Этот фильм родился из случайного разговора, но стал классикой ещё до выхода. И неудивительно, ведь к его созданию причастны режиссёр Андрей Кончаловский, художник Николай Двигубский, оператор Георгий Рерберг, композитор Альфред Шнитке. Но тон всей картине задал писатель, не только познавший душу русской интеллигенции, но и сумевший тонко о ней рассказать, — Антон Павлович Чехов. Речь идёт о драме «Дядя Ваня» (1970).
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Пьесу «Дядя Ваня» впервые поставили в театре ещё в конце девятнадцатого века, а в веке двадцатом редкий театр не брался за неё (включая заграничные).
Для многих артистов роли дяди Вани и доктора Астрова были многолетней мечтой,
но реализовать её удалось не всем. Идею экранизировать историю подсказал Кончаловскому Иннокентий Смоктуновский.
Режиссёр, только что выпустивший изящный и интеллигентный фильм по роману Тургенева «Дворянское гнездо», без проблем добился разрешения на съёмки, пообещав отнестись к прозе Чехова бережно (и слово сдержал).
Сценарий по пьесе он написал сам, уложившись всего в две недели.
Роль дяди Вани получил, конечно же, инициатор — Иннокентий Смоктуновский.
В образе Михаила Астрова Кончаловский увидел Сергея Бондарчука. Правда, позже, уже во время работы, выяснилось, что
видение героя у режиссёра и актёра весьма разнится, и это не раз приводило к конфликтам.
За Бондарчуком, уже именитым тогда исполнителем и режиссёром, шла слава человека, который любит руководить, но Кончаловского это не смущало на этапе подбора актёров.
Ну а на роль беспокойного и скандального профессора Серебрякова пригласили патриарха советского кино и театра Бориса Бабочкина, того самого комдива Василий Ивановича Чапаева из одноимённой героической ленты 1934 года.
«Чапаев» стал культовым для нескольких поколений зрителей, и даже сегодня, когда фильму уже без малого сто лет, его не грех пересмотреть.
Роль покладистой, влюблённой в Астрова Сони, дочери Серебрякова, ушла Ирине Купченко, которую сам Кончаловский и открыл, дав ей, 20-летней дебютантке, роль в «Дворянском гнезде».
А роковую красавицу Елену Андреевну, вторую супругу профессора, которая одним взглядом уже вызывала вожделение у окружающих её мужчин, неожиданно для всех, да и для себя самой тоже, получила Ирина Мирошниченко.
Актриса позже рассказывала, что, узнав, какие у неё были на пробах конкурентки, даже не мечтала, что её утвердят.
К тому же Ирина никогда не считала себя женщиной выдающейся красоты, а героиня должна была сводить мужчин с ума одним только присутствием. Однако в итоге Мирошниченко утвердили и режиссёр, и художественный совет.
С началом съёмок возникли и первые сложности. Причиной их стало непонимание между Борисом Бабочкиным и Андреем Кончаловским.
Борис Андреевич был человеком своенравным, с диктаторскими привычками, к тому же по возрасту годился режиссёру в отцы (а легендарный «Чапаев» и вовсе вышел ещё до рождения Андрея Кончаловского).
Рекомендации и советы Кончаловского он воспринимал в штыки, полагая, что прекрасно всё знает сам. Конфликт разросся настолько, что Бабочкина сняли, пригласив на замену Владимира Зельдина.
Разобравшись с этой проблемой, Кончаловский столкнулся с новой: теперь несговорчивость начал проявлять Сергей Бондарчук. Если
режиссёру Астров представлялся слегка опустившимся интеллигентом, не реализовавшим в жизни, точно осознающим это и страдающим вдвойне,
то Бондарчук хотел сделать героя франтоватым, чуть лощёным, немного самоуверенным.
Сглаживать непростые ситуации Кончаловскому помогала хитрость: он разрешал снимать дубли так, как видел их Бондарчук, а потом просил актёра сыграть роль так, как видел её сам, и говорил, что на монтаже уже выберут лучший. Но на монтаже Бондарчука, разумеется, не было, поэтому в картину попали как раз те дубли, которые нравились Кончаловскому.
Добавлял напряжения на площадке и оператор Георгий Рерберг. Все, кому довелось с ним работать, уверяли, что
у Рерберга был не только выдающийся операторский талант, но и задатки сильного, неординарного режиссёра с особым взглядом.
С Кончаловским он снимал все фильмы, начиная с дебютного «Первого учителя» (1965), однако это не мешало им ожесточённо спорить. Но итогом бурных дискуссий
стала очень красивая, завораживающая атмосферой лента, в которой нет ни единой лишней детали и которая пронизана лучами тусклого света, от которых нет тепла.
«Дядю Ваню» высоко оценили и зрители, и киноведы. Фильм получил три международные награды и стал известен на Западе. И, кстати,
именно здесь прозвучала знаменитая фраза Чехова про то, что в человеке всё должно быть прекрасно.
Правда, никто из героев странной элегичной истории этому постулату не соответствовал, за исключением, пожалуй, кроткой Сони. И не могу тут не написать, что как-то в интервью актриса Юлия Рутберг отметила, что у Ирины Купченко, которая и играла Соню, в кадре не лицо, а лик. По-моему, это очень метко и красиво.
А вам понравился «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского? Это «чеховская» экранизация Чехова?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: