Время шло своим чередом. Обжилась Ольга в деревне. Научилась печку топить, похлебку в чугунах варить, хлеб из травяной муки печь. Бабка Макариха всему ее научила.
Ольга и дрова из рощи таскала на себе. Сучков много там осталось. Сперва вроде их не разрешали брать, Думали и отходы все заберут на войну. Да кто будет такую даль сучья возить на поезде. Так и осталось это богатство в роще лежать.
Бабка рада-радешенька. В доме у нее теперь чистота, стены и печка побелены. Потолок тоже белый. Все щели, что в печи были, Ольга глиной замазала. И откуда что взялось. Сама догадалась, как это сделать надо. Замазала, а потом и известкой побелила. Дым теперь не в избу, а в трубу идет.
Бабы, что за помощью к Макарихе приходили, удивлялись.
- У тебя, бабушка, дом то совсем другой стал, ожил. Зайти к тебе любо-дорого.
- Это все Олюшка. Она старается. , - отвечала Макариха.
Как то вечером бабка заговорила с Ольгой.
- Старая я уж совсем стала. В деревне то я, почитай, всех старше теперь. Когда старуха с косой придет, кто его знает. Ты после меня тут останешься. Больше ведь и нет у меня никого. Я тебя своему делу научу. Ты тетрадочку купи, да записывай в нее, чего научать тебя буду. Сразу то ведь все и не запомнишь.
Ольга сперва отказываться было принялась. Говорила, что не умеет ничего, боится, а вдруг чего не так сделает. Но бабка уговорила молодую женщину. Тетрадка да карандаш дело нехитрое. Пойдет в город, там и купит. А в город ей надо было край сходить. Пособие на Улю выхлопотать, да запрос сделать, где муж ее сейчас.
- Ты иди, только с кем-нибудь. Одна то еще заплутаешь. Вон хоть с Маринкой председательской сходи. Она в городе учится, все там знает.
С Маринкой Ольга еще крепче сдружились. После того дня, когда ее видели люди с Алешей, Марина сама к Ольге пришла. Вроде бы так, посмотреть, как обживается. Ольга увидела ее, обрадовалась. Начала рассказывать, как Алешка ей помог за мхом на болото сходить. Марина сама предложила, что придут они с Алешкой, помогут дыры законпатить.
И правда, два вечера приходили. Сперва вдвоем, а потом Марина еще и подружек своих прихватила, Варю да Клавдюшку. Ольга к тому времени еще на болото пару раз сходила. Мох у нее теперь в запасе был.
Впятером они все одним вечером сделали.
- Ну бабка, принимай работу, - позвал Алешка Макариху. - Гляди, где еще надо пробить.
Василий Кузьмич понял, что план его рассорить дочку с Алешкой трещит по всем швам. Но сдаваться он не собирался. Верка хвалилась, что Алешка в Москву учиться собирается. Ну туда ему и дорога. Поживет в городе, обтешется, может и про Маринку забудет.
Но и ему подсуетиться надо. В очередной раз, когда был в районе, зашел в кабинет к Степану Ивановичу. Дела колхозные у него были. Просил, чтоб техники побольше на уборочную из МТС выделили. Заявку оставил. Разговор затянулся. Сначала про трактора, потом про колхозы, кто как работает. А потом слово за слово перевел Василий Кузьмич собеседника на разговор о детях, как трудно их растить сейчас.
Степан Иванович гордился своим сыном.
- У меня Борис то третий год учиться в институте будет. И учится хорошо, не смотри, что из районного городка.
Василий Кузьмич как бы между делом заговорил о своей любимице.
- Вот, у меня тоже дочка через год школу закончит. Тоже думаю, чтоб дальше шла учиться. Боюсь вот только, как ее одну то в такую даль отправлять. Нигде не бывала.
Степан Иванович хохотнул. Вот нашел о чем печалиться. Молодежь нынче не то, что раньше была, ничего они не боятся.
- Так то оно так, только моя то деревенская, тихая да смирная. Тяжело ей в городе то будет. Не знает, на что там внимание в первую очередь надо обратить.
И тут случилось то, о чем председатель даже и не мечтал.
- А ты приезжай в воскресенье к нам с девкой то. У меня Бориска сейчас дома, поговорят они, может он чего и подскажет.
Хитрый Степан Иванович уже давно догадался к чему клонит Василий Кузьмич. Девка то на выданье у него. Не увидишь как замуж засобирается, вот и присматривается он, к кому бы прибиться со своей невестой. Поразмыслив немного Степан Иванович подумал, что это неплохая кандидатура. С отцом он знаком, не в последних людях ходит. А что девчонка смирная да деревенская, совсем хорошо. Не чета городским. Видел он, какие там возле Борьки его крутятся, когда в командировку в область ездил. А эта мужа своего почитать будет, слова поперек не скажет. А если что, так и приструнить можно.
