Найти в Дзене

Анализ современного состояния и тенденций развития рынка соковой продукции в России. Контрольная работа по маркетингу.

Оглавление
Соки.
Соки.

Контрольная работа посвящена исследованию российского рынка соковой продукции, который демонстрирует динамичный рост производства и экспорта, но при этом сталкивается с рядом ограничивающих факторов, включая дефицит отечественного сырья, низкую покупательную способность населения и усиление конкуренции. В работе проводится всесторонний анализ рынка: определяются количество и размер его участников, рассчитываются индексы концентрации, оцениваются условия входа, доступность информации, анализируются уровень цен, соотношение спроса и предложения, а также дается оценка общему уровню развития рынка. Исследование направлено на формирование комплексного представления о текущем состоянии, ключевых проблемах и потенциале развития отечественного рынка соков.

-2

Фрагмент контрольной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать в: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34. Отвечаю быстро.

Введение

Количество и размер участников рынка соковой продукции

Концентрация участников рынка соковой продукции

Условия входа на рынок соковой продукции

Доступность информации о состоянии рынка

Уровень цен, соотношение спроса и предложения на рынке

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Российский рынок соков в последние годы динамично развивается. Доля производства ежегодно растет на 10-40%, а экспорт увеличивается в среднем на 45% [10].

Каждый житель России потребляет около 8 литров соков в год, тогда как россиянин – 12, европеец – 30, а американец – 60 литров [1].

Потенциал отечественных производителей, который существует на рынке, ограничивается такими факторами, как низкий уровень покупательной способности российских потребителей и рост конкурентов на товарном рынке. Совокупность обстоятельств определяет актуальность исследования вопросов формирования и развития рынка соков.

Одной из наиболее актуальных проблем отрасли является дефицит отечественного сырья для переработки сока. Компании ищут новых поставщиков сырья из разных стран, поскольку доля обеспечения собственным сырьем составляет лишь около 20%, а это в свою очередь приводит к зависимости от импорта.

Целью контрольной работы является исследование рынка соков в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

- определить количество и размер участников рынка соковой продукции;

- рассчитать индексы концентрации участников рынка соковой продукции;

- определить условия входа на рынок соковой продукции;

- оценить доступность информации о состоянии рынка соковой продукции;

- провести анализ уровня цен, соотношения спроса и предложения на рынке соковой продукции;

- оценить уровень развития рынка соковой продукции.

Объектом изучения является рынок соковой продукции Российской Федерации.

Предметом исследования являются совокупность связей и отношений, возникающих в результате функционирования рынка соковой продукции в Российской Федерации.

Теоретической и методологической базой контрольной работы являются материалы, содержащиеся в трудах отечественных ученых, посвященных изучению рынка соковой продукции, а также материалы научно-практических конференций. Информационной базой исследования являются статистические материалы, отраслевые обзоры, а также материалы, размещенные в сети Интернет на информационно-образовательных порталах.

Количество и размер участников рынка соковой продукции

Поскольку соком может быть только стопроцентно натуральный продукт, который необходимо хранить должным образом (имеет способность к брожения), на рынке существует много видов соковой продукции, в зависимости от вида обработки плодов (см. табл. 1) [12].

Таблица 1 – Характеристики соковой продукции, в зависимости от вида обработки плодов
Таблица 1 – Характеристики соковой продукции, в зависимости от вида обработки плодов

Для того чтобы увеличить количество потребителей, производители соков постоянно расширяют ассортимент соковой продукции, куда входит не только сок. Сюда относятся нектары, морсы и сокосодержащие напитки. Все эти продукты различаются составом и вкусовыми качествами [10]:

1. Сок – это жидкий пищевой продукт, который получают путем отжима свежих, спелых и неиспорченных плодов (фруктов, овощей, ягод). Соки не содержат химических консервантов, красителей, ароматизаторов и подсластителей.

2. Нектар – это пищевой продукт, изготовленный из концентрированного сока (пюре) и питьевой воды. При этом доля концентрированного сока (пюре) должна составлять не менее 20-50% от всего объема, в зависимости от вида фруктов или овощей. В нектар запрещено добавлять химические консерванты, ароматизаторы и подсластители. Как правило, нектары делают из тех видов фруктов, ягод или овощей, концентрированный сок которых является слишком густым и имеет очень концентрированный вкус.

Таблица 2 – Объем производства соков на рынке, млн. л.
Таблица 2 – Объем производства соков на рынке, млн. л.

Согласно данным, представленным в таблице 2, можно сделать вывод, что лидером является компания АО «Мултон», ее объем производства за 2019 г. од составил 1163 млн. л., далее идет PepsiСo – 1084 млн. л., ОАО «Сады Придонья» – 422 млн. л, АО «ПРОГРЕСС» – 194 млн. л.

На сегодняшний день конкуренция на у рынке достаточно высокая, насчитывается порядка 70 предприятий-производителей, из них почти 20 – крупные компании [7]. Россияне предпочитают соки местного производства, доля импорта составляет примерно 10%. Для того чтобы продавать на российском рынке, прежде всего нужно понимать внутреннего потребителя. Многие западные компании не смогли выбрать правильную стратегию и вынуждены были покинуть рынок. В то же время лидеры отрасли делают попытки разными способами отвоевать долю рынка у своих конкурентов. Для примера, PepsiCo, которая приобрела ОАО ЭКЗ «Лебедянский», начала обеспечивать торговые точки фирменным оборудованием, открывать новые филиалы прямых продаж, модернизировать имеющееся оборудование и др. [13].

Объем производства соковой продукции за 2019 г. в долях на рынке представлен графически на рисунке 1.

-5

Доступность информации о состоянии рынка

Можно выделить два вида источников информации о рынках соковой продукции в России: закрытые и открытые

К закрытым (платным) источникам относятся маркетинговые исследования ведущих консалтинговых агентств, таких как: "Tebiz group", "ROIF EXPERT", "BusinesStat" и др.

Так, Tebiz Group проводит ежегодные маркетинговые исследования рынка соков. Например, "Рынок соков в России – 2020. Показатели и прогнозы" [3], его целью является – анализ российского рынка соков по всем ключевым показателям в разрезе федеральных округов и регионов, выявить тенденции на рынке, рассчитать объемы рынка, производства, импорта и экспорта, составить экспертный прогноз развития рынка до 2029 г. по негативному, инерционному и инновационному сценарию. В исследовании рассмотрено влияние коронавируса (COVID-19) на экономику и возможные последствия пандемии [3].

1. Исследование может быть использовано в качестве аналитического обоснования для принятия стратегических решений, для предоставления в банки и другие финансовые учреждения, для использования при составлении маркетингового плана компании, для презентации инвесторам или руководству.

2. Данное исследование рынка проведено по инициативе компании Tebiz Group в целях информационноаналитической поддержки предприятий и предпринимателей, и улучшения инвестиционного климата в России.

3. В исследовании представлен независимый всесторонний анализ рынка с использованием различных источников официальных данных, который отображает текущую ситуацию на рынке, оценивает потенциал развития рынка, рассчитывает все основные ключевые показатели и является хорошим инструментом для принятия решений при стратегическом планировании и инвестировании.

Агентство ROIF EXPERT проводит ежегодные маркетинговые исследования рынка соков. Так, "Рынок соков в России: исследование и прогноз до 2024 г. Выпуск: май, 2020 г." [9] представляет собой бизнес-анализ рынка соков в России содержит основную информацию о состоянии рынка по февраль 2020 г. и прогноз развития индикаторов рынка соков на 2020-2024 гг.

-6

Список использованной литературы

1. «Росконтроль» назвал лучшего производителя яблочного сока. [Электронный ресурс] – Электронные данные. – Режим доступа: https://iz.ru/915405/2019-08-29/nazvany-opasnye-dlia-zdorovia-kurinye-kotlety. – Загл. с экрана.

2. Анализ рынка соков и нектаров в России в 2015-2019 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020-2024 гг. [Электронный ресурс] – Электронные данные. – Режим доступа: https://businesstat.ru/catalog/id9146/. – Загл. с экрана.

3. Анализ рынков соков и нектаров. [Электронный ресурс] – Электронные данные. – Режим доступа: https://tebiz.ru/mi/rynok-sokov-v-rossii. – Загл. с экрана.

4. Верховец, О.А. Теория отраслевых рынков: учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Омск : ОмГУ, 2016. – 58 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/75490. – Загл. с экрана.

5. Евстратов, А.В. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / А.В. Евстратов, И.В. Днепровская; ВолгГТУ. – Волгоград, 2016. – 72 с.

6. Промышленное производство в России. 2019: Стат.сб. / Росстат. – М., 2019. – 286 c.

7. Рейтинг торговых марок соков, основанный на потенциальном спросе. [Электронный ресурс] – Электронные данные. – Режим доступа: https://iom.anketolog.ru/2019/02/08/rejting-torgovyh-marok-sokov-osnovannyj-na-potencial-nom-sprose. – Загл. с экрана.

8. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат.сб. / Росстат. – Р76 М., 2019 – 708 с.