Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Немезида: Может ли Солнце оказаться двойной звездой

Есть мнение, что Солнце имеет «младшую сестру» – красную звезду Немезиду, вращающуюся по очень вытянутой орбите и лишь раз в 26 миллионов лет приближающуюся к границам Солнечной системы. Вроде бы о чём-то таком откуда-то знали индейцы майя… Известно откуда. От фриков. Майя многому научились у фриков, родившихся спустя века после гибели цивилизации на Юкатане. Хрустальные черепа делать, например.

Фрики же, в свою очередь, редко бывают способны к генерации оригинальных идей, так что вдохновение черпают из научно-популярных журналов. В особом почёте у них устаревшие и опровергнутые гипотезы, подобные «водному пути происхождения человека» или «водороду в ядре Земли» Ларина. Проще говоря, «Немезида» родилась в кабинетах в середине прошлого века.

Предположение о возможности существования второй компоненты в систем Солнца имело, в принципе, основания. Хотя и довольно общего характера, но весомые. В первой половине прошлого века астрономия обогатилась огромным объёмом информации. В частности, известно стало, что большинство звёзд в Галактике – кратные. Учитывая же, что каждая кратная система содержит, минимум, две звезды, можно было говорить даже о подавляющем большинстве. Принятый же в науке космоцентрический подход предполагает что на Землю распространяются общие для космоса закономерности, и подталкивал к выводу о «незаконности» одиночного плавания Солнца.

...Но если в системе Солнца есть вторая компонента, это должна быть очень тусклая звезда – легкий красный карлик (о существовании коричневых карликов тогда не было известно), – и радиус орбиты Немезиды должен быть очень велик. Иначе она была бы давно замечена в телескопы.

Почему «Немезиды»? На самом деле, гипотетический объект официального названия не получил, имя же богини возмездия пристало к звезде благодаря не астрономам, а палеонтологам. Во второй половине прошлого века они активно искали причины великих вымираний... Пожалуй, не более активно, чем сейчас, но тогда ещё надежда на наличие простого и универсального решения проблемы не была бесповоротно утрачена. Увязать вымирания с астероидными бомбардировками казалось хорошей идеей… Вторая компонента в системе могла провоцировать катастрофы, вторгаясь в облако Оорта. Но в таком случае, запечатлённые палеонтологической летописью вымирания должны иметь чётко прослеживающуюся периодичность.

Откуда взялись «26 миллионов лет»? Это просто был самый большой период обращения, при котором система оставалась бы стабильной. Астрономам требовалось задвинуть вторую компоненту как можно дальше, для объяснения её ненаблюдаемости. Но дальше не получалась. Немезида отваливалась. В прошлом веке уже известно было, что движение в спиральных рукавах является довольно оживлённым, и сближения Солнца с другими светилами нередки. Опираясь на эту вводную, некоторые палеонтологи попытались подогнать решение под ответ, увидев в вымираниях соответствующую периоду обращения гипотетического объекта периодичность… Но результат не показался убедительным никому, кроме редакции «Техники Молодёжи».

О какой периодичности можно говорить, если даже связь между падением астероида в Чикшулубе и мел-палеогеновым вымиранием (хотя, события и почти совпадают по времени) так и осталась недоказанной? И чем дальше, тем больше вызывает сомнений.

...Таким образом, на Земле никаких доводов в пользу наличия у Солнца злобной сестры обнаружить не удалось. В космосе же дела обстояли не так безнадёжно. В конце прошлого века быстро стали продвигаться исследования периферии системы, и в частности пояса Койпера. И сразу же бросилось в глаза, что десятое кольцо представляет собой руины. Как, собственно, и пятое – Главный Пояс Астероидов. Но внутренний «фаэтонский» пояс растерзал, не дав там родиться планете, Юпитер. А внешний тогда кто?

Данный вопрос до сих пор не получил простого ответа. Согласно современным представлениям над превращением аккуратного десятого кольца в рассеянное скопление потрудились и буквально влетевший в него с пинка внутренних гигантов Нептун, и сближавшиеся с Солнцем звёзды, но во всех случаях степень хаоса превышает ожидаемую. Так что, и в начале XXI века многим астрономам представлялось наиболее полным и убедительным объяснением состояния периферии Солнечной системы наличие ещё далее на периферии массивного объекта… Причём, вращающегося под очень большим углом к плоскости эклиптики. Что невозможно для планеты, но типично для младшей компоненты в кратной системе.

Правда, тогда-то – в прошлом относительно недалёком, – речь о «звезде» уже не шла. Звезду-то бы автоматические орбитальные телескопы даже на фоне бесчисленности тусклых красных карликов вообще засекли бы мгновенно – по движению на фоне других звёзд. На этом этапе кабинетный миф о «Немезиде» уже окончательно слился с другим, – о «планете Х». Причём, и планета «планетой» быть уже перестала, и называлась так только за неимением лучшего. Лишь недавно для обозначения «звёздных» по происхождению тел, но планетарной, меньшей даже чем у коричневых карликов массы, был официально принят термин «планемо».

Выявить такие объекты в окрестностях Солнца должен был инфракрасный телескоп WISE. Станция работала с 2009 по 2014 год, совершив множество открытий. Но ни Немезида, ни планета Х в данном списке не значились.Вблизи Солнца не оказалось сколько-то крупных тел.

И это результат уже окончательный. Немезиды нет, потому что просто нет. Была бы, WISE её бы заметил.