Апостол Павел в послании Ефесянам мужьям заповедует любить жен, а женам - бояться мужа (Еф.5:33). Но какая может быть любовь там, где страх?
Иоанн Златоуст в беседе 20 на послание к Ефесянам объясняет, что именно там, где жена боится мужа, как главу, там и будет любовь. Тело послушно главе, но и любит главу, как одину из частей тела. Подчинение нужно, чтобы был мир в семье. Где равенство, там не может быть мира. Необходимо, чтобы было одно начальство. Так всегда бывает с существами телесными; если бы люди были духовные, тогда был бы мир. В иерусалимской общине было некогда пять тысяч душ, и «никто ничего из имения своего не называл своим», но всем делились друг с другом (Деян. 4:32).
Из слов Святителя видно, что именно уступчивость уничтожает разногласия в семье. Апостол Павел говорит о совершенной любви: она не ищет своего (1 Кор. 13:4-7). Такую любовь имеют люди духовные, и они ни в чем друг друга не ущемляют. Если жена не уступчива, получается, придеться мужу быть уступчивым, иначе семье - конец. Если муж духовный, он умеет быть и мягким когда нужно, и проявить твердость при необходимости. Но если он - не святой, то, дорогие женщины, вам придётся выбирать: или становиться уступчивой при сильном муже, или жить с мягким мужем, который не только перед женой смиряется, но и перед другими людьми. И часто можно увидеть при жене с сильным характерам тихого мужа, который не может сказать своего мужского слова, когда нужно. И это выбор: либо менять себя, либо приспосабливаться к вот этой перевернутой жизни, когда жене приходится трудные вопросы решать самой.
Заметьте, что Апостол Павел подробно говорит о том, как муж должен любить жену, но не уточняет, каким должен быть страх жены перед мужем. Это потому, что хочет, чтобы в семье преобладала любовь. Если будет в семье любовь, то все остальное к ней приложится. Но если жена будет слушаться, а муж не будет ее любить, конечно, согласия в семье не будет.
Может быть, еще отсутствие уточнений, каким должен быть страх жены для того, чтобы жена сама по своему мужу определяла как ей себя вести. Цель - жить в любви. Какому-то мужчине слова не скажи, нельзя лезть в его мужские дела, и при том, он самостоятельно заботится о жене.
С каким-то мужем можно обсуждать важные семейные вопросы, давать советы. С каким-то мужем может быть не то что советы давать, а прям часто подсказывать приходится, чтобы не попасть в беду. Все индивидуально.
Нельзя молчать, если муж делает не то. Но нужно иметь чувство меры. Нужно в разговоре не забывать о цели. Цель - призвать мужа к тому, что он должен - к любви. Если же реакция мужа противоположная, то значит лучше остановиться.
Способность женщины - чувствовать мужа, чувствовать его настроение. Эту способность можно использовать, чтобы сделать человеку больнее, а можно напротив, чтобы понимать, когда надо остановиться, и разговор может превратиться в бессмысленный скандал, после которого каждый будет жалеть о сказанном. Если жена научится чувствовать мужа до тонкости, она сможет исправлять его так, что он будет рад ее советам. Может быть, это может стать ориентиром, чтобы понять, каким должен быть страх жены? Муж должен быть опорой семьи. Но если очень сильно опору шатать, она рано или поздно перестанет быть надежной и упадет.
На мужа, в свою очередь, Апостол возлагает то, что важнее: любовь к жене. Жене, конечно, хочется, чтобы и муж ее чувствовал, понимал. Но у мужчин чувствительность не так развита. Обычно напротив, сила мужчины - переносить неприятное. Кто любит свою жену, тот, хотя бы она была и не очень послушна, все перенесет. Переносить справедливые укоры жены - это просто честность. Надо уметь замечать свою вину и исправляться. И тогда естественным образом отношения в семье наладятся.
Но муж-христианин призван к большему: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда (Мф.5:46)? Доброе отношение к жене, даже если она не права, обезоруживает. Если жена не слушается мужа, ты ее люби, исполняй свой долг. В этом - мужественность. Если мужчина не чувствительный, ему дана чувствительная жена. Он должен видеть, если не по своим чувствам, то по ней, что что-то надо менять. Если ей плохо, а ты не чувствуешь, поговори, узнай, это тело твое к тебе говорит о своей боли. Найди причину и избавь. Тогда, может быть, жена, почувствовав себя защищенной, научится доверять мужу. Тогда супруги будут дополнять друг друга. При муже, который любит жену той любовью, о которой говорит Апостол Павел, хотя и кажется, что обязанностью послушания жене наносится ущерб, она ничего не теряет, потому что обязанность мужа - любить жену.
Так же, хотя и муж бы не любил жену, она должна стремиться к миру с ним, не превозноситься, относиться с уважением. Если отношения начинались с горячих чувств, может быть, они остыли от столкновений, может быть мирное поведение жены пробудит любовь мужа? Может быть, чуть осторожнее обращаться с ним, и он услышит тебя?
Каждый в семье должен исполнять свои обязанности, не смотря на другого. Верующий христианин исполняет заповеди, ради Господа, а не ради собственного комфорта. Пусть иные не повинуются, ты покоряйся закону Божьему. Таков брак во Христе, брак духовный - брак не в следствие телесного влечения или страсти, а всецело духовный, в котором душа соединяется с Богом неизреченным союзом, как Он один знает. Потому и сказано: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17).
Заповеди Христовы и Апостольские кажутся тяжелыми. Но Господь открыл, что только добром можно победить зло мира. Он всех, и мужчин, и женщин призывает быть проводниками мира и праведности. И это ради того, чтобы любовь царствовала в семье.
Иван.