Найти в Дзене

Диплоная работа: Управление товарооборотом в розничной торговле: пути увеличения объемов продаж (на примере магазина «Пятерочка»).

Оглавление

Дипломная работа посвящена исследованию товарооборота как ключевого показателя эффективности предприятий розничной торговли в современных условиях усиления конкуренции и диверсификации форматов. Актуальность темы обусловлена прямой зависимостью результативности сектора розничной торговли от экономических показателей отдельных торговых точек и необходимостью поиска путей повышения их объемов продаж. В работе рассматриваются теоретические аспекты сущности, видов и значения товарооборота в розничной торговле, а также методика его анализа. На примере конкретного предприятия розничной торговли – магазина «Пятерочка» № 139 – проводится углубленный анализ динамики, структуры и факторов, влияющих на товарооборот за 2009-2011 гг. Основной целью исследования является выявление резервов и разработка практических рекомендаций, включая обоснование применения маркетинговых инструментов и методов планирования, направленных на увеличение объемов продаж и повышение эффективности деятельности предприятия розничной торговли.

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И РАЗВИТИЯ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Современное состояние и тенденции развития розничной торговли в Российской Федерации

1.2. Сущность, виды и значение товарооборота торговой организации

1.3. Основные этапы и показатели анализа товарооборота торгового предприятия

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА МАГАЗИНА «ПЯТЕРОЧКА»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ динамики и структуры товарооборота магазина «Пятерочка» за 2009-2011 гг.

2.3. Факторный анализ товарооборота магазина «Пятерочка» № 139 за 2009 - 2011 гг.

ГЛАВА 3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Применение маркетинговых инструментов увеличения объемов продаж магазина «Пятерочка» № 139

3.2. Планирование товарооборота магазина «Пятерочка» № 139 в целях повышения объемов продаж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность темы исследования. Рыночная деятельность торговли как сектора экономики осуществляется посредством усилий множества конкурирующих субъектов торговли. Эффективность торговли на федеральном и территориальном уровне напрямую зависит от экономических результатов деятельности отдельных торговых предприятий.

Определяющими факторами роста и рентабельности торговых предприятий являются формат магазинов, маркетинг и операционная эффективность. Поэтому одной из основных тенденций розничного рынка становится диверсификация форматов, акцент на развитие сетей в форматах дискаунтеров и супермаркетов, развитие направление продаж товаров под собственными торговыми марками. В современных условиях торговые сети вынуждены оптимизировать (сокращать) ассортимент, чтобы сохранить обороты. Одной из стратегий розничных продавцов является снижение цен на отдельные группы товаров.

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Таким образом, торговая деятельность заключается в продвижении товаров от производителя к потребителю посредством реализации товаров за деньги, а на наличие торговой деятельности указывают продажи и товарооборот, который является мерой ее результативности.

Помимо того, что товарооборот определяет величину прибыли, он позволяет оценить соответствие деятельности организации спросу на рынке и степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары; способствует разработке управленческих решений по оптимизации объемов и структуры продаж товаров; способствует повышению качества обслуживания покупателей; способствует эффективности использования материально-технической базы торговли; способствует разработке мер по устранению недостатков в торговле, разработке оптимальных стратегических и тактических решений по развитию торговой деятельности предприятия; может выступать как показатель мощности торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме (масштабах) деятельности предприятия; определяет тенденции экономического и социального развития и обосновывает прогнозные значения различных показателей деятельности торговой организации, в том числе ее финансовых результатов

Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных планов выступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности персонала предприятия, в начале – для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др.