Дома Василий Кузьмич объявил Марине, что в воскресенье они поедут в город.
Девушка удивилась, а как же работа. В летнее время и по выходным дням все колхозники работали. Но отец успокоил ее, у всех колхозников бывают дела, тогда он им дает разрешение на работу не выходить. Жизнь то ведь не стоит на месте. Марина припомнила, что и вправду, бывало, что некоторые бабы не выходили на работу. Поэтому девушка решила, что и ее никто не осудит. А если честно, она так уже устала, хотелось хоть немного отдохнуть от тяжелой работы. Только вот зачем она отцу понадобилась в городе. Но он ничего не говорил, а Маринка не стала спрашивать.
Председатель быстро нашел дом Степана Ивановича, привязал лошадь к столбу И они с Маринкой вошли во двор. Еще дорогой отец объяснил, что они поедут к его начальнику домой. У того есть сын, который учится в области в институте. И вот Марина поговорит с ним, расспросит, куда ей лучше поступать, где легче учиться.
- Да спрашивай все, что хочешь, что тебя заботит.
- Так мне ведь еще целый год учиться, чего сейчас то расспрашивать.
Но Василий Кузьмич только рукой махнул, назвал Маринку глупой и объяснил, что Степан Иванович его сам позвал. И отказаться было бы верхом глупости. Раз есть такая возможность, то грех ей не воспользоваться.
И надо заметить, что Маринка больше из вредности сопротивлялась. Ей самой было интересно встретиться с настоящим студентом, расспросить, как они там живут.
Встречать гостей вышел сам Степан Иванович. Он поздоровался за руку с председателем, потом повернулся к Маринке, чтоб познакомиться с ней. Даже загар , почти черный от ежедневных работ в поле, не испортил правильные черты лица Марины. Улыбка в ответ на приветственные слова подчеркнула красоту девушки.
- О, да дочка то у тебя настоящая красавица, - повернулся Степан Иванович к председателю.
Борис был предупрежден, что к ним в гости сегодня приедет председатель одного из колхозов со своей дочкой. Степан Иванович не скрывал, что пригласил он его с целью познакомить Бориса с девушкой. Борька недовольно хмыкнул. Вот еще, Не хватало, чтоб отец подыскивал ему невест. Да он вообще про девушек пока и не думает. Война идет, какие могут быть невесты.
Но перечить отцу Борька не стал. Ну не убудет от него, если он поговорит часок - другой с девчонкой. Она же еще малолетка, в школе учится. Тоже мне, невеста.
Борис ожидал увидеть зачуханую девку, которая и говорить то ни о чем не может. Но Марина обманула его ожидания. В белом платье в мелкий цветочек, тонкая талия подчеркнута узеньким ремешком, на ногах белые носочки и парусиновые туфельки. Белокурые локоны рассыпались по плечам.
Родители оставили парочку в комнате, а сами прошли на летнюю веранду, где уже пыхтел самовар.
Нет, совсем не такую девушку ожидал увидеть Борис. Он был доволен, что сильно ошибался. Маринка нисколько его не стеснялась, разговаривала на равных, а порой говорила о таких вещах, что Борька только удивлялся, как из такой головки берутся такие мысли.
Чем дольше общались молодые люди, тем больше понимал Борис, что девушка ему нравится. Он красочно описывал учебу в институте, рассказывал, как здорово там учиться, как интересно. И даже то, что они вечерами ходят еще на завод работать его нисколько не напрягало. Они же помогают этим самым фронту.
Марина не осталась в долгу. Она тоже все лето работает в колхозе наравне с остальными колхозниками. Без всякого кокетства она протянула свои мозолистые ладони.
Борька машинально взял ее руки в свои. Жесткие в мозолях ладони никак не вязались с ее личиком.
- Я уже привыкла. Ничего, начну в школе учиться, все мозоли пройдут, - как то совсем по детски пояснила она.
Потом, все с той же детской непосредственностью начала рассказывать о своих подругах, которые так же работают с ней в колхозе.
- А вот Алеша в поле не ходит, да и вообще пока в колхозе не работает. Он осенью тоже в институт поедет поступать, только в Москву.
- А кто такой Алеша, твой брат?
- Нет, не брат, мой жених, - просто ответила Марина.
- Какой жених, ты же еще в школе учишься, - удивился Борис.
Тогда Марина ни капли не смущаясь, рассказала о том, как они с Алешей, еще совсем детьми, поклялись, что будут всегда вместе. Их не испугало то, что Алеша с фронта пришел инвалидом, что у него нет правой кисти. Они все равно будут вместе. Только не сейчас, а когда Алеша закончит учебу.