Режиссёр Григорий Козинцев принадлежал к первому поколению отечественных режиссёров. Начал работу в кинематографе ещё в двадцатые, придя, как и многие коллеги, из театра. Но в отличие от других
Козинцев не перешёл в кино полностью, он продолжал ставить спектакли, и в 1954 году вышел его «Гамлет» в театре Пушкина.
А ещё через несколько лет вышла книга о Шекспире авторства режиссёра. Козинцев вообще был невероятно увлечён этим автором, много читал о нём и, конечно, со временем, пришёл к мысли экранизировать Шекспира. К тому же был выдающийся повод:
в 1964 году во всём мире планировали отмечать 400-летие со дня рождения драматурга.
В роли Гамлета Козинцев хотел видеть только Александра Демьяненко. Но
Демьяненко помешал комедийный образ, уже закрепившийся за ним после съёмок у Гайдая.
Тогда Козинцев нашёл альтернативу - Иннокентия Смоктуновского. Козинцев как-то видел его в короткометражке и подумал, что именно таким должен быть Гамлет.
39-летний Смоктуновский на тот момент большой кинозвезой не был, хотя снимался уже довольно много.
Самой крупной и заметной его работой к середине шестидесятых стала драма «Девять дней одного года». Почти одновременно с приглашением от Козинцева артист получил ещё два приглашения: сняться в роли Андрея Рублёва у Тарковского и стать Андреем Болконским в «Войне и мире» Бондарчука. Но выбрал в итоге Гамлета. Правда,
ни режиссёр, ни актёр тогда не представляли, как тяжело им дадутся съёмки и сколько они будут спорит о личности персонажа.
Козинцев с самого начала решил создавать чёрно-белый фильм, потому что считал красочность неподходящей для такой драматичной истории. Кроме того, он захотел сделать широкоформатное кино, чтобы зрители фактически стали соучастниками происходящего (и тут, безусловно, был реверанс в сторону театра).
А ещё он задумал использовать массивные декорации, которые переносили бы публику на века назад. Реквизиторы нашли натуру на побережье Балтики в Эстонии и полгода возводили там настоящий замок! Хотя жить в нём вряд ли бы бы получилось:
художник Евгений Еней выстроил стены из металлической арматуры и использованных молочных пакетов, залитых бетоном.
На чёрно-белой плёнке стены смотрелись по-настоящему средневеково, но вот служить долго не смогли бы. Чтобы сшить костюмы, реквизиторы часы проводили в библиотеках, изучая наряды 15 века, а оружие Козинцев и вовсе арендовал в музея страны, включая Эрмитаж. Кстати, многие сшитые для картины наряды осели в гардеробных «Ленфильма» и появлялись в других фильмах. Так, черный сюртук Смоктуновского чуть позже примерил Михаил Боярский, когда снимался в «Собаке на сене».
На роль Офелии Козинцев пригласил студентку Щукинского училища Анастасию Вертинскую. Анастасия, несмотря на юный возраст (ей было всего 20), была очень популярна: в её активе к 1964 году было два кинохита: «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Но
Козинцев не побоялся дать знаменитую роль избалованной славой актрисе и определённо не прогадал:
Вертинская отлично вписалась в актёрский ансамбль.
Съёмки не всегда шли гладко. Смоктуновский, актёр театральный, привыкший тщательно прорабатывать не только слова персонажа, но и его движения и даже мимику, не мог найти общего языка с Козинцевым, который не любил помногу работать с исполнителями и считал, что они самостоятельно должны искать образ.
Кроме того, режиссёр планировал снять классическое кино, не отступая от литературного оригинала, а вот Смоктуновский, который вынужден был сам придумывать роль, вносил в неё многое от себя. Столь разные подходы неизбежно приводили к недопониманию и стычкам, которые постоянно случались на площадке.
Несмотря на конфликты, «Гамлета», к счастью, досняли, и в апреле 1964 года он вышел в прокат. Но цензоры решили перестраховаться и выпустили его ограниченным числом копий. Причин было две. Во-первых, сама
история принца датского была уже слишком далёкой от современности и были опасения, что нынешний зритель не воспримет её.
Кроме того, ограниченный прокат был своего рода маленькой местью за отказ Козинцева делать цветное кино, которое киночиновникам нравилось куда больше.
Однако цензура ошиблась: картина из средневековой жизни моментально стала популярной, её посмотрело более 20 миллионов человек. Лента привела в восторг и зарубежных зрителей:
больше двух лет «Гамлет» принимал участие в кинофестивалях и шёл в кинотеатрах за границей. И, что особенно важно, оценили экранизацию и в Великобритании, на родине Шекспира.
При этом удивительно, что исполнитель главной роли, Иннокентий Смоктуновский, восторгов по поводу «Гамлета» не разделял и долгое время даже не хотел обсуждать роль. Однако уже через пару лет Смоктуновскому снова пришлось стать на экране Гамлетом: в комедии «Берегись автомобиля» он изобразил принца на сцене народного театра, хоть и в несколько гротескной форме.
А как вам кажется, «Гамлет» Козинцева и Смоктуновского близок к оригиналу?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296