Важное значение показателей товарооборота и отсутствие углубленных исследований данной проблематики в современных условиях, характеризующихся усилением конкурентной борьбы в связи с появлением разных типов торговых объектов, определяет актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемам развития и повышения эффективности розничной торговли посвящены работы таких зарубежных авторов, как М. Джерниган, Ф. Котлер, М. Леви, Л. Спаркс, Дж. Ферни, Х. Хершген, С. Эстерлинг и др. Среди отечественных авторов, в трудах которых освещены вопросы организации и управления розничными торговыми предприятиями, следует назвать таких ученых как А.В. Бабичев, Л.П. Дашков, Л.П. Коваленко, В.В. Никишкин, М.А. Николаева, Л.В. Осипова, Ф.Г. Панкратов, Т.Н. Парамонова, Ф.П. Половцева, И.А. Рамазанов, В.В. Снегирева и др.

Большой вклад в разработку проблем управления товарооборотом внесли такие зарубежные ученые как Фейгенбаум А., Исикава К., Джуран Дж., Деминг У., Харрингтон Дж., Инскип Э., Норт К. и др., а так же отечественные исследователи Войтоловский Н.В., Азгальдов Г.Г., Карлик Е.М., Окрепилов В.В., Огвоздин В.Ю., Гличев А.В., Соловьев Б.А., Глудкин А.П., Ильенкова С.Д., Азара В.И., Чудновского А.Д., Качанова В.С., Исмаева Д.К., Прянкова Б.В. и др. рассматривавших общетеоретические и практические проблемы построения системы управления товарооборотом.

Целью дипломной работы является анализ товарооборота торгового предприятия с целью увеличения объемов его продаж на примере магазина «Пятерочка» № 139 г. Серафимович Волгоградской области.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи исследования:

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение ряда задач:

- рассмотреть современное состояние и тенденции развития розничной торговли в Российской Федерации;

- определить сущность, виды и значение товарооборота торговой организации;

- изучить основные этапы и показатели анализа товарооборота торгового предприятия;

- провести анализ динамики и структуры товарооборота магазина «Пятерочка» за 2009-2011 гг.;

- провести факторный анализ товарооборота магазина «Пятерочка» № 139 за 2009 - 2011 гг.;

- обосновать возможность применения маркетинговых инструментов увеличения объемов продаж магазина «Пятерочка» № 139;

- провести планирование товарооборота магазина «Пятерочка» № 139 в целях повышения объемов продаж.

Объектом исследования дипломной работы является торговое предприятие - магазин «Пятерочка» № 139 компании ООО «Тамерлан» (г. Серафимович Волгоградской области).

Предмет исследования – состав и структура товарооборота магазина «Пятерочка» № 139.

Для проведения исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы аналитического и прогностического моделирования, системный и программно-целевой подходы, методы сравнительного статистического и экономического анализа.

В качестве информационной основы в работе использованы статистические материалы Госкомстата Российской Федерации и данные магазина «Пятерочка» № 139.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В введении раскрыта актуальность темы исследования, цель выпускной квалификационной работы, ее задачи, определены объект и предмет исследования, методологическая основа исследования, а также структура выпускной квалификационной работы.

В первой главе выпускной квалификационной работы было изучено современное состояние и тенденции развития розничной торговли в Российской Федерации; определены сущность, виды и значение товарооборота торговой организации, а также основные этапы и показатели анализа товарооборота торгового предприятия.

Во второй главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ товарооборота магазина «Пятерочка» № 139 за 2009-2011 гг.

В третьей главе выпускной квалификационной работы были определены пути увеличения продаж торгового предприятия на примере магазина «Пятерочка» № 139 за 2009-2011 гг..

В заключении были сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.

Глава 1. Теоретические основы анализа и развития товарооборота торгового предприятия

1.1. Современное состояние и тенденции развития розничной торговли в Российской Федерации

В современных российских условиях постепенно совершенствуясь, сфера торговли переходит на новый качественный уровень. Данная отрасль экономики является одной из крупнейших как по числу занятых, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал.

Торговля выступает связующим звеном между производителями ресурсов и потребителями, обеспечивающим производственную цепочку превращения «деньги-товар-деньги».

Согласно Большой Советской Энциклопедии «под торговлей понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления» [цит. по 15, с. 32].

С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранению и подготовке к продаже [12, с. 83].

