальна и талантлива, как и все дети. Девочка с 1000 случайных мыслей в минуту и магической фразой «Я не знаю».
Нейропсихологический подход к ее обучению основан на том, что у нее:
- Незрелость префронтальной коры, которая отвечает за контроль внимания→ мозг легко переключается на новое.
- Высокая отвлекаемость→ реакция на любой стимул, шум, движение, свои мысли.
- Быстрое истощение → 5-7 минут — максимум удержания фокуса.
Нужно адаптироваться под её ритм.
Делим урок на блоки по 5 минут с обязательной «перезагрузкой» - физической и когнитивной. Встать, потянуться, бросить мяч. Переключиться на загадку «Что тяжелее: 1 кг уравнений или 1 кг конфет?».
Якорим внимание через тело.
Подключаем моторную память. Рисуем руками в воздухе, хлопаем в ладоши когда получилось верно умножить, нашли икс, ответили на вопрос. Делаем тактильные подсказки. Лепим дроби из пластилина. Превращаем уравнения в ребусы.
Соединяем визуализацию и абсурд, чтобы «зацепить» мозг.
Превращаем задачи в истории. Используем яркие образы.
«Число 5 убежало от волка-минуса. Спрячь его в скобки!»
Используем эмоциональное подкрепление с юмором и неожиданностью.
В решении задачи зашифрована фамилия футболиста, который сам забил гол в свои ворота.
Используем геймификацию, каждый правильный ответ на устной разминке перепрыгивая через 18 даёт шаг к кладу единиц измерения.
Используем предсказуемый сюрприз.
Для этого нужен чёткий алгоритм, озвученный Соне. Сначала будет разминка, потом задача про Бабу-Ягу, потом отправимся в путешествие по магазину игрушек, чтобы решить уравнение. Обязательно проверим все свои решения и в конце игра. После каждого этапа - наклейка.
Точно надо избегать
Когда у Сони происходит «перезагрузка» не надо ее упрекать, а использовать момент:
- «О! Давай начнём с этого места: вот этот знак „=“ — это мост…»
Давать ей «ритуал завершения»:
- «Закрываем глаза. Задача исчезает. Открываем — новая задача!»
Ни за что на свете не делайте с Соней долгих монологов «Вот правило…».
Не задавайте ей однообразных заданий в виде столбиков с примерами.
Точно не надо давления по типу: «Сосредоточься!» — так не работает.
Метод упавшей шишки
Её мозг — не «ленивый», а гиперчувствительный к стимулам. Задача — не заставить концентрироваться, а ловить волну её внимания.
Через 2-3 года префронтальная кора дозреет, и «кнопка reset» будет срабатывать реже. А пока — взаимодействуем с ребенком неожиданно, весело, с перебежками и наградами за каждую найденную шишку.
Процесс ловли шишек будет нарастать постепенно и тут, главное, взрослому успевать ловить и меняться самому. А то можно не заметить как Соня бах! и у же в олимпиаде участвует.
Попробуйте первое занятие, чтобы ваш ребёнок получил удовольствие от икс в сверхъестественном мире математики.
Получить 10 полезных материалов для развития мышления ребенка в телеграм
🔔 Подпишитесь — расскажем, как превратить «не хочу» в «дай задачу посложнее».
Вам может быть интересна статья: