("Крутой поворот", Sharp Corner, 2024, Канада)
Что ж, если вы проснулись с утра, думая, а не посмотреть ли вам какую-нибудь драму, чтобы сразу и необычную, и "про жизнь" - вам повезло.
Есть такая в природе! Свежайший "Крутой поворот" Д. Бакстона - любопытная картина с замечательным Беном Фостером в главной роли.
А вот повезёт ли вам получить от неё удовольствие - здесь уже давайте разбираться.
Хотя "Sharp Corner" основан на рассказе популярного канадского писателя Р. Вангерски, его экранизация выдалась ну очень своеобразной. И это ещё мягко сказано.
Дело в том, что она посвящена оригинальному сумасшествию "маленького человека". Почти гоголевского, только живущего в наши дни в канадской провинции Новая Шотландия. И всё бы ладно, только сходит он с ума максимально приближённо к реализму. То есть тихо, буднично и без какой-либо театральности.
Это значит, что в "Крутом повороте" круто выглядит лишь название.
А всё прочее здесь протекает жизненно, обыденным чередом. Без кипения страстей и захватывающих интриг. И все конфликты заканчиваются так, как это бывает у "маленьких людей" в нашей, а не в киновселенной. Как то: замыканием персонажа в себе, алкоголизмом и униженными попытками примириться со своими обидчиками и судьбой.
Интересует вас такая совсем не зрелищная драма с главным героем, на которого в обычной жизни вы даже внимания не обратили бы?
Если да, читайте дальше.
Джош Макколл (Б. Фостер) - обычный офисный труженик, начальник отдела в фирме по проектированию интернет-сайтов. И житьё у него до сей поры было обычное: жена Рэйчел (К. Смолдерс), маленький сын Макс, рутинная работа, квартирка в городе, машина, пиво-винишко по вечерам, простые семейные радости-горести...
Но не всё в жизни Джоша сплошные будни - случаются иногда и праздники.
Вот, к примеру, недавно сбылась главная мечта его семьи. Подкопив деньжат, Макколлы купили себе просторный особняк за городом. Причём не задорого. И смогли наконец-то переехать из постылой квартирки в нормальное жильё.
Причина подозрительно низкой цены этой недвижимости открылась в первый же вечер.
Так вышло, что земля Макколлов находилась у опасного поворота проходящего мимо шоссе. И не успели ещё Джош с Рэйчел распаковать вещички, как вдруг, говоря словами одного великого фильма, некие "студентики стали убивать себя на их делянке". То есть пьяные не вписались в поворот и врезались в дерево, что росло перед домом.
Шок! Трагедия! Повод бежать к психотерапевту! И не только для родителей "студентиков", но и для Макколлов.
А что хуже всего - автокатастрофы на их участке даже не думали прекращаться...
Как поступил один мой знакомый, угодивший лет 20 назад точь-в-точь в такую же беду? Причем рядом с его домом поворот был ещё опаснее.
Да элементарно: установил перед забором бетонные блоки, выкрасил их в чёрно-жёлтые наклонные полосы и думать забыл о проблеме. Дескать, да бейтесь вы о них, лихачи, сколько угодно. Главное, не у меня во дворе и не о мой дом.
Но Джош был не таков.
Первая же авария так его потрясла, что отныне он не мог думать ни о чём другом. Однако сооружать перед домом крепкий отбойник не стал (Допустим, есть в Канаде законы, запрещающие подобное самоуправство. Но почему Джош не завалил жалобами дорожный департамент? Или не подал на него в суд, раз проблема хроническая?).
Вместо этого Джош решил...
... Вместо этого Джош ударился в бесконечные рефлексии. Даже на работу стал "забивать" - вот как терзали его мысли о том, что он... не сумел спасти жертв этих катастроф. А всё потому, что человеком он был излишне впечатлительным. И вбил себе в голову, что в гибели этих людей есть отчасти его вина.
Хорошо ли это? Правильно ли?
И здесь "Крутой поворот" вдруг демонстрирует оборотную сторону столь гипертрофированной совестливости. Тогда, когда она уже переходит в саморазрушительную манию. И для Джоша, и для всей его семьи.
Понятно, что на Макса и Рэйчел череда потрясений и перманентная угроза тоже отразились. У сына прогрессировало нервное расстройство, и Рэйчел решила скорее продать дом, чтобы переехать в место получше.
Однако Джош, при всей разумности доводов жены... воспротивился. Более того, стал втайне от неё усердно готовиться к будущим авариям. Чтобы в следующий раз уж точно не оплошать и успеть кого-нибудь спасти.
Я сказал "усердно"? Нет, скорее, здесь было уже нечто маниакальное...
При всей "бытовушной" тягучести сюжета, развязка у него - если вы до неё дотерпите, - внезапно хороша. В ней безумие Джоша аж выворачивает наизнанку его образ, что формировался перед нами весь фильм. После чего картина его сумасшествия становится полной...
...А вот для Бена Фостера, к сожалению, роль вышла проходной. Всё-таки тихие интеллигентные психопаты не его конёк. При этом к игре Бена, разумеется, нет ни малейших претензий. Но если вспомнить, каких мощных психов он играл ранее (или вот здесь), эта фостерова роль на их фоне тотчас меркнет и мельчает.
***
В общем, картина очень и очень... и очень на любителя.
Даже многие фанаты Бена Фостера вряд ли порадуются такому его образу "бледной рефлексивной моли". Весьма нехарактерной роли для обычно дерзкого, экспрессивного Бена.
При этом "Крутой поворот" - не артхаус и не авангардная муть, а простой понятный фильм для любого зрителя категории 18+. Вот только излишек в нём "бытописания" и вялое сумасшествие главного героя - почти гарантия, что картина наскучит вам ещё до своей кульминации.
Так что советовать "Крутой поворот" я вправе лишь тем из вас, кому нравятся драмы "про реальную жизнь" и кому не страшны все вышеуказанные "испытания".
Всем же поклонникам всего яркого, динамичного, остросюжетного делать здесь абсолютно нечего, и вгонять вас в зевоту этим кино я не намерен.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):