Таким образом, объектом любой торговли является товар, качественная характеристика которого направлена на удовлетворение различных нужд и потребностей, в результате непрерывного гражданско-правового оборота.

В зависимости от стадий обращения товара от изготовителя к потребителю торговля делится на оптовую и розничную. Такая классификация основана на нормах гражданского и налогового законодательства.

По мнению Э.Б. Салпагаровой, розничная торговля представляет собой замкнутую систему распределения товаров посредством продажи их в специально отведенных местах, всегда доступных конечным потребителям. При этом немаловажное значение имеют сопутствующие сделке купли-продажи товара предлагаемые услуги розничной сети [38, с. 197].

Таблица 1.1 дипломной работы: Динамика концентрации капитала в розничной торговле в 2004–2011 .
Таблица 1.1 дипломной работы: Динамика концентрации капитала в розничной торговле в 2004–2011 .

Приведенные в таблице 1.1. данные свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в общем количестве предприятий розничной торговли имеют малые предприятия, но по темпам роста оборота их опережают крупные и средние предприятия, обладающие большими финансовыми возможностями для повышения качества оказываемых услуг в соответствии с современными требованиями рынка.

На сегодняшнем этапе развития отрасли в условиях насыщенного рынка и конкурентной борьбы объем реализуемых услуг розничной торговли формируется за счет оборота розничных торгующих предприятий и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2 дипломной работы: Оборот розничной торговли по формам торговли в 2004–2011 гг.
Таблица 1.2 дипломной работы: Оборот розничной торговли по формам торговли в 2004–2011 гг.

1.2. Сущность, виды и значение товарооборота торговой организации

В условиях рыночной конкуренции долговременной и главной целью деятельности любой коммерческой организации, в т.ч. и торговой, является получение прибыли. Реализовать эту цель можно лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.

Товарооборот принадлежит к числу основных факторов, непосредственно влияющих на финансовый результат, является базовой доходной статьей, а следовательно, важнейшим и необходимым условием, без которого не может быть достигнута главная цель деятельности торговых организаций.

В общеэкономическом понимании товарооборот начинается на производственном предприятии, продающем произведенную продукцию (товары) на оптовом рынке. Однако в более практическом, конкретном понимании термин «товарооборот» применяется к продажам, осуществляемым торговыми организациями (для производственных предприятий используется термин «продажа продукции, работ, услуг») [6, с. 450].

На макроуровне товарооборот представляется как процесс купли-продажи, обмена товара на деньги и характеризует стоимость товарной массы, денежную выручку продавцов и одновременно расходы покупателей на приобретение товаров.

В самом общем случае под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота [40, с. 119].

Законодательные и нормативно-инструктивные акты регламентируют понятийный аппарат и дают различные понятия торговли и товарооборота в частности.

Рисунок 1.1.  дипломной работы: Виды товарооборота.
Рисунок 1.1. дипломной работы: Виды товарооборота.

Товарооборот торгового предприятия может осуществляться в различных видах и формах. В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды:

1. Розничный товарооборот, который характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских товаров для собственного использования.

2. Оптовый товарооборот, который характеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошли определенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.

Рисунок 1.2. дипломной работы: Модель заинтересованных сторон в управлении товарооборотом предприятия розничной торговли .
Рисунок 1.2. дипломной работы: Модель заинтересованных сторон в управлении товарооборотом предприятия розничной торговли .

Глава 2. Анализ товарооборота магазина «Пятерочка»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

Компания «Пятерочка» — федеральная сеть формата «мягкий дискаунтер», находящая под управлением X5 Retail Group. «Пятерочка» охватывает своими магазинами Москву, Санкт-Петербург и другие регионы европейской части России и Урала. Магазины сети предлагают сбалансированный ассортимент качественных товаров по низким ценам и пользуются большой популярностью у людей с умеренным достатком.

Магазин «Пятерочка» № 139 компании ООО «Тамерлан» расположен по адресу 403440, Волгоградская область, Серафимовичский район, г. Серафимович, ул. Октябрьская, д. 96.

ООО «Тамерлан» (франшиза розничной сети магазинов «Пятерочка» в Волгограде и Волгоградской области зарегистрирована 10 августа 1999 г. регистратором Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснооктябрьскому району г. Волгограда. Основным видом деятельности ООО «Тамерлан» является «Розничная торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки». Основная отрасль компании - «Розничная торговля».

Основной целью компании является извлечение прибыли, преобладающим видом деятельности с точки зрения доходов является розничная торговля.

Магазин «Пятерочка» № 139 осуществляет следующие основные виды деятельности:

- оптовая, оптово-розничная торговля;

- розничная торговля;

- розничная торговля алкогольными напитками;

- розничная торговля бакалейной продукцией;

- розничная торговля безалкогольными напитками;

- розничная торговля кондитерскими изделиями;

- розничная торговля молочными продуктами;

- розничная торговля рыбой и морепродуктами.

Виды продукции, реализуемые магазином «Пятерочка» № 139: мясо, мясопродукты, кондитерские и хлебобулочные изделия, молоко, молочные продукты, сыр, масло, консервация, рыба, морепродукты, напитки, соки, вода, кофе, чай, алкоголь, пиво, спирт, замороженные продукты, бакалея, ингредиенты, добавки, специи.

УПРАВЛЯЮЩИЙ

Организационная структура магазина «Пятерочка» № 139 представляет собой систему, позволяющую грамотно и эффективно управлять организацией. Схематично она представлена на рисунке 2.1

Рис. 2.1. Организационная структура магазина «Пятерочка» № 139
Рис. 2.1. Организационная структура магазина «Пятерочка» № 139
-7

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. - № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996. (ред. от 30.11.2011)

2. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 23.12.2010) // Российская газета. - 27.12.2010

3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. - № 8. - 16.01.1996 (ред. от 25.06.2012)

4. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения.: ГОСТ Р 51303-99 - Введ. 01.01.2000 -утв. Постановлением Госкомстата России от 11.08.1999 № 242-ст.

5. Абрютина, М.С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности [Текст] : учебное пособие / М.С. Абрютина. – М. : Дело и Сервис, 2010. – 464 с.

6. Адамайтис, Л. Товарооборот как фактор формирования прибыли торговой организации [Текст] / Л. Адамайтис, И. Андрианова // РИСК : Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 2. - С. 450-454.

7. Адамайтис, Л.А. К вопросу оценки качества финансовых результатов [Текст] / Л.А. Адамайтис // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов. Материалы всероссийской заочной научно практической конференции. - 2009. - С. 89-95.

8. Баканов, М.И. Экономический анализ в торговле [Текст] : учебное пособие / М.И. Баканов. - М. : ФиС, 2007. - 400 с.

9. Беккер, Е.И. Современное состояние и динамика развития торговых розничных сетей [Текст] / Е.И. Беккер // Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т. 17. - № 3. - С. 294-299.

10. Бланк, И.А. Торговый менеджмент [Текст] : учебник / И.А. Бланк – 3-е изд., стер. – К. : Эльга, 2009. – 779 с.

11. Брагин, Л.А. Организация и управление торговым предприятием [Текст] : учебник / Л.А. Брагин, Т.П. Данько. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 303 с.

12. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность [Текст] / С.Н. Виноградова.- 2-е изд. – Мн. : Вышэйшая школа, 2012. – 288 с.

13. Высочин, И.В. Модель заинтересованных сторон в управлении товарооборотом предприятия розничной торговли [Текст] / И.В. Высочин // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2011. - № 28. - С. 111-115.

14. Горская, Ю.А. Направления развития российских розничных сетей [Текст] / Ю.А. Горская // Поволжский торгово-экономический журнал. - 2011. - № 2. - С. 13-17.

15. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст] : учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 11-е изд., перераб. и доп. - М. : Маркетинг, 2011.- 692 